Юлия Фрейлина
Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Публикация «Метод проектов в ДОУ как инновационная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
Зарождение этого метода произошло во второй половине 19 века. Разработал этот новый дидактический метод американский педагог Джон Дьюи. По мнению американского педагога данный метод не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать ее в настоящем.
В настоящее время метод проектов рассматривается наукой как цикл инновационной деятельности и является одной из перспективных педагогических технологий, имеющих соответствующие признаки, функции и структуру. В современном понимании метод проектов ни в коем случае не заменяет существующую программу воспитания и обучения, а лишь дополняет ее.
Объект исследования: проектная деятельность в ДОУ.
Предмет исследования: использование метода проектов в процессе обучения и воспитании дошкольников.
Цель данной работы: выявить специфику использования метода проектов в системе обучения и воспитания дошкольников в условиях ДОУ.
Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
1) изучить проектный метод в системе ДОУ;
2) разработать проект для детей дошкольного возраста;
3) сделать выводы по результатам реализации проекта.
В работе использовались следующие методы : изучение теоретической и научно-методической литературы; изучение педагогического опыта; наблюдение, анализ и обобщение полученных данных. Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам использования метода проектов в работе ДОУ. Исследование проведено на базе МБДОУ № 10 «Ивушка» г. Ессентуки Ставропольского края. Практическая значимость заключается в том, что показана эффективность применения метода проектов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников. Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Слайд 2
Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Слайд 3
Что такое проект и что такое метод
• Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
• Слово «метод» (греч. methodos) : meta - вне, за пределами и hodos - путь. Потому метод - это путь в определенной деятельности, следование которому приводит к получению необходимого результата.
• Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Под методом проектов мы подразумеваем технологию организации образовательных ситуаций, в которых воспитанник ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности ребенка.
Слайд 4
Каждый отдельно взятый педагогический проект имеет название, цель и задачи.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи :
• -обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• -развитие познавательных способностей;
• -развитие творческого воображения;
• -развитие творческого мышления;
• -развитие коммуникативных навыков.
Слайд 5
В настоящее время проекты, используемые в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике: творческие, информационные, игровые или исследовательские
По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные, межгрупповые (в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ в контакте с семьей, с социумом и т. д.)
По срокам реализации: краткосрочный (1-2 недели, проект средней продолжительности (1 месяц, долгосрочный (1 год)
Слайд 6
Виды проектов в ДОУ
№ Тип проекта Содержание Возраст детей
1 Исследовательский Дети экспериментируют, проводят опыты, а затем оформляют результаты в виде газет, книг, альбомов, выставок. Старший дошкольный возраст
2 Игровой Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Со второй младшей группе
3 Информационный Дети собирают информацию и реализуют ее. Ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков, дизайн группы, витражи и др) Со средней группы
4 Творческий Разучивание стихов, песен и т. д.
Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. Со второй младшей группы
Слайд 7
Задачи исследовательской деятельности при реализации любого проекта специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Слайд 8
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
План работы воспитателя по подготовке проекта
• 1. Выбор темы.
• 2. Постановка цели проекта.
• 3. Актуальность темы.
• 4. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).
• 5. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
• 6. Составление плана-схемы проекта.
• 7. Сбор, накопление материала.
• 8. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
• 9. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
• 10. Презентация проекта, открытое занятие, выставка, и т. п.
• 11. Подведение итогов выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, обмен опыта с коллегами.
Слайд 9,10,11
Работа над проектом включает совместную деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта :
Этапы
проекта Деятельность педагога Деятельность детей
I 1. Выбор темы.
2. Формулирует проблему (цель)
(При постановке цели определяется и продукт проекта)
3. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию
3. Формулирует задачу (не жестко) 1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию
3. Принятие задачи
4. Дополнение задач проекта
Первый этап –подготовительный. На этом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. (продуктом – это итоговое мероприятие по окончанию проекта). Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта является : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи вокруг себя.
II 1. Помогает в решении задачи
2. Помогает спланировать деятельность
3. Организует деятельность
4. Оказывает практическую помощь (по необходимости)
5. Направляет и контролирует осуществление проекта
1. Объединение детей в рабочие группы
2. Распределение ролей
3. Формирование специфических знаний, умений, навыков
На основном этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей
Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а так же направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Выполнение проекта (цикл практических дел)
III 1. Готовит презентацию
2. Проводит презентацию 1. Готовят продукт деятельности к презентации
2. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности
Третий этап – заключительный. Подводятся итоги, то есть публичное представление продукта проектной деятельности. Дети помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Проектная деятельность должна быть зафиксирована в календарном планировании с пометкой «Проект».(название)
Слайд 12.
Как оформить проект на бумаге (можно оформить двумя способами)
1 способ по Плану – схеме реализации проекта
• Тема.
• Актуальность темы проекта (нужно обосновать выбор темы).
• Вид и классификация проекта. ( например: творческий, краткосрочный)
• Сроки реализации (указать дату).
• Участники проекта (указать возраст детей).
• Методологическая база проекта. (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
• Цель проекта.
• Задачи проекта.
• Предполагаемый результат.
• Этапы реализации проекта или (план реализации проекта).
• Подготовительный этап. (Сбор информации, подготовка оборудования, которое необходимо изготовить или прибрести до начала реализации проекта.)
- Основной этап (цикл практических дел). Описать последовательность организации:
- работа с родителями;
- работа с детьми;
- работа с социальными партнёрами.
-Заключительный этап (вывод, подведение итогов).
2 способ в таблице
Этап (сроки) Основные направления реализации проекта (мероприятия) Материалы и средства реализации проекта Примечания
I этап
II этап
III этап
Слайд 14
В нашем учреждении практикуется проектный метод в работе с детьми, и используются разные виды проектов. Например: проект «Поклонимся великим тем годам…». Оформлен он по плану –схеме реализации проекта.
Актуальность
Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой достался нашим отцам и дедам тот день и каждый год отмечаем этот прекрасный и трагичный праздник вместе с ветеранами. В мае 2015 года исполняется знаменательная дата – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Создание проекта «Поклонимся великим тем годам» направлено на работу по воспитанию у дошкольников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории, предполагает привлечение детей и родителей к изучению знаменательных дат Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и участию в мероприятиях по подготовке и празднованию 70-летия Победы.
Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину.
Вид проекта : информационный, долгосрочный.
Задачи:
- Формировать представление об истории ВОВ
- Пробуждать интерес к прошлому нашего района, города, страны;
- Познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, с городами - героями;
- Показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны-
- Развивать чувство коллективизма;
-Привлекать родителей к участию в праздничных мероприятиях, в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
-Повышать уровень духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности.
Участники проекта :
В реализации проекта участвуют дети дошкольного возраста, родители (законные представители, педагоги МБДОУ.
Временное обеспечение:
Проект реализуется с 01. 01. 2015 по 01. 06. 2015г.
Предполагаемые результаты:
Создание необходимых условий для организации совместной деятельности с родителями, сотрудниками детского сада.
Воспитание у детей бережного отношения к продуктам собственного труда и труда взрослых.
Активное участие детей и родителей в подготовке к празднованию Дня Победы.
Рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Реализация проекта «Поклонимся великим тем годам» способствует воспитанию детей чувства патриотизма, бережного отношения к истории своей страны; обновлению и обогащению МБДОУ исследовательскими проектами и мультимедийными продуктами, посвященными 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
Выбор темы проекта, выявление семей готовых участвовать в проекте.
-мотивация родителей к участию в проекте. Постановка цели и задач проекта.
Организация семей воспитанников. Знакомство с проектной деятельностью и технологией проведения проекта. Обсуждение возможных способов поиска информации, творческих решений.
2. Основной этап (цикл практических дел)
3 этап. Заключительный
Подготовка к презентации проекта в средствах массовой информации.
3 этап. Заключительный
Праздничный концерт, посвящённый Великой Победе. «Уроки Победы» совместное мероприятие МБДОУ с управлением культуры искусства и молодежной политики администрации г. Ессентуки. Участие в ежегодной акции «Красная гвоздика», получили сертификат об участии. Так же организована выставка совместного творчества дошкольников и родителей «Нет - войне», где родители приняли активное участие. Участие детских рисунков в интернет – акции «Дети России за мир». Авторы рисунков получили дипломы. Педагоги участников акции получили дипломы кураторов. Участие педагога в ежемесячном конкурсе «Лучший мастер –класс», получили диплом победителя 2 место (изготовление гвоздики в технике оригами).
Проект принял участие во всероссийском конкурсе «Праздники России: День Победы» и стал победителем, педагоги получили дипломы 2 степени.
Вывод: В результате реализации данного проекта позволило детям удовлетворить познавательную активность. Дети заинтересовались темой праздника «23 февраля» и «День Победы», совместно с родителями и воспитателями участвовали в проектной деятельности. Дети смогли повысить собственную самооценку, они внесли вклад в общее дело, радовались своим успехам и успехам своих товарищей. Дети с большим интересом участвовали во всех мероприятиях.
Все участники проекта получили массу удовольствия и хорошего настроения.
Слайд 19
Подведём итоги о вышесказанном….Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:
- повышению профессионального уровня педагога или творческой группы, которые участвуют в разработке проекта;
- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;
- развитию креативности;
- развитию психических процесcов (воображение, мышление, речь, познавательных способностей дошкольников; социализации; развитию коммуникативных качеств;
- способствует повышению качества образовательного процесса;
- формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ,семьи и социума.
Слайд 20
Желаем всем творческого успеха! Спасибо за внимание.