Наталья Лазаренко
Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения
Кто-то, когда-то, должен ответить,
Высветив правду, истину вскрыв,
Что же такое – трудные дети?
Вечный вопрос и больной как нарыв.
Вот он сидит перед нами, глядите,
Сжался пружиной, отчаялся он,
Словно стена без дверей и без окон.
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли.
(С. Давидович)
Публикация «Дифференцированный подход в работе с детьми, имеющими поведенческие отклонения» размещена в разделах
Проблема трудных детей стоит, стояла и всегда будет стоять в наших школах. В чём же её суть? Каковы причины? Чем один трудный школьник отличается от другого? И каковы пути воздействия для преодоления трудновоспитуемости? Попробуем разобраться.
Трудный ребёнок – это ребенок, поведение которого не соответствует общепризнанным социальным нормам. Что, как правило, проявляется в непослушании взрослых, выработке своей модели поведения, которая не приемлется педагогами, воспитателями, и которые не могут на неё повлиять. Такие дети могут грубить взрослым, убегать из дома, игнорировать учебу, не соблюдать элементарные правила поведения, курить, употреблять алкоголь или наркотические вещества.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Успешным может стать любой ребенок. Главное нам, ему в этом помочь. Раскрыть этот талант весьма важная задача. Поскольку каждый человек счастлив тогда, когда чувствует свою значимость, успешность в любимом деле (и великое благо, когда оно есть)
В одной школе провели такой эксперимент. Учителям, работающим в одном классе, дали список класса и просили отметить учащихся, которых они считают трудными. И практически в каждом классе получили такую картину. Один учитель отмечает двоих, второй — четверых (причём названные кандидатуры чаще всего не совпадали, третий — пятерых (но других). Некоторые вообще говорили: «Да здесь нет ни одного трудного. Здесь все нормальные дети. С ними можно работать». А одна, учительница сказала: «Да хоть всех отмечайте, обезьянник какой-то, а не класс! Все трудные!»
О чём говорят эти эксперименты? Во-первых, о том, что явление трудновоспитуемости объективно существует: действительно, есть дети, по отношению к которым малоэффективен или даже неэффективен нормально организованный воспитательный процесс. И, во-вторых, трудновоспитуемость — явление для каждого учителя субъективное. При внимательном наблюдении понятно, что существование и преодоление его зависит не только от состояния развития личности школьника, но и от мастерства учителя (его отношения к трудному ребёнку, умения войти с ним в контакт и построить деловые и личностные отношения).
Как известно, отклоняющееся поведение подростков находится в тесной взаимосвязи с нарушениями процесса социализации. И в данном случае полноценная коррекция проблем ребенка «группы риска» возможна лишь через вовлечение трудных подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь воспитанники более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов.
В своей работе я ставлю следующие задачи:
• 1. - Вовлечение ребят «группы риска» в позитивную деятельность, адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию
• 2. - Создать условия для развития интереса воспитанников «группы риска» к участию в школьных, районных, областных мероприятиях, конкурсах и фестивалях
• 3.- Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определённую роль в коллективе
25 декабря нами был показан Новогодний мюзикл Морозко, как открытое мероприятие. В досуговую деятельность были вовлечены и ребята, состоящие на внутрешкольном учёте, в ПДН и ребята имеющие судимости. Хочется сказать то, что наши воспитанники, проявили себя хорошими артистами, показав своё творческое мастерство, артистизм, задор. Они полностью перевоплотились в свои персонажи. На подготовку ушло полтора месяца. Полтора месяца дети с удовольствием посещали репетиции, учили свои тексты, а у многих этого текста было очень много, подбирали и перемеряли костюмы.
Была проведена огромная коррекционная работа по формированию личности ребенка.
Ведь каковы основные функции досуговой деятельности? :
-досуг имеет ярко выраженный физиологический, психологический и социальный аспекты;
- досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
- досуг формирует и развивает личность;
- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
- досуг формирует потребность детей и подростков в свободе и независимости;
- досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
- досуг стимулирует творческую инициативу подростков;
- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
- досуг способствует объективной самооценке;
- досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
- досуг способствует самовоспитанию личности;
- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе.
Исходя из вышеозвученного, становится очевидно, что досуговая деятельность позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на нравственный облик, социальную адаптацию и формирование мировоззрения детей.
И в заключении мне хочется показать вам видео ролик, с которым мы приняли участие в Московском кинофестивале «Расправь крылья» Над роликом работали 2 месяца. Выдерживали все 10 правил монтажа, работали над освещением, над панорамой. Средний план, деталь, крупный план и т. д. Работали очень много и над муз. сопровождением ролика. Было переслушано очень много музыкальных фрагментов, которые подходили бы к определённому кадру фильма.
Человек может жечь, разрушать, убивать.
Человек может лгать, предавать, наживаться,
И мечту растоптать, и любовь осквернить,
Красоту не понять, над святыней шутить.
Наша цель – отстоять и вернуть его в братство.
К. Каганов
Подготовила педагог-организатор Н. И. Лазаренко