Оксана Филимонова
Метод прикладного анализа поведения. Как научить?
▼ Скачать + Заказать документы
Метод прикладного анализа поведения (ABA терапия).
КАК НАУЧИТЬ?
Простыми словами о сложном, краткое доступное руководство для педагогов и родителей.
Сейчас многие люди, столкнувшиеся РАС у детей знают что такое ABA-терапия (метод прикладного анализа поведения). Этот метод позволяет структурировать жизнь человека с РАС, сделать его поведение предсказуемым, улучшить жизненно важные навыки. Часто у родителей нет возможности найти специалиста для обучения ребенка средству альтернативной коммуникации. Специалистов мало, специальных учебных заведений еще меньше, в удаленных районах их вообще нет. Тогда и возникает вопрос, можно ли справиться самим?
Темочки:
Основная идея метода проста: если ребенку нравятся последствия его действий – он их повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.
Ранее существовало мнение, что перевод ребенка на альтернативные средства коммуникации, тормозят вербальные проявления и ребенок откажется от речи совсем. Но современные исследования показывают, что овладение альтернативными средствами коммуникации может стимулировать речь. Когда ребенок научился выражать свои просьбы выкладывая предложения из картинок, при достаточно хорошо сформированном слуховом восприятии, может улучшиться понимание обращенной речи. «Сказать» можно гораздо быстрее, чем выкладывать картинки – это и является стимулом к речи.
Навык который необходимо усвоить разбивается на маленькие блоки. Каждый блок осваивается отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Карточки ПЭКС (PECS) и ПЭКС-альбомы становятся своеобразным альтернативным средством коммуникации, заменяющим вербальную речь на первом этапе.
Еще до того, как обучать ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS, следует основательно подготовиться к обучающему процессу. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыков, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит. Это можно сделать несколькими способами:
1. Наблюдение за ребенком и запись данных в таблицу.
Таблица оценки мотивационных факторов (5-10 факторов в каждой категории)
Любимые блюда, еда, сладости
Любимые напитки
Любимые занятия (смотреть телевизор, сидеть в определенном месте и т. д.)
Любимые игры (совместные, в одиночестве)
Места в которых любит бывать
Люди, с которыми любит проводить время
Чем занимается в свободное время
2. Систематическое тестирование мотивационных стимулов.
Можно собрать все любимые предметы ребенка вместе, и дать ему выбрать - либо из всего комплекта, либо - из пары любимых предметов. Можно также обратить внимание, какие стимулы или предметы ребенок выбирает чаще, какие - реже, с какими ему сложно расставаться, а какие - он отдает без сожаления.
И на основе тестирования записать данные в таблицу:
Наиболее предпочтительный стимул (предмет, наименее предпочтительный стимул (предмет, нейтральный стимул.
После того, как мотивационные стимулы определены, следует подготовить материалы:
• 1. Фотокарточки всех любимых мотивационных стимулов и занятий. Желательно, не в полную величину, а размером 5Х5.
• 2. Липучки
• 3. Папку и бумажные разделители, на которые можно будет прилепить фотокарточки на липучках. Эти разделители будут расположены в папке, как листы в книге.
• 4. Для будущего использования - картонную полоску с липучкой, на которую можно прикреплять несколько карточек в определенном порядке - для построения предложений.
Следует помнить, что по мере возрастания коммуникативных инициатив ребенка и расширения словарного запаса, начального комплекта фотокарточек будет
недоставать, и в процессе обучения нужно будет подготавливать дополнительные карточки.
Первый этап.
Цель первого этапа - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить желаемый предмет. Ребенок видит предмет, берет картинку, протягивает ее учителю и оставляет картинку в руке учителя.
В этом этапе обучения участвуют двое взрослых. Первый - "Коммуникативный партнер", который сидит напротив ребенка и в руках у него предмет, который ребенок хочет получить. Второй взрослый - "Фея", он находится позади и направляет руку ребенка к картинке, помогает ему взять и протянуть ее "коммуникативному партнеру".
Важно что бы оба взрослых молчали, чтобы не подавить инициативу
ребенка. "Коммуникативный партнер" может приблизить желаемый предмет к ребенку, для того, чтобы заинтересовать ребенка, но без слов. Второй взрослый ("фея") должен следить за движениями ребенка, и как только ребенок начинает тянуть руку к предмету - направить его руку к карточке, помочь ему взять карточку и протянуть - и все это тоже молча.
Когда карточка в руке "коммуникативного партнера" можно произнести наименование данного предмета и сразу же дать его ребенку. Этим действием "коммуникативный партнер" озвучивает просьбу ребенка и в дальнейшем, если ребенок научится имитировать слова - он сможет сопровождать просьбу словами.
Обучение необходимо проводить интенсивно, 30-40 раз в день. Если ребенок не реагирует на мотивационный предмет – значит сейчас он его не хочет, берем другой предмет и другую карточку. Именно для этого, на предварительном этапе составляются таблицы мотивационных стимулов. В процессе обучения необходимо, что бы "коммуникативный партнер" и "фея" менялись местами и ролями, для того, что бы научить ребенка обращаться с просьбами к разным людям.
Главное правило: один мотивационный предмет и одна карточка, на данном этапе нельзя ставить ребенка в ситуацию «выбери нужную картинку»
Второй этап.
На первом этапе от ребенка требовалось всего лишь подать карточку, при этом и взрослый с мотивационным предметом, и карточки находятся рядом, на расстоянии вытянутой руки. На втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например. Он видит у взрослого желаемый предмет - идет к столу, берет карточку (либо снимает карточку закрепленную на с доске)и вместе с карточкой подходит к взрослому.
Задачи "феи" здесь - физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.
В начале «коммуникативный партнер лишь немного от отодвигается, чтобы ребенку пришлось встать и шагнуть в его сторону с карточкой, затем и карточка отодвигается дальше от ребенка. Постепенно расстояния увеличиваются.
А затем понемногу убирают подсказки (физическое направление руки ребенка, а "коммуникативный партнер" прекращает протягивать руку, что бы напомнить ребенку, что он должен положить в руку карточку. Так постепенно закрепляется желаемая реакция - ребенок из любого угла комнаты может подойти к доске, и взять карточку, и подойти к "партнеру", привлечь его внимание (например, дотронуться до него, и когда партнер обратит на него внимание - протянуть ему карточку, и получить желаемый предмет.
Третий этап
Н этом этапе ребенок должен научиться выбирать карточку желаемого предмета из всех карточек, которые находятся в его коммуникативной книге или на доске.
Первый шаг третьего этапа начинается с выбора между двух карточек - карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку желаемого предмета, то он его получает, если он выбирает вторую карточку, то он получает предмет, который не хочет получать. Словесные подсказки на этом этапе тоже не используются, обучение происходит с помощью натуральных последствий - выбрал правильно - получил то, что хотел. Выбрал неправильно - получит то, чего не хотел. Нужно постоянно менять карточки местами, для того, что бы ребенок был более внимательным, а не подавал только левую или только правую карточку. Если ребенок ошибается, и подает ненужную ему карточку 2 раза подряд, следует использовать процедуру коррекции ошибки:
1. Две карточки перед ребенком
*Подает неправильную карточку – учитель подает ненужный предмет.
*Ребенок отвергает и выражает недовольство
2. Моделирование и подсказка
*Учитель показывает пальцем на нужную карточку или придвигает открытую ладонь ближе к нужной карточке
*Ребенок подает правильную карточку - учитель поощряет словесно, но желаемый предмет не дает
3. Переключение
*Учитель переключает ребенка на другое короткое задание, например имитацию движения, или выполнение инструкции.
*Ребенок выполняет отвлекающее действие
4. Повторение задания.
*Две карточки перед ребенком
*Подает правильную карточку - получает предмет и словесное поощрение.
Четвертый этап
Цель четвертого этапа- усложнение реакции. Ребенок учится складывать несколько карточек в предложение.
Конечный результат, ожидаемый от ребенка, следующий - ребенок просит предметы, которые находятся либо не находятся в поле зрения, с помощью фразы, состоящей из нескольких слов. Находит символ "Я хочу", наклеивает его на полоску, находит изображение предмета, наклеивает на полоску, отрывает полоску от книги, подходит к коммуникативному партнеру, и подает эту полоску.
