Наталья Самарцева
Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни современный ребенок должен обладать определенными ключевыми компетентностями. Рассматривая, понятие компетентность относительно дошкольного периода, М. В. Крулехт, предлагает следующее определение – «это когда ребенок способен и готов решать какие-то проблемы, задачи и в познании, и в общении, и в специфических видах деятельности» У старшего дошкольника должны быть сформированы следующие компетентности:
Публикация «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей у детей» размещена в разделах
Технологическая компетентность позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях (умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка ситуации;умение планировать этапы своей деятельности; понимать и выполнять алгоритм действий; устанавливать причинно-следственные связии др)
Информационная компетентность- умение обрабатывать и использовать данную информацию для планирования и осуществления своей деятельности (Умение получать информацию, используя некоторые источники, делать выводы из полученной информации,задавать вопросы на интересующую тему)
Социально-коммуникативная компетентность- готовность ребенка получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу (умение понимать эмоциональное состояние другого, слушать и слышать другого человека, соотносить свои желания с интересами других, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях)..
Метод проектов – педагогическая технология, грамотное использование которой позволяет сформирвать вышеперечисленные ключевые компетентности. Недаром метод проектов признан технологией XXI века и является одной из основных при реализации принципа непрерывности образования между детским садом и школой.
Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Этот метод дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, коммуникативные навыки и нравственные качества.
Но многие, особенно молодые педагоги понимая вобщих чертах, что такое метод проектов не знают как к нему подступиться на практике, другие же, напротив успешно реализуя проектный метод в работе с детьми не могут документально представить свою работу и доказать свою педагогическую компетентность. Как показала приктика работы особые трудности вызывает у педагогов организация коллективных проектов. Сегодня, на нашем семинаре- практикуме мы попробум показать вам как воспитателями ДОУ нашего района на практике реализуются коллективные проекты. Воспитатели поделятся опытом своей работы на примерах контретных проектов, реализованных ими с детьми, расскажут о проблемах, возникающих в ходе реализации проектного метода и путях их решения. На выставке вы можете ознакомится с грамотно оформленными проектами, увидеть некоторые варианты оформления итогов проектной деятельности.
Но прежде чем мы перейдем к практической части нашего семинара позвольте очень коротко напомнить вам о теоретических аспектах реализации проектного метода в ДОУ.
Чаще всего молодые педагоги задают вопрос- откуда взять тему проекта. Проект может быть запланироват педагогом, но преподнести тему детям нужно не в жесткой, авторитарной форме "Дети давайте изучим. ", а подвести детей к проблеме. Например так, как сделал воспитатель в поекте "Путешествие капельки", который вы сегодня увидете. С детьми были рассмотрены фотографии летнего участка, проведена беседа как было красиво, а зимой на участке скучно. Дети сами предложили украсить участок и с помощью нвводящих вопросов придумали как это сделать, с этого начался проект. Бывает и другой вариант, когда дети в ходе какой-то деятельности сами выдвигают проблему, а воспитателю стоит не давать прямых ответов на вопрос детей, а воспользовавшись ситуацией, реализовать проект данной тематики. Например, в ходе разговора у детей возник спор "Чем занимаются в парке"- это стало основой реализации проекта "Почему парк любимое место горожан". Бывает и третий вариан, когда в ходе реализации задуманного педагого проекта у детей возникает еще одна проблемная ситуация, которая становится основой реализации еще одного проекта или расширения проекта, такое вы увидите сегодня в проете "Воздушные фантазии".
Итак, после того как тема выбрана приступаем к подготовке проекта.
Вам нужно определиться к какому типу относится проект.
Проекты классифицируются по разным признакам. Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности (классификация по тематике). В практике ДОУ используются следующие типы проектов:
• исследовательские осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
• ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• информационно-практико-ориентированные проекты или информационные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
• творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Проекты также делятся по составу участников:
• коллективный (групповой, фронтальный) (участвует вся группа детей)
• подгрупповой (до 10 человек)
• личный
• семейный
• парный и пр.
По продолжительности
• краткосрочный – несколько занятий, 1–2 недели
• средней продолжительности – 1–3 месяца
• долгосрочный – до 1 года
После того как определена тема и вид проекта составляется Информационной карты проекта (план проекта, в которой указывается:
тип проекта,
участники,
возраст детей,
актуальность (проблема) -почему вы решили выбрать именно данный проект
цель проекта, задачи для всех участников (педагогов, детей, родителей,
форма проведения итогового мероприятия (оформление выставки, стенгазеты, создание презентации, книги; концерт, развлечение; оформление группы и т. д.)
продукты проекта для всех участников (педагогов, детей, родителей,
ожидаемые результаты для всех участников (педагогов, детей, родителей)
II После этого продумывается краткое содержание проекта. Оно разбивается на три этапа и расписывается на всех участников.
1.
Подготовительный этап
– создание проблемной ситуации.
2.
Основной этап
– не только самый длительный этап проекта, но и самый интересный. На этом этапе проводится непосредственная работа с детьми, во время которой максимально раскрываются возможности каждого ребёнка. Воспитатель в соответствии с планом проекта, организует их работу в различных центрах.
3
. Заключительный этап.
На этом этапе подводятся итоги проекта. Они могут представляться в различных формах.
III. Следующим этапом составления проекта является «Системная паутинка». В ней расписывается совместная деятельность педагога с детьми во всех образовательных областях.
IV. И в заключении необходимо провести анализ проделанной работы, т. е. рефлексию.
После того, как проект оформлен приступаем к его реализации:
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию;
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов осуществляется на совместном мероприятии, задача которого заключается в том, чтобы продемонстрировать результаты продуктивной деятельности, инициировать процесс самооценки достижений детей, выявить трудности, рассказать о своих замыслах на будущее, определение задач для новых проектов.