Лера Иванова
Детское эксперементирование как способ позновательной активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. В связи с этим, особый интерес представляет детское экспериментирование. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. В соответствии с ФГОС дошкольное образование направлено сегодня на достижение цели интеллектуального развития детей, их познавательных интересов и детской одаренности.
Публикация «Детское эксперементирование как способ позновательной активности дошкольников» размещена в разделах
Работая с детьми, я всегда стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.
В нашей группе созданы благоприятные условия и творческая среда для развития познавательной активности детей. Ребенок в «Центре экспериментирования» чувствует себя ученым, исследователем, а взрослый является равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. Совместно с родителями было подобрано необходимое оборудование:
• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
• Разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема и формы
• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;
• Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки;
• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
• Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;
• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Активное взаимодействие с родителями помогает пополнить коллекции минералов и камней, природных материалов, детской познавательной литературы.
Безопасное оборудование находится в свободном доступе и для детей. В вечернее время проводится кружок «Юный исследователь». Его цель - развитие познавательных интересов, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования. Календарно- тематическое планирование рассчитано на изучение живой (растения, насекомые, человек). И неживой природы (песок, почва, вода, камни и т. д.) В течение учебного года детьми был успешно пройден и усвоен материал кружка:
По разделу «Живая природа» выявили потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были, смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «Посев и проращивание семян», «Необходим ли свет растениям?». В мае наблюдали за насекомыми и муравьями.
По разделу «Неживая природа» в занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, воздушного шарика и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействую с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например «Защитные свойства снега» : вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка? Изучая свойства камней, в нашей группе был создан познавательно-исследовательский проект «Эти обыкновенные необыкновенные камни». Совместно с родителями в группе был создан «Музей камней», в него входили как обычные камни с моря, рек, так и полудрагоценные в украшениях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует развитию детской одаренности.
Список использованной литературы:
1. Белова Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 2000 г.
2. Выготский Л. С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» - М; 1998 г.
3. Дружинин В. Н. «Психология общих способностей» 3-е изд. – СПб., 2007
4. Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей»-М;1997г.
5. Интернет-ресурсы