ирина пронякина
Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие мозга ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние музыки на развитие мозга ребенка
Музыка для мозга
Музыка присутствует во всех культурах. Она имеет фундаментальное значение для людей. Музыка включает эмоциональное, духовное, социальное начало, и другие составляющие. Рекламная индустрия умело манипулирует нашим восприятием тех или иных продуктов лишь с помощью музыки. Киноискусство тоже не остается в стороне, и играет с нашим эмоциональным состоянием за счет музыки. И, действительно, музыка способна моделировать наше настроение. Однако, это далеко не все.
Публикация «Консультация для родителей „Влияние музыки на развитие мозга ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Занятия музыкой, начатые в раннем детстве, ускоряют и интенсифицируют развитие мозга. Улучшается качество нейронной сети, обеспечивая лучшую пластичность мозга. (по словам профессора Т. Черниговской). Все большее количество исследований доказывает, что музыка активизирует многие из тех областей мозга, которые задействованы в восприятии речи, запоминании и хранении информации, а также использовании других важных навыков мышления, необходимых для достижения успеха в образовательном процессе. Как оказалось, музыка также приносит пользу детям в социальном и эмоциональном плане.
Далее представлены семь сфер жизни ребенка, на которые, в соответствии с результатами исследований, позитивно влияет музыка.
1. Смысловое восприятие языка (речи)
Несколько недавних исследований позволяют предположить, что мозг воспринимает и обрабатывает музыку и речь одинаково, и что обучение музыке может принести пользу в развитии речевых навыков. В частности, одно из исследований обнаружило значительную степень совпадения в обработке мозгом музыки и речи, другое исследование, проведенное учеными, показало, что освоение музыкального инструмента улучшает эффективность обработки человеческим мозгом разговорной речи. Полученные результаты свидетельствуют о том, что ученикам, испытывающим трудности с речью и обучение чтению, занятия музыкой особенно полезны.
2. Память
Пользу от музыкального образования получает и память. Одно из исследований, проведенных в Гонконгском университете, обнаружило, что дети, получающие музыкальное образование, демонстрируют лучшую вербальную память по сравнению со сверстниками, которые музыке не обучаются. После одного года наблюдений за детьми, участвовавшими в исследовании, выяснилось, что те, кто начал или продолжил обучение музыке, продемонстрировали значительное улучшение вербальной памяти. Другими словами, запоминание музыкальных произведений связано также с улучшением памяти немузыкальной. Эта взаимозависимость может быть вызвана тем, как музыка «озадачивает» молодые умы. Исследователи объясняют, что музицирование тренирует мозг правильно распределять внимание и память в процессе выполнения сложных заданий.
3. Математика
Музыка требует от исполнителя выполнять математические операции (например, деление, причем сходу, на лету. Но это не все. Исследования также обнаружили связь между музыкальным образованием и успехом на уроках математики в школе. Например, одно из исследований, проведенных учеными Королевской консерватории в Канаде, изучало воздействие художественного образования на учащихся начальной школы. В результате обнаружили, что ученики, изучающие искусство, получали гораздо более высокие оценки на тестах по математике, связанных с вычислениями и расчетами, чем ученики из контрольной группы.
4. Самосознание
Ученые-неврологи считают, что занятия музыкой учат детей «оценивать самих себя» вместо того, чтобы рассчитывать на внешние вознаграждения. В то время как большая часть нашего обучения сосредоточена на оценках и наградах, музыка может способствовать внутренней мотивации. Точность и внимание, которые требуются для игры на музыкальном инструменте, – немедленная ответная реакция, заставляющая музыканта корректировать собственное исполнение, – способствуют постоянному наблюдению и контролю над собой. Это помогает критически относиться к своей работе и не довольствоваться чем-то меньшим, чем запланированный результат.
5. Навыки общения
Исследователи указывают на то, что польза от занятий музыкой выходит за рамки академических результатов. Участие в школьном или общественном музыкальном коллективе способствует появлению общих воспоминаний, полученных на музыкальных мероприятиях. Это опыт установления социальных связей и эффективной коммуникации. Такие связи помогают ребенку развивать навыки совместной работы. Учителя также отмечают влияние музыки на социальное благополучие учеников. Отмечено, что дети, участвующие в музыкальных коллективах, зачастую лучше воспитаны, обладают большей уверенностью в себе.
6. Академический успех
Учитывая всю ту пользу, которую музыка приносит развитию речевых и математических навыков, памяти и самосознанию детей, неудивительно, что существует большая взаимозависимость между музыкой и общей успеваемостью. Исследования показали, что ученики, занимающиеся музыкой, добиваются более высоких результатов в математике и языках, чем ученики, вообще не связанные с музыкой, а старшеклассники с музыкальной подготовкой успешнее сдают выпускные экзамены по сравнению с их немузыкальными сверстниками. Одно из исследований обнаружило, что музыканты имеют самый высокий показатель поступления в медицинские вузы.
7. Долгосрочный успех
Ученики с музыкальным образованием, как правило, добиваются большего успеха в долгосрочной перспективе по таким показателям, как уровень образования и доходы. Один из опросов показал, что почти девять из десяти человек с последипломным образованием занимались музыкой в школьном возрасте, и 83% людей с доходами выше среднего уровня имеют музыкальное образование.