Ольга Царук
Ментальные карты как инновационная деятельность
Очень часто возникает проблема не заинтересованности и не усвоении материала, который вы даёте на занятиях нашим воспитанникам. Отсюда вытекает задача, как педагогу преподнести занятие за небольшое количество времени, и добиться у детей освоения, запоминания и интерес к этой информации.
Для того чтобы воспитанники лучше и продуктивнее воспринимали информацию на занятиях, целесообразно прибегнуть к визуальному и визуально-образному методу проведения занятиях. Использование таких методов стимулирует мышление детей при применении проблемной ситуации, обеспечивает запоминание главного и повышает интерес к теме.
Публикация «Ментальные карты как инновационная деятельность» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2020
Представляю вам ментальные карты как метод преподавания. Их еще называют интеллект карты, ассоциативные карты, карта памяти и множество других названий.
Ментальная карта – инструмент, позволяющий человеку эффективно структурировать и обрабатывать информацию; мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал, потому что при применении этих карт в работу включаются оба полушария головного мозга, следовательно, подключаются иерархическое, ассоциативное и визуальное мышления. В связи с этим ментальные карты рассматриваются как средства активации и повышения эффективности мыслительных процессов.
Инновация состоит в том, что можно составлять планы конспекты для занятий педагогу абсолютно любого направления (учителя предметника, воспитателя, педагога дополнительного образ. и т. д., которые оказывают помощь не только нам при изложении теоретического материала, но и воспитанникам при запоминании, осмыслении и воспроизведении полученного материала.
Высокая эффективность графического представления информации подтверждена многими психологическими исследованиями наглядно-образного и визуального мышления. Основная задача графического представления информации - облегчить восприятие информации, сэкономить время на ее понимание и обдумывание.
С помощью ментальных карт информация оформляется так, что головной мозг ее легко воспринимает, потому что информация записана на "языке мозга".
Преимущества использования ментальных карт на занятиях :
1) Конспектирование:
• учебников, книг, статей;
• лекций.
Часто приходится сталкиваться со следующей ситуацией: при прочтении учебника материал был понятен, но по прошествии 2-4 недель оказывается, что человек не может воспроизвести прочитанное ранее, потому что забыл его. И, чтобы вспомнить этот материал, необходимо заново прочитать 200-300 (к примеру) страниц учебника. Конспект же учебника, представленный в виде ментальной карты будет занимать примерно 2-4 страницы, просмотрев которые за небольшой промежуток времени, можно с 90% точностью восстановить информацию о прочитанных страницах.
2) Анализ и понимание учебной информации.
При анализе и усвоении информации использование ментальных карт позволяет :
• лучше понять ход мыслей воспитателя;
• увидеть логические ошибки и противоречия, которые были допущены при рассуждении;
• лучше проанализировать материал;
• дополнить своими мыслями.
1) Запоминание.
Иногда требуется запомнить какую-то информацию (перевести ее в долговременную память). Применение интеллект-карт при запоминании более целесообразно, так как требуется запоминать не 100, к примеру, страниц текста, а 100 ключевых слов.
Для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти необходимо ее повторить несколько раз, то есть проговорить материал, отраженный на карте. В результате усвоенный материал окажется закрепленным в долговременной памяти.
Повторение подразумевает, что ребенок пробует по памяти воссоздать карту, и лишь потом сравнивает то, что вспомнил, с оригиналом.
Принципы построения ментальных карт просты :
1) вместо традиционной линейной записи информации используется радиантная, заключающаяся в том, что главная идея (тема) помещается в центре схемы, что способствует фокусированию внимания именно на главном. От этой идеи (темы) по мере изучения материала отводятся несколько веток-связей первого уровня, каждая из которых заканчивается новым понятием, в свою очередь от каждого нового понятия могут идти еще несколько веток второго уровня и т. д. ;
2) на ветвях пишутся не фразы, а только ключевые слова (при объяснении каждой подтемы выделяется характерное, яркое, запоминаемое, «говорящее» слово, которое записывается над соответствующей веткой-линией;
3) используются ассоциации для лучшего восприятия и запоминания элементов карты (это рисунки, шутливые и забавные; линии веток, цветные и разные по толщине для подчеркивания важности подтемы и понятий; шрифт текста разного размера, цвета, начертания).
Перед другими графическими способами представления информации ментальные карты имеют ряд преимуществ:
• используется радиантная система – главная идея (тема) помещается в центре. Соблюдается принцип иерархичности, то есть более важное помещается ближе к центру, а менее важное дальше от центра;
• записываются только ключевые слова;
• от центральной идеи проходят ассоциативные связи, способствующие запоминанию, и которые подкрепляются символическими рисунками.