(сайт не пропускает фото оригинальной карточки, пришлось рисовать)
К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.
Обучение на данном этапе происходит с помощью метода обучения цепочки поведения "От конца к началу". Вся цепочка поведения разбивается на реакции:
• 1. Подойти к книге / доске
• 2. Выбрать символ "Я хочу"
• 3. Прикрепить символ "Я хочу" на полоску.
• 4. Выбрать карточку желаемого предмета.
• 5. Прикрепить карточку желаемого предмета на полоску.
• 6. Взять полоску.
• 7. Дать полоску коммуникативному партнеру.
Иногда, для того чтобы облегчить процесс обучения, символ "Я хочу" заранее прикрепляется на полоску, и ребенок учится только выбирать карточку желаемого предмета, и подавать полоску. А после того, как ребенок научился это делать - символ "Я хочу" убирается с полоски, и вкладывается в книгу. И уже тогда ребенок учится находить символ, наклеивать на полоску, находить карточку предмета - наклеивать на полоску и подавать полоску коммуникативному партнеру.
Пятый этап.
Только на пятом этапе, когда инициатива ребенка закрепилась, можно обучить ребенка реагировать на вопрос "Что ты хочешь?".
Почему только сейчас? Для того, чтобы научить ребенка прислушиваться к собственным желаниям, а не только реагировать и быть ведомым окружающими. Многие дети с аутизмом затрудняются именно в проявлении инициативы и обращении к окружающим, и если на первых этапах приучить ребенка только реагировать на вопрос "Что ты хочешь?" - это может существенно подавить инициативу, а следовательно, и дальнейшее развитие социальных навыков и общения.
Обучение на пятом этапе происходит следующим образом:
1. Учитель, держа в руках предмет, который ребенок хочет получить, обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ "Я хочу". Ребенок с легкостью берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет.
2. После того, как ребенок научился это делать без подсказки, учитель переходит на следующий этап - задает вопрос "Что ты хочешь?" и только через 1-2 секунды указывает на карточку. Ребенок берет этот символ и прикрепляет его на полоску, потом добавляет карточку желаемого предмета, и протянув полоску учителю, таким образом просит предмет. В процессе обучения, учитель постоянно расширяет промежуток времени между вопросом и указательным жестом на карточку. Таким образом, ребенок учится реагировать именно на словесный стимул, а не на визуальный.
3. В процессе обучения очень важно поддерживать спонтанные реакции ребенка, и постоянно создавать ситуации, в которых ребенок проявляет инициативу и просит предметы или действия без того, чтобы его об этом спросили.
Шестой этап.
Основной целью данного этапа является обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих. Как малыши указывают пальцем в небо и кричат: "Птичка полетела" – не для того, чтобы получить предмет в свои руки, а чтобы привлечь внимание мамы. То есть данное поведение усиливается социальным поощрением (реакцией мамы "Ух ты!", а не доступом к предмету.
Детей с аутизмом социальные поощрения обычно интересуют меньше, чем мотивационные предметы. Поэтому, обучение комментированию начинается с обучения реакции на вопрос "Что ты видишь?", и после того, как ребенок научится различать "Что ты видишь?" от "Что ты хочешь?", можно будет использовать различные стратегии, чтобы научить его комментировать спонтанно, без того, что ему постоянно должны задавать вопросы.
Следует показать этот новый предмет ребенку (например, нажать на кнопку и выпрыгнет зайчик) и спросить "Что ты видишь?". Ребенок должен взять карточку "Я вижу. " и карточку с изображением зайчика, приклеить их в правильном порядке на полоску и протянуть полоску. Если необходимо, следует использовать подсказки, чтобы помочь ребенку выбрать правильные карточки. И после того, как ребенок протянул полоску нужно словесно похвалить ребенка, и не использовать никаких дополнительных поощрений.
(сайт не пропускает фотографию оригинальной карточки, при шлось рисовать) Затем нужно обучить ребенка различать карточки "Я хочу…" и "Я вижу…". Следует выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов. Теперь ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы "Что ты хочешь?" и "Что ты видишь?"
И только потом обучаем ребенка комментировать спонтанно, а не реагировать на вопрос. Очень важно поддерживать спонтанные просьбы предметов или действий.