Личманова Татьяна
Ментальные карты в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методика запоминания: ментальные карты.
Цель: способствовать развитию речи дошкольников, улучшить качество восприятия информации детьми дошкольного возраста.
Новый подход в образовании заставляет по-иному взглянуть на старые, ставшие уже традиционными проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе работы.
Публикация «Ментальные карты в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
Одна из таких проблем – это неправильный метод запоминания – мы часто даем материал механически, зазубривая, не используем творческое мышление, забывая про картинки, символы и цвета. Подача информации на занятии происходит у всех в одинаковой форме, несмотря на то, что все мы разные: кому-то легче запоминать визуальную информацию (вижу – запоминаю, кому-то лучше для восприятия достаточно услышать информацию, а для кого-то необходима кинестетическая информация, такому человеку важны движения, действия и т. п. В идеале методы обучения для всех должны быть разные и сочетать в себе всевозможные способы подачи информации. Интересную методику запоминания предлагает Тони Бьюзен – английский психолог, автор и соавтор более 100 книг.
Это методика составления ментальных карт ( еще у них есть много названий: карты ума, интеллект – карты, карты разума, карты памяти). Так что же это такое? Ментальные карты – это способ систематизации знаний с помощью схем. Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, мы воспринимаем тексты с помощью левого полушария мозга, правое же отзывается на картинки и образы. Пытаясь для запоминания пользоваться только текстом, мы почти вполовину уменьшаем наши способности воспринимать и запоминать, тем самым, позволяя использовать в полной мере весь потенциал.
Цель ментальной карты способствовать развитию речи дошкольников, улучшить качество восприятия информации детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• формировать понятийное мышление;
• закреплять обобщающие понятия, лежащие в основе всех знаний;
• развивать систематизацию знаний с помощью схем;
• способствовать восприятию информации, ее запоминанию и быстрому воспроизведению ее в дальнейшем.
Ментальные карты – это очень интересный инструмент для восприятия практически любой информации, они подходят как для детей, так и для взрослых. Метод ментальных карт основывается на наглядно – образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение ментальных карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.
Направления использования ментальных карт
Изучая методику использования ментальных карт, выделила три цели с вытекающими из них выполняемыми задачами.
Цель первого направления использования ментальных карт – это сбор материала о предмете, объекте или явлении.
Выполняемые задачи: создать ментальную карту в ходе обсуждения предмета или темы; при составлении ментальной карты пополнить активный и пассивный словарь, развивать мыслительные процессы (работа может проводиться как индивидуально, так и фронтально).
Цель второго направления использования ментальных карт – это закрепление и обобщение материала.
Выполняемые задачи: создать ментальную карту, как результат итоговой работы по изученной теме; выполняя задания, развивать у детей умение выделять главную мысль, припоминать изученное, активизировать словарь, развивать умение составлять распространенные предложения.
Цель третьего направления использования ментальных карт - это развитие связной речи детей.
Выполняемые задачи: учить самостоятельно и последовательно излагать свои мысли.
Существуют общие правила создания ментальных карт.
Как нарисовать ментальную карту?
• Возьмите лист бумаги и напишите (нарисуйте) в центре одним словом (рисунком) главную тему, которой посвящена карта.
• Заключите ее в замкнутый контур.
• От центральной темы рисуйте ветви и располагайте на них ключевые слова или картинки, которые с ней связаны.
Знакомить детей с методом создания ментальных карт лучше начиная с простых понятий, известных ребенку.
Например, попробуйте с помощью карты, созданной вместе с ребенком, изучать времена года. Картинки могут быть вырезаны из старых журналов и наклеены на простой лист размером А 4 (расположение листа - горизонтальное! - это рекомендация и правило создания ментальных карт).
Продолжайте расширять карту, добавляя к уже нарисованным ветвям подветви с ключевыми словами, картинками, пока тема не будет исчерпана.
Можно сказать, что ментальная карта представляет собой особый род диаграммы, представленной в виде древовидной схемы.
На ней запечатлены слова, задачи и иные понятия, которые связаны ветвями, отходящими от центральной ветки. Центральная ветка представляет собой основную идею или понятие.
При создании ментальной карты экспериментируйте с различным визуальным оформлением — форма, цвет, объем, шрифт, стрелки, значки.
Это хороший способ обучения понятийному мышлению: закрепление обобщающих понятий, лежащих в основе всех знаний.
Несколько рекомендаций по работе с ментальными картами
Нужно помнить о том, что у каждого ребенка свой, неповторимый способ мышления. Ментальная карта должна отображать эту особенность.
Карту можно считать законченной, если она выглядит цельной и крепкой. Это обозначает, что ее составитель разобрался в теме или проблеме.
Результативность применения ментальных карт достигается :
• наглядностью;
• творчеством;
• привлекательностью;
• запоминаемостью;
• возможностью пересмотра или добавления материала.
Использование ментальной карты с детьми позволяет создать ясный, понятный исход образовательной деятельности. Ассоциативное мышление позволяет открыть новые стороны личности воспитанников или новые проблемы, которые раньше были не видны, определить новые пути и способы решения различных вопросов.
Преимущество ментальных карт в охвате большого объема информации, легкости усвоения и запоминания материала.
Использование ментальной карты на ООД даё т преимущества:
Видим: взаимосвязи, структуру изложения материала, логику.
Развиваем : мышление, память, воображение, речь.
Задействуем: весь потенциал, творчество,
Запоминаем: сразу, много, качественно.
Таким образом, с помощью ментальной карты дети лучше воспринимают информацию, лучше ее запоминают и быстрее воспроизводят в дальнейшем.