Наталья П
От компетентного педагога к новому качеству образования
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад ст. Новый-Перелюб Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Доклад на муниципальные педагогические чтения
«От компетентного педагога к новому качеству образования»
Тема: «Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения дошкольников средней группы по ФЭМП»
Секция «Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения дошкольников»
Воспитатель: Перешивалова Наталья Александровна
Ст. Новый Перелюб
Оглавление
Публикация «От компетентного педагога к новому качеству образования» размещена в разделах
Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения
1.1. Понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе
1.2. Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения детей среднего дошкольного возраста
Глава 2. Экспериментальное исследование дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения
2.1 Диагностика уровня обучаемости дошкольников среднего возраста.
2.2 Реализация дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения дошкольников среднего возраста.
Заключение
Библиография
Приложения
Введение
Дошкольное образование является начальной ступенью системы общего образования, целью которого является формирование физического, психического развития детей. Для этого необходимо определить объём освоенных ребенком специальных знаний и умений. Это осуществляется путем оценки уровня его психического развития, который проявляется в сформированности у ребенка практического, познавательного, художественного, эмоционально-нравственного отношения к действительности. Оценке подлежат не столько сами по себе представления, умения, навыки, способности ребенка, сколько условия его жизни и развития в детском саду и в семье.
Для создания оптимальных условий образовательной деятельности, возникает необходимость в построении форм обучения, которые бы учитывали индивидуальные особенности воспитанников. И подходом, который учитывает эти особенности, является дифференциация.
Дифференцированный подход в образовании – это создание многообразных условий обучения, направленных на всестороннее развитие ребенка, особый подход воспитателя к различным группам детей, который включает организацию учебной работы отличную по методам и приёмам и уровню сложности. Дифференцированный подход заключается в организации процесса обучения с учетом особенностей каждого ребёнка, в создании комфортных условий для его успешной деятельности.
Актуальность дифференцированного подхода в обучении.
Проблема обучения математике в современной жизни приобретает всё большее значение в связи с бурным развитием математической науки и проникновением
её в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающей действительности.
Актуальность дифференцированного подхода в обучении заключается в создании благоприятных условий для развития личности посредством использования различных форм и методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов диагностики. Эти результаