Юлия Родникова
Цветотерапия как инновационный метод в работе по созданию здоровьезберегающей среды
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №52 «Самолётик»
«Цветотерапия, как инновационный метод в работе
по созданию здоровьезберегающей среды в ДОУ»
Подготовила : Родникова Ю. Б.
г. Нижневартовск 2018г
1 слайд
Добрый день, уважаемые коллеги!
Публикация «Цветотерапия как инновационный метод в работе по созданию здоровьезберегающей среды» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Цветотерапия. Хромотерапия в детском саду
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Сегодня вся педагогическая общественность ищет пути оптимизации учебного процесса, мотивации деятельности педагогов и детей. Сначала это привело к резкому увеличению количества образовательных программ, затем стало расти число вариативных форм дошкольного образования. Но объем информации, которую хотелось бы дать детям, стремительно растет. Поиск и самостоятельный выбор конкретных форм образовательной работы стал нормой деятельности педагогов. Инновационное движение в дошкольном образовании по своему масштабу не уступает школьным инновациям.
Под инновационными технологиями в образовательном процессе понимается создание нового, ранее не существующего компонента.
Меня как педагога, заинтересовали инновационные технологии обучения и воспитания в детском дошкольном учреждении, а именно коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников. К коррекционным технологиям можно отнести арт-терапию, пескотерапию, музыкальную терапию и конечно же цветотерапию,
Очень важно правильно подойти к подбору материала. Наблюдения и практический опыт работы показал, что одним из основных требований к подбору материала является цвет, т. к. по своему воздействию на организм человека он имеет колоссальное значение. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей. Необходимо учитывать, что дошкольное детство является еще и периодом интенсивного сенсорного развития. Ребенок и цвет – вещи взаимосвязанные. Ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются. Поэтому цвет для ребенка – особая «палочка-выручалочка» в любых критических ситуациях.
Слайд 2
Целью мое работы стало : Создать атмосферу заинтересованности, непринужденности, эмоционального переживания в группе, скорректировать эмоциональное состояние
ребенка, способствовать развитию творческого потенциала, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения детей.
.
Слайд3
Для достижения результатов, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Снизить количество тревожных и гиперактивных детей.
2. Добиться положительной динамики психического развития и развития произвольной сферы.
3. Расширить представления детей о самих себе и окружающем мире.
4. Снизить, число конфликтов в группе.
На протяжении года совместно с педагогом психологом я работала с детьми. Уделяла большое внимание проблемам коррекции эмоционального состояния.
Слайд 4
Работа по цветотерапии строилась по следующим принципам:
1. Последовательности (от простого к сложному)
2. Возрастосообразности (возраст детей играет непосредственную роль в подборе игровых заданий)
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Слайд5
Сущность метода.
Лечение цветом, как метод терапевтического воздействия на психику человека, активно использовался еще в древние времена (Древний Египет, Персия, Китай, Индия и др.). Было замечено, что определенные цвета и оттенки благотворным образом действуют на душевное состояние человека, в то время как другие, напротив, могут причинять ему вред. Основоположником же современной цветотерапии считается И. Гете, разработавший теорию гармонии света.
Лечебное воздействие цвета происходит за счет воздействия его электромагнитных волн на органы человека. Даже простой выбор одежды или употребление в пищу овощей и фруктов соответствующего цвета могут вызывать положительный эффект в психологическом состоянии человека.
Слайд 6
Что же необходимо знать, для того, чтобы начать цветотерапию.
Основы цветотерапии :
Обычно дети называют яркие цвета, красный, жёлтый. В этом выражается их природная склонность к действиям, яркости во всём и потрясающему умению радоваться жизни. Но для того, чтобы до конца понять, что можно сделать с помощью разных цветов надо знать, что они обозначают и как влияют на наш организм.
Дети, выбирающие из палитры красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры.
Дети, выбирающие желтый, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий.
Детям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремятся к обеспеченности.
Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке.
Слайд 7
Суть данной методики в следующем :
Педагогом психологом предлагается детям 9 основных содержательных фрагментов, изображённых в виде лаконичных и понятных графических символов, на этих фрагментах отражен День ребёнка в детском саду.
Графические изображения размещаются на листе стандартного формата А 4, по 3 символа в строке. Завершающим элементом является собственное имя ребёнка, написанное внизу листа. Эти листы с символами-страничками раздаются детям одновременно с одинаковыми наборами карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный. Далее детям предлагается закрасить каждый графический символ – страничку любым, из лежащих перед ним карандашей, а также выбрать любой цвет и закрасить своё имя. Предполагается, что выбор цвета будет зависеть от эмоционального отношения ребёнка к соответствующему содержательному фрагменту его дня в детском саду или школе. Выбор цвета карандаша для закрашивания своего имени в известной мере характеризует самооценку ребёнка.
Во время работы психолог фиксирует все вербальные реакции детей. Часто они непосредственно, вслух объясняют, почему выбрали тот или иной карандаш. По окончании задания происходит анализ работы. Если суммировать все негативные и позитивные выборы цветов у всех детей по каждому фрагменту странички, то мы получим цветограммы, характеризующие эмоциональное состояние детской группы в целом. По характеру цветовыбора строится первичная гипотеза об эмоциональном благополучии и трудностях, с которыми сталкивается ребёнок.
Используется интерпретация цветов :
• Красный – отношение восторженное;
• оранжевый – радостное;
• жёлтый – светлое, приятное;
• зелёный – спокойное, ровное;
• синий - лёгкая тревожность;
• фиолетовый – тревожное, тоскливое;
• чёрный – состояние крайней неудовлетворённости.
Результаты диагностики “Разноцветные странички”, которые мне предоставил педагог психолог, дали мне основу для дальнейшей работы с детьми. Позволили более точно построить коррекционную работу, определить методы и приемы.
Слайд 8-19
В своей работе я применяла следующие методы и приемы.
Приемов цветотерапии очень много : освещение комнаты светом определенного цвета, доминирование отдельных цветов в интерьере и одежде, питье воды из бутылок, изготовленных из стекла разных цветов, концентрация внимания на объектах определенной окраски. Все эти методики сводятся к тому, что на цвете надо сосредоточиться.
Методы
«Волшебная вода» — в стеклянный стакан наливается цветная вода. Добавляется мыло. Ребенку предлагается с помощью трубочки создать мыльный фонтан.
«Изумрудный город» — кроха закрывает глазки, пытается представить себя на улицах Изумрудного города. Сеанс медитации не должен составлять более 10 минут
.
«Рисуем пальчиками» — не у каждого малыша получается рисовать кисточкой, карандашами, фломастерами. Пальчиками умеют рисовать все. Можно рисовать на стекле или плотном листе прозрачной пленки. Я закрепляла пленку и давала задание. Дети с удовольствием рисовали пальчиками. Внешне простейшая методика по применению различных цветов позволяет с большим успехом лечить у детей дошкольного возраста лень, раздражительность, агрессивное поведение. Корректировать чрезмерную гиперактивность, которая может в школьные годы создать большие проблемы для малыша в процессе усвоения учебного материала. Для более точечного воздействия цветотерапии, следует определить любимые цвета дошкольника. С помощью знания, как разные цвета действуют на психику малыша, наполняя нужным цветом окружающее пространство, можно снизить агрессивность. Боязливому, плаксивому малышу добавить уверенности в силах. Самое главное — привить дошкольнику желание учиться, осваивать новые знания. Умение концентрироваться, выплескивать излишки энергии на уроки физкультуры или в спортивных секциях. Психологическая устойчивость должна позволить дошкольнику выдержать новые учебные нагрузки, без вреда для здоровья.
«Зажги радугу». Можно также расстелить перед ребенком белый холст и предложить выложить на нем радугу из определенных цветов (упражнение «Зажги радугу»). В качестве элементов радуги используются полоски дугообразной формы из тесьмы различных оттенков. Детям с повышенной эмоциональной возбужденностью предлагается выложить радугу из более спокойных, холодных оттенков, а детям с дефицитом активности, подавленным, находящимся в депрессии – из более теплых и ярких.
«Радужная страна». Очень важно научить ребенка чувствовать цвета, развивать его цветовосприятие. Для этого в детских садах также используется ряд упражнений. Одно из таких – «Радужная страна». Можно выбрать несколько наиболее ярких цветов, каждый и которых будет символом одной из стран (Желтая, Белая, Красная страна и т. д.). Детям предлагается расселить жителей по разным странам. В качестве жителей могут выступать куклы, игрушки либо карточки с изображением сказочных персонажей. Каждый свой выбор дети должны обосновать. Почему этот герой должен жить именно в этой стране? Чем отличаются жители Желтой страны от жителей Синей страны и др. ?
Игра на этом не заканчивается – напротив, дальше предлагается широкий спектр возможностей для проявления фантазии детей. Можно придумывать различные истории про жителей разных стран. Также можно усложнять сюжет, добавляя в игру новых героев, которые вмешиваются в привычную жизнь «цветных» жителей, нарушая порядок и гармонию. При этом необходимо соблюдение нескольких основных условий игры:
• все дети принимают активное участие в развитии сюжета;
• все действия детей, сопровождающиеся цветовым выбором, должны ими аргументироваться;
• все цветовые выборы одинаково принимаются педагогом – «плохих» и «хороших» вариантов выбора быть не должно (за исключением ярких проявлений агрессии со стороны ребенка);
• во время игры соблюдается правило всеобщего уважения (все обидные комментарии, дразнилки со стороны детей по отношению друг к другу сразу же пресекаются).
Помимо методов и приемов, которые использовались в работе, была создана материально-техническая база, был разработан перспективный план работы, диагностические карты для обследования детей.
Цветотерапия для дошкольников – это также хорошая возможность выразить свое настроение, передать эмоции и чувства, которые сложно объяснить словами.
Коррекция психоэмоционального состояния детей – очень важная и ответственная работа, которая помогает становлению личности маленького человечка.
Слайд 20
Проведение повторной диагностики, которую проводил также педагог психолог, показала следующие результаты.
улучшение психологического климата в группе
Снижение количества тревожных и гиперактивных детей.
Снизилось число конфликтов в группе
Таким образом, на мой взгляд, цвет вносит эмоциональное оживление, значительно развивает эмоциональный мир дошкольника. Занятия с элементами цветотерапии оказали значительное влияние на эмоциональное состояние детей.
В данный момент мною отрабатывается система цветотерапевтических игр и занятий с детьми, уже подобраны дидактические игры и сказки с элементами цветотерапии. Имеются материалы для родителей по ознакомлению с элементами цветотерапии и влиянии цвета на психоэмоциональное состояние ребенка.
Свое выступление хочется завершить словами древнегреческого философа Аристотеля: «Все живое стремится к цвету…»
21 слайд
Спасибо за внимание!