Татьяна Бирулина
Показатели степени овладения речевыми формами и функциями в дошкольном возрасте
▼ Скачать +Заказ
Показатели степени овладения речевыми формами и функциями в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте начинают выражаться личные особенности и недочеты речевого развития детей. Это обусловлено тем, что именно в данный период завершается становление речи. Сформированность речевых навыков подразумевает, что дошкольник корректно произносит все звуки родного языка; обладает обширным словарным запасом; владеет основами грамматического строя речи и начальными формами связной речи (диалогом и монологом, позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Формирование элементарного осознания языковых и речевых явлений развивает у ребенка произвольность речи, создает основу успешного овладения грамотой (чтением и письмом). Все это заставляет обратить повышенное внимание на развитие речи ребенка в раннем и дошкольном возрасте.
Публикация «Показатели степени овладения речевыми формами и функциями в дошкольном возрасте» размещена в разделах
По мнению А. Н. Гвоздева, к концу дошкольного возраста дети овладевают речью как полноценным средством общения, если:
- у них нет органических поражений ЦНС;
- они воспитываются в благоприятной социальной среде;
- они воспитываются в благоприятном речевом окружении;
- у них сохранный слух и интеллект;
- у них нет патологии в строении речевого аппарата;
- у них нет психических заболеваний.
Итак, при нормальном протекании процесса психического и речевого развития у детей дошкольного возраста наблюдаются следующие речевые навыки.
1. 3-4 года. Ребёнок активно употребляет грамматические формы : различает единственное и множественное число предметов. Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных. Выделяет признак предметов (форма, цвет, величина). Согласовывает глагол во времени с существительным. Понимает назначение предлогов. Пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей). Он отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т. д. Ребенку свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки, а иногда с помощью вопросов взрослого и продолжить ее. Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы. В этом возрасте ребёнок способен поделиться увиденным и пережитым. Вычленяет индивидуальные обращения к нему. Показателем является инициативная речь
2. 4-5 лет. Творчески применяет усвоенный материал: упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения.
Словотворчество является нормой. Ребенок употребляет предлоги: по, до, вместо, после, союзы: что, куда, сколько.
Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает. Умеет подбирать к предмету соответствующие действия.
В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Он способен отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления.
3. 5-6лет. Дошкольникнасыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов.
Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать. Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже, употреблять сложноподчиненные предложения.
У ребенка появляется критическое отношение к своей речи. Он свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам.
Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях). Ребёнок хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе.
Может рассказывать по картинке (по серии картин, об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события.
Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали.
4. 6-7 лет. Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные. Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.
Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.
У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями.
Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи.
Г. А. Урунтаева отметила, что «дошкольник пользуется речью не только для установления контакта, но и для получения новой содержательной информации, которую он включает в решение мыслительных задач. Интеллектуальная функция речи переплетается с коммуникативной. Развитие понимания речи в дошкольном возрасте связано с выполнением поручений взрослого, знакомством с литературными произведениями. Понимание литературных произведений выражается в том, что ребенок может сосредоточиться на достаточно большом количестве персонажей, сложном сюжете, описании. Он выделяет не только содержание, но и главную идею произведений. Старший дошкольник определяет основных героев и второстепенных, высказывает и мотивирует свое отношение к ним, дает им аргументированную оценку, выделяет форму произведения (сказка, стихотворение, рассказ) и некоторые средства языковой выразительности, например, сравнения. В процессе пересказа ребенок использует выразительные средства, характерные для литературного произведения».
Знание закономерности речевого развития детей необходимо для правильной и своевременной диагностики нарушений речи.