МААМ-картинки

Ниткопись — инновационный игровой метод в работе с дошкольниками

Анастасия Машкалева
Ниткопись — инновационный игровой метод в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Машкалева А. А.

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №69» г. Сыктывкар

«Ниткопись» - инновационный игровой метод работы с детьми дошкольного возраста.

Рисовать можно не только карандашами, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Ниткопись – это одна из разновидностей ниткографии (сочетание слов «нитка» и «grafo» - пишу, то есть «пишу ниткой» или «рисую ниткой») - это изобразительная деятельность, произведения которой создаются с помощью уложенных на поверхность шероховатого или ворсистого материала ниток, образующих контур изображения. Этот метод можно использовать как дома, так и на любых занятиях. Его применение направлено на решение следующих задач: совершенствование зрительного восприятия; развитие зрительно-моторной координации; формирование плавности, ритмичности, и точности движений; закрепление навыков рисования; подготовка руки к письму; развитие мелкой моторики; развитие воображения.

Публикация «Ниткопись — инновационный игровой метод в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Идея применения данного игрового метода работы с детьми родилась у меня недавно, но очень помогает мне в работе. Однако корни ниткографии можно обнаружить в далеком прошлом у народа Уичоли. Это индейский народ, проживающий в западной и центральной Мексике. Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр. В 1951 году в мексиканском городе Гвадалахара впервые состоялась выставка картин, выполненных в необычной технике. На простеньких фанерных дощечках были изображены загадочные сцены из жизни неведомых персонажей. Картины были сделаны странным способом – из ниток, вдавленных в тонкий слой воска. Авторами картин были индейцы из племени уичоли. Уичоли живут в мире, пронизанном магическими связями, поэтому их творчество получило название – магический арт.

Я, в свою очередь, начинала работу с использованием «магической» ниткописи со средней группы. Выделив для этого время при проведении ООД, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в свободной самостоятельной деятельности самих детей. За основу взяла практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах Никитиной Анжелики Витальевны «Рисование веревочкой». Оригинальность моего опыта заключается в разработке собственных тем, которые изображают дети в технике «ниткопись», и рифмованных строк к ним.

Ворсистая нитка да листок бархатной бумаги – вот и всё, что нужно для организации данного игрового метода. Освоение ниткописи доступно каждому. Положите на лист бархатной бумаги тонкую шерстяную нитку, слегка прижимая её пальцем по всей длине. При вертикальном положении листка нитка сохранит своё исходное положение, она не упадёт и не сместится. Нитка удерживается за счёт сцепления волосков двух материалов, поэтому дополнительные средства крепления ей не нужны. Простота соединения позволяет изменять кривизну нитки на укладываемой поверхности. Это даёт возможность корректировать только часть контура без изменения его изображения, что значительно расширяет возможности преобразования создаваемых образов. Для того, чтобы во время работы нитка не сдвигалась, её надо прижать пальцем за законченным участком изображения и затем уже формировать новый. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и количества.

Я считаю, что «ниткопись» универсальный игровой метод, так как возможности его применения безграничны:

1. Эффективным будет использование ниткописи в детском саду при формировании элементарных математических представлений. Можно заменить раздаточный материал нитками и выкладывать необходимое количество фигур, изображая их на бархатной бумаге; удачно закреплять ориентировку на листе бумаги и т. д.

2. В развитии речи детей дошкольного возраста данный игровой прием уникальный. С помощью него можно обогащать словарный запас, работать над развитием звуковой культурой речи, формировать грамматические структуры и развивать связную речь посредством изображения сюжетных картин и составления по ним рассказов. На занятиях по обучению грамоте дети с удовольствием выложат новую букву, слог, слово или объект в котором есть заданный звук.

3. При изучении эмоций человека удачно будет изображать лицо человека и его эмоциональное состояние: радость, грусть, печаль, равнодушие и т. д., изменяя только губы, глаза и брови. Одной ниткой выкладывается контур овала лица человека, другой его глаза, третьей рот и т. д. Изобразите своё настроение.

4. Для развития воображения и фантазии выкладывается замкнутый контур произвольной формы. Пусть ребёнок подумает, на что он похож и дополнит его до нужного образа. Совместно составьте по этому образу короткий рассказ или сказку.

Хотелось бы отметить, этот игровой метод многократного использования. При частой работе с одним и тем же листом бархатной бумаги уплотняется её верхний слой. Восстановить ворсистость можно, почистив бумагу сухой зубной щёткой.

На мой взгляд, инновационная «ниткопись» позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием. Чем более ловки и умелы пальчики ребёнка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретённых ещё в дошкольном детстве. Я думаю, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе с детьми, чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше усвоить, а затем воспроизвести.

Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Работая в этой технике, ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развиваются глазомер, воображение, фантазия, математические способности.

В заключение мне хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Исток способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Библиографический список:

1. Никитина А. В. : Рисование веревочкой: Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах. СПб. : КАРО, 2010 г.

2. Рузакова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности». - СПб – КАРО, 2007.

Публикации по теме:

«Игровой парашют» в ООД c дошкольниками .

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ МУЛЬТ-СТУДИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОУ Галина Николаевна Винник, воспитатель,.

Арт-терапия как метод психологической коррекционной работы с дошкольниками "Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,- это не столько любить его, сколько научить его любить самого себя". Жак Соломе.

Логоритмические игры как эффективный метод в работе с дошкольниками В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Логоритмика - помощь, которую могут оказать в условиях обычного.

Презентация «Лэпбук — инновационный метод развития дошкольников» В нашем детском саду педагоги начали осваивать новую педагогическую технологию «лэпбука» или как его ещё называют тематическая папка – это.

Мастер-класс «Лэпбук» как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста» Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию тематической папки лэпбук. Задачи: • познакомить педагогов с тематической папкой.

Метод имаготренинга в работе с дошкольникамиМетод имаготренинга в работе с дошкольниками Имаготренинг – (лат. imago – образ, представление, тренинг (апгл. training train – обучать, воспитывать; метод активного обучения, направленный.

Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками Проект – есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» (по определению Килпатрика). Происходящая в стране модернизация.

Мультстудия как инновационный метод развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ В наше современное время, время технического прогресса, в обычную и профессиональную жизнь все больше и больше входят компьютерные технологии.

Опыт «Мнемотехника как инновационный метод по развитию речи в детском саду» Мнемотехника как инновационный метод по развитию речи в детском саду В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ниткопись — инновационный игровой метод в работе с дошкольниками
Опубликовано: 13 января 2019 в 12:40
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ниткопись — инновационный игровой метод в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Машкалева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД