Марина Белошапнина
Макетирование, как способ организации совместной деятельности младших и старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
2слайд В соответствии с ФГОС ДО
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых….
3) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
3слайд Организация совместной деятельности детей разного возраста является эффективной как для младших, так и для старших дошкольников.
Темочки:
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
работа с детьми в разновозрастном составе:
- позволяет научить выполнению детей различных ролей;
- сформировать устойчивую групповую культуру;
- создать естественный стимул к сотрудничеству и взаимопомощи;
- создать возможности для развития каждого ребенка в отдельности и всего сообщества в целом, а также для совместной жизни и работы.
4слайд
Макетирование служит как объектом, так и средством деятельности детей, который дает возможность формировать познавательный интерес, эстетические чувства и творческие способности воспитанников.
Макеты – способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для речевого развития как для самых маленьких, начиная с 2-3лет, так и для детей старшего возраста.
Таким образом мы считаем, что макетирование является одним из перспективным способом организации совместной деятельности детей в разновозрастной группе
5слайд
Макет является результатом совместной конструктивно-творческой деятельности детей. Участвуя в совместной деятельности дети учатся уступать или убеждать других в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Дошкольники старшего возраста чувствуют ответственность за младших, желание помогать, учиться чему-либо, чтобы показать или рассказать младшим. А иногда поделиться имеющими знаниями.
Со стороны младших заметно влияние старших в плане того, что они стремятся стать такими же серьезными и взрослыми. Они прислушиваются и с радостью принимают помощь старших детей
6 слайд
На утреннем кругу дети и взрослые обмениваются информацией, проводят беседы, рассматривают картинки и иллюстрации, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность. Определяются с темой макета, составляют план и распределяют обязанности. В процессе распределения обязанностей каждый ребенок выбирает наиболее привлекательный для него вид деятельности.
Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска, используя условные обозначения, понятные детям. Это может делать как воспитатель, так и мл. воспитатель.
Главные задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия
7слайд
Где взять? Из чего делать? Кто будет за это отвечать? У кого спросить? Кто, что будет делать?
Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса.
Побывав в библиотеке, в речевой форме старшие передают свои впечатления младшим : рассказывают о том, что узнали сами, отвечают на вопросы малышей.
8слайд
В ходе практической части дети исследуют, экспериментируют, рисуют, лепят, конструируют и др.
9слайд
Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели.
10слайд Взаимодействие воспитанников в разновозрастной группе является естественным условием постоянного накопления и передачи опыта от старших к младшим дошкольникам. Взаимодействия и взаимообучения могут быть разными. Индивидуальная форма предполагает объединение младшего и старшего ребёнка в паре.
У старших детей появляются возможности для самосовершенствования, формирования самоконтроля, развивается чувство ответственности за малышей.
11 слайд
При использовании групповой формы, совместная деятельность детей строится на основе опосредованного через взрослого общения детей. (один сворачивал трубочки, другой их склеивал, третий их красил и т. д)
12 слайд
Возможно разделение на младшую группу и старшую, а средние уже выбирают к кому они присоединяться.
13слайд
Несмотря на разницу возрастных возможностей, дети успешно объединяются в рамках совместной деятельности и достигают в ней общего результата.
14слайд
Готовый Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности детей в разновозрастной группе.
15слайд
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках, а использовались как в самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Виды деятельности, в которых мы применяем макет в разновозрастной группе:
Занятия по развитию речи;
Дидактические игры:«Найди и назови», «Кто в домике живет», «Кто где живет»и др.
Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Занятия по ручному труду, конструирование и лепка;
Сюжетно – ролевые игры, режиссерские, показ настольного театра.
Самостоятельные игры. Педагог на этом этапе занимает позицию наблюдателя и, в случае необходимости, регулятора взаимодействия детей.
16слайд
Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом.
17слайд
Работа по созданию макетов предполагает взаимодействие с родителями. Ведь родители являются главными поставщиками различного материала. Иногда, мы активно подключаем родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях. Тогда перед детьми будет стоять задача. Чем мы можем дополнить? Как это сделать? Кто и что будет делать?
18слайд
В заключение хочется вспомнить слова В. Сухомлинского
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества».