Светлана Нимакова
Метод «Брейнсторминг» в работе с родителями воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Метод «Брейнсторминг» в работе с родителями воспитанников
«Брейнсторминг» или «мозговой штурм» - коммуникация, позволяющая достичь понимания друг друга.
В современной системе образования родители являются не просто заказчиками образовательных услуг, они – активные субъекты образовательного процесса, которые принимают участие в стратегическом управлении, а также в оценке качества образования. Родительское собрание – одна из традиционных форм взаимосвязи педагогов ДОО и родителей воспитанников, которая направлена прежде всего на развитие сотрудничества, обеспечение открытости образовательной организации, привлечение родителей к активному участию в жизни ДОО, собственного ребенка.
Публикация «Метод „Брейнсторминг“ в работе с родителями воспитанников» размещена в разделах
К сожалению, в современном обществе со стороны родителей к образовательному процессу в детском саду преобладает индифферентное отношение, позиция «Я привел ребенка, внес родительскую плату – вы его развивайте и воспитывайте», при этом очень высоки требования и к результатам, и к условиям, созданным в ДОО. Чтобы преодолеть эту ситуацию, необходимо использовать интерактивные формы родительского собрания.
К таким формам относится «брейнсторминг» - это одна из форм «мозгового штурма», которая заключается в сборе максимального количества идей для решения определенной задачи за ограниченный короткий промежуток времени. Этот способ позволяет оптимизировать мышление и вывести максимально эффективную идею с последующим воплощением ее в жизнь.
Основоположником метода является Алекс Осборн. Его теория основана на том, что люди зачастую не желают высказать неординарные варианты решения задач из-за того, что боятся осуждения со стороны друзей, коллег, начальства и т. п. Осборн категорически исключает оценку или порицание любых идей на начальном этапе их зарождения. «Брейнсторминг» учитывает принципы «мозгового штурма» - это запрет вынесения приговора любым мыслям в начале обсуждения и принцип трансформации количества в качество.
Метод состоит из следующих этапов:
Этап подготовки к проведению родительского собрания в форме брейнсторминга
- генерация идей (в работе с родителями этот этап может быть использован как основной). На этом этапе создается атмосфера свободного высказывания идей и мнений, постановка задачи или проблемы, которые необходимо решить.
- составление списка участников и наиболее продуктивной считается группа из 10 или чуть менее человек.
- составление и доведение до участников необходимой информации: название собрания, проблема, время, дата и место проведения.
- составление списка мотивирующих вопросов.
Этапы проведения родительского собрания в форме брейнсторминга
1. Выступление педагога, в ходе которого он озвучивает значимость проблемы, а также краткие составляющие обсуждаемой проблемы.
2. Генерация и оценка идей с точки зрения их важности и вклада в решение проблемы.
3. Категоризация собранных идей.
4. Составление плана реализации идей, выбор ответственных за их исполнение.
5. Спустя определенное количество времени необходимо подвести итоги реализованных мероприятий и степень решения проблемы.
Приемы активизации творческого потенциала родителей в условиях группы
1. «Мозговая атака», обеспечивается подготовка к выдвижению идей, направленных на преодоление недостатков.
2. «Список прилагательных и определений». Список прилагательных определяет различные качества и свойства, которые необходимо улучшить. Например: родителям задается вопрос : «Какой вы хотели бы видеть группу, в которой воспитывается ребенок».
3. «Ассоциации». На листе рисуют символ, олицетворяющий проблему или ее момент. Рисунок можно заменить символической скульптурой. После работы проводится обсуждение заложенных в скульптуре идей.
4. «Коллективная запись». Каждый из участников получает «записную книжку», где сформулирована проблема и дается информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Участники независимо друг от друга заносят в «блокнот» свои соображения, определяют наиболее важные для них.
5. «Запись на листе». Во время беседы каждый из родителем получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе.
6. «Большая мечта». Предлагается свободно помечтать, и выбрать, что имеет отношение к этой мечте, можно попытаться осуществить её (идеальный отдых всей семьей, жизнь группы через год, перспективы и т. д.).
Диагностика
Тест может использоваться как средство диагностики. Вопросы читаются на слух, а до проведения сложных тестов предлагаются простые, вводные тесты, которые снижают психологическую защиту, можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие, активность, настроение и др.
Таким образом, брейнсторминг способствует тому, что обсуждаемая проблема становится значимой не только для педагогов, но и для родителей. Они почувствовали свою причастность к образовательному процессу, с большим интересом принимают участие в реализации мероприятий. Тем самым удается достичь цели создания партнерских отношений между педагогами ДОО и родителями воспитанников.