Анастасия Никанорова
Метод объединение. Личностный подход педагога ДОУ в работе с детьми, имеющими проблемы в эмоциональной сфере
▼ Скачать + Заказать документы
В январе 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в основе которого положены принципы гуманизации взаимоотношений детей со взрослыми, поддержки разнообразия детства, уважения к личности ребенка. В связи с этим стала развиваться идея психолого-педагогического сопровождения развития детей, которая подразумевает помощь ребенку в его развитии. Пребывание рядом с ребенком в сложных переломных периодах, чуткое реагирование на проблемы с учетом изменений. Поэтому основными приоритетами сегодня выступают личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, принятие и поддержка его индивидуальности, интересов, потребностей, забота о его эмоциональном благополучии, вера во внутренние силы и возможности.
Темочки:
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности. По мере взросления, эмоции претерпевают определенные изменения, развиваются. Основной чертой правильного развития ребенка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Любой педагог ДОУ в своей повседневной практике постоянно сталкивается с проблемой развития эмоционально-волевой сферы дошкольников. Воспитатель должен уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в значительном большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально-приемлемые отношения.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов в 2-4, 7 лет
Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых «трудных» детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере : агрессивные дети, эмоционально-расторможенные, тревожные (застенчивые).
Отклонения в поведении могут быть обусловлены следующими факторами:
• Разногласия в семье;
• Нарушение режима дня;
• Интеллектуальные перегрузки;
• Знание не по возрасту;
• Неблагополучие в семье;
• Частое посещение с детьми гипермаркетов;
• Чрезмерная строгость и придирчивость;
• Снижение двигательной активности;
• Недостаток любви, особенно со стороны матери.
Основаваясь на технологии личностно-ориентированного взаимодействия, мы предлагаем конкретные рекомендации педагогам, как правильно вести себя с детьми, имеющими эмоционально-волевые нарушения.
Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избегание агрессивного поведения в напряженных, конфликтных ситуациях.
Разумеется надо доверять возможностям детей самим решать спорные вопросы, но если вы видите угрозу перехода к физическому нападению, необходимо вмешиваться. Отвлечь агрессора (переключить на другое занятие). Установить на его пути физическое препятствие: отвести угрожающую руку ребенка или удержать резким «Нельзя!». Если взрослый находится поодаль остановить окликом.
Реакция педагога в случае незначительной агрессии.
Выразить понимание чувств (конечно, тебе обидно)
Переключить внимание (Помоги мне, пожалуйста, расставить посуду)
Позитивное обозначение событий (ты злишься, потому что устал)
Акцентировать внимание не на личности, а на поступках.
Проводить четкую границу между поступком и личностью ребенка позволяет техника объективного описания поведения. После того, как ребенок успокоится целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, при этом не давая оценки. Критика, особенно эмоциональная раздражает и выражает протест. Важно указать на конструктивные способы поведения в конфликтных ситуациях
Один из важных путей снижения агрессии - установка обратной связи.
Констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»)
• Констатирующий вопрос («Ты злишься?»)
• Раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть, «Ты хочешь продемонстрировать силу?»)
• Обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»);
• Апелляция к правилам («Мы же с тобой договорились!»)
• Если агрессивное поведение случилось, необходимобольше внимания уделить обиженному,, нападавшему - негативное, причем краткое. Угрозы не приемлемы, в противном случае взрослый демонстрируем приемлемость физического воздействия. Лучшее, что может сделать педагог отвести в сторону, дать ребенку побыть в одиночестве, лишить игрушку, чтобы ребёнок прочувствовал горечь, потерю от содеянного им поступка.
Контроль над собственными негативными эмоциями. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение-это вызывает сильные отрицательные эмоции-раздражение, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым нужно признать нормальность и естественность этих негативных чувств и переживаний.
Когда взрослый управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессором.
Снижение напряжения ситуации;
Сохранение положительной репутации ребенка Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И, действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Гипперактивные дети.
Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным -это не значит, что он гиперактивный.
Гиперактивный ребенок, независимо от ситуации, в любых условиях - дома, в детском саду, в гостях, у врача, на улице - будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете. И на него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, на подкуп. Он просто не может остановиться. У него не работает механизм самоконтроля, в отличии от его сверстников, даже самых избалованных и живых. Этих можно уговорить, наказать, в конце концов. Гиперактивных – бесполезно.
Можно выделить основные моменты взаимодействия с гиперактивным ребенком:
• Не замечать мелких шалостей;
• Применять при необходимости позитивный физический контакт;
• Во время организованной деятельности размещать ребенка ближе к себе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
• Давать возможность во время организованной спокойной деятельности подвигаться, выполняя какое-либо поручение;
• Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое-то дело до конца.
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.
Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду немало, и работать с ними не легче, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе.
Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предуствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всех делах. Для тревожных детей характерны и соматические проблемы : боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание.
Работа с тревожными детьми сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время
Рекомендуется:
• Повышение самооценки
• Обучение ребенка умению оправлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях
• Снятие мышечного напряжения
Застенчивые дети.
Застенчивость читается по внешним признакам: покраснение лица, потливость, дрожь, учащение сердцебиения, стесненное дыхание, согбенная поза, опущенные вниз глаза, тихий голос и комплекс неполноценности. Застенчивость мешает раскрытию личности и ее реализации, влечет за собой неприятные переживания, развивает тревожность, формирует страх и комплекс неполноценности.
Педагогу необходимо повышать самооценку застенчивого ребенка, начиная с похвалы. Ставьте перед ребенком задачи, которые они могут решить.
Упражниние " Интонация”.
Каждый член группы должен сказать какую- либо поощрительную фразу, обращенную к ребенку. Например: " Молодец! У тебя все хорошо получается”. При этом высказанная фраза повторяется участником не менее пяти раз с различной интонацией голоса и выражением лица. Группа решает, какие фразы были удачными, а какие – нет. Психолог помогает каждому воспитателю найти наиболее выразительные интонации для общения с ребятами.
Упражнение " Зеркало”.
Участники занятия разбиваются на пары. В каждой паре выбирается ведущий, второй – его " зеркало”. В задачу ведущего входит осуществление спонтанных движений руками. Второй участник должен стараться синхронно повторять эти движения как бы в зеркальном отображении.
Обсуждаются моменты возникновения психологического контакта между игроками или трудности, появляющиеся при такой невербальной коммуникации. Психолог говорит о том, чтобы каждый член группы на своем опыте " здесь и теперь " почувствовал, какие индивидуально- динамические различия существуют между людьми
(в том числе воспитателями и школьниками) и как важно настроиться на своего партнера по общению, чтобы его правильно понять и почувствовать.
Спасибо за участие!