Людмила Ковалёва
Рекомендации по организации работы по ознакомлению детей раннего возраста с правилами безопасности жизнедеятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Реализуя задачи социализации детей раннего возраста, следует уделить значительное внимание формированию в их сознании понятий «хорошо» — «плохо», развить умение слушать и слышать взрослого.
Игра является ведущим видом деятельности детей. Поэтому, для формирования у детей навыков безопасного поведения следует создавать игровые проблемные ситуации. При этом главными приемами формирования навыков безопасного поведения у малышей являются тренировка и обучение правилам целесообразных действий в процессе всех видов жизнедеятельности.
Публикация «Рекомендации по организации работы по ознакомлению детей раннего возраста с правилами безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах
Работа по организации безопасности жизнедеятельности малышей предполагает формирование у них культурно-гигиенических навыков, в частности, следует научить детей правилам поведения за столом, таким как: не залезать руками в тарелку или чашку другого ребенка; не брать в рот предметы; не сосать пальцы; не грызть ногти.
Во время еды напомнить детям, что чашку следует держать за ручку, ложку – в правой руке, наклонять тарелку правильно в противоположную от себя сторону, чтобы не облиться самому и не облить другого ребенка, и тому подобное.
Учить детей, как правильно сидеть на стуле : спина ребенка прислоненная к спинке стульчика, обе ножки касаются пола. Помогать каждому ребенку принять правильную позу во время сидения на стульчике за столом.
Во время работы с раздаточными материалами на занятиях учить детей : не брать предметы в рот; не протягивать предметы к глазам, уху соседа. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, что, восприятие мира происходит благодаря всем анализаторам, в том числе вкусовым, во время работы на занятиях по лепке, например, предпочтение следует отдать экологически чистым материалов (глины, соленого теста и др). При этом каждый раз напоминать детям, что брать глину или тесто в рот не следует.
Во время игры учить детей : уходя с игрушкой, смотреть под ноги, чтобы не споткнуться; не разбрасывать игрушки, после игры собирать их; класть игрушки после игры в отведенное для них место; не бросать игрушки в детей; делиться игрушками, не отнимать их у других детей; не драться, не толкаться, никого не обижать; не подходить на прогулке близко к качалке, ничего не доставать из-под нее, когда кто-то из детей качается; не толкать ребенка, который качается, чтобы он не упал, дождаться своей очереди.
В туалетной комнате напомнить детям о правилах обращения с горшком : не двигаться на горшках; не подкладывать пальцы под горшок; не подниматься вместе с горшком.
Во время мытья рук и умывания, учить детей правилам пользования мылом, водой: не брать мыло в рот; не разбрызгивать воду, потому что можно поскользнуться и упасть.
Когда дети готовятся ко сну, напоминаем правила поведения в спальной комнате: не становиться в постели в полный рост; не прыгать в постели; не засовывать ноги между прутиками в постели.
Во время прогулки закрепить у детей такие правила поведения как : не брать в рот песок, землю, траву, листья; не протягивать к глазам ветви дерева, палочки; не обсыпать песком других детей.
В зимний период следует напомнить детям, что нельзя:
брать в рот снег, есть его; лизать сосульки; подходить к крыше, с которой свисают сосульки. Встречая на дворе животных, скажем, кота или собаку, подвести детей к пониманию того, что контакты с животными могут быть опасными. Поэтому обращаться с ними следует осмотрительно:
не подходить близко к животным, не делать резких движений, потому что они могут укусить или поцарапать; не гладить и не брать на руки бездомных животных, потому что они могут переносить различные инфекционные заболевания; не злить животных, не раздражать их, не причинять им боли.
Воспитывая у детей безопасное поведение, следует соблюдать чувство меры. Необходимо учитывать особенности детской психики, ее повышенную ранимость. Недопустимо применение так называемой «шоковой терапии» с акцентированием внимания на страшных последствиях чрезвычайных ситуаций.
Такой подход может травмировать психику детей и в будущем повлиять на их психическое состояние и поведение. Расширение представлений ребенка об опасности окружающей среды должно происходить не только на информационном уровне, но и затрагивать эмоционально-чувственную и поведенческую сферы.
ФГОС ДО определить родителей детей как равноправных и равноответственных участников образовательных отношений. Поэтому, приобретение опыта безопасного поведения и закрепления представлений о здоровом образе жизни у малышей будет эффективным, при условии взаимодействия дошкольной организации и семьи. Родители обязаны уделять много внимания этим вопросам, в частности должны и сами придерживаться общепринятых правил безопасного поведения, являться для детей примером.
Ведь, если поведение родителей дома противоречит представлениям о правильном поведении, которые формируют у ребенка педагоги дошкольной организации, то ожидаемых результатов достичь будет сложно или даже невозможно.
Поэтому во время индивидуальных бесед с родителями следует предоставить им конкретные рекомендации относительно того, как лучше заниматься безопасностью жизнедеятельности их детей.
А родители должны:
• обучать ребенка правилам обращения с опасными предметами, в частности острыми — вилками, ножами, иглами, ножницами и тому подобное;
• следить за тем, чтобы ребенок не приносил в детский сад опасные предметы — таблетки, мелкие монеты, шарики, гвозди, булавки, лезвия, металлические украшения, некачественные и сломанные игрушки;
• проверять все карманы детской одежды перед выходом в детский сад;
• знакомить ребенка с правилами открывания и закрывания шкафа — открывать осторожно, держа дверь за ручку; не открывать резко; не стучать дверцами;
• не использовать конфеты или игрушки как средство уговора ребенка идти в детский сад, научиться договариваться с ребенком;
• следить за исправностью детской одежды и игрушек;
• обучать ребенка осторожности в быту, правилам пожарной безопасности и безопасности на улице.
Можно использовать следующие игровые ситуации для воспитания безопасного поведения у детей раннего возраста
(в детском саду и дома)
Правила поведения в туалетной комнате:
Посадить куклу Олю на горшок (в горшке жидкость - вода). Создать ситуацию, при которой кукла Оля обливается жидкостью.
- Почему кукла облилась? Поднялась вместе с горшком.
- Что надо сделать? Скрыть объявление.
- Переодеть нашу куклу?
- Зачем?
- А, Оле неприятно, мокро, холодно.
Дети помогают взрослому убрать «лужу» и переодеть куклу. Еще раз напомнить детям правила поведения на горшке.
Правила поведения в умывальной комнате:
Маленькие котики игрались, разбрызгивали воду. Рядом проходил пес Шарик, поскользнулся, упал, ушиб лапку.
- Почему пес Шарик ушиб лапку?
- Потому что поскользнулся и упал.
- Почему пес Шарик поскользнулся и упал?
- Потому что котики разлили водичку и было скользко.
Правила поведения за столом :
Мишка Кеша упал со стульчика.
- Почему это произошло?
- Потому что он закашлялся.
- Почему закашлялся?
- Крутился на стульчике, тщательно не пережевывал пищу.
Во время еды напомнить детям о мишке Кеше и правилах безопасности во время приема пищи: тщательно пережевывайте пищу, и только потом глотать.
Правила поведения во время игр:
У Лисички болит ушко, она плачет:
- Почему Лисичка плачет?
- Ей больно.
- Почему у Лисички болит ушко?
Зайчик сунул бумажку Лисичке в ушко.
Лисичка обратилась к врачу Айболиту, который помог достать бумажку из ушка и наложил повязку.
Правила личной гигиены :
Ежик заболел. У него болит животик.
- Почему?
- Не помыл ручки перед едой, съел грязное яблочко.
Следствие: через грязные руки в животик попали микробы, потому животик и заболел.
Повторить с детьми правила личной гигиены, пренебрежение которыми может привести к инфекционным заболеваниям.
Правила поведения со сверстниками:
Рассказ взрослого:
- В садик пришел мальчик Миша. С первых дней пребывания в садике Миша обижал деток. А однажды он захотел игрушку, которой игрался в это время Коля. Он подошел к Коле и стал забирать игрушку, толкнул его, Коля заплакал.
Беседа с детьми:
- Почему заплакал Коля? (Ему стало больно, обиделся на Мишу за то, что тот забрал игрушку).
- Можно ли обижать детей, отбирать игрушки? (Нельзя)
- А как нужно поступить, когда хочешь игрушку, которой кто-то сейчас играет? (Нужно вежливо попросить).
Правила поведения во время прогулки:
Кукла Алина болеет, у нее болят глазки.
- Почему?
- Попал песочек в глазки, они болят и слезятся.
Закрепить правила поведения : почему нельзя сыпать песок друг на друга? (Песок может попасть в глаза, будет больно и неприятно).
Правила поведения во время прогулки в зимний период:
У мишки Кеши заболело горлышко, у него ангина.
- Почему?
- Кеша сосал сосульку.
Последствия: теперь он не ходит в садик, зато лежит в постели и принимает горькие лекарства.
Правила поведения с острыми предметами:
Кошечка Карамелька была очень непослушной. Она украдкой от мамы взяла ножницы, хотела сама срезать себе ногти на ручках. Срезая ноготки, порезала пальчик. Ой, как ей больно! У нее болит пальчик! Идет кровь.
- Почему у Карамельки болит пальчик?
- Кто виноват в том, что Карамелька порезала пальчик?
- Взяла без разрешения острый предмет — ножницы.
- Что же теперь следует сделать?
- Помочь Карамельке.
- Как помочь? Обработать ранку.
Дети помогают: мажут пальчик зеленкой, забинтуют лапку. Скоро у Карамельки заживет пальчик, но пока будет болеть.
Обсудить с детьми, какие еще острые предметы и почему нельзя брать детям в руки (нож, молоток, ножницы, иглы и тому подобное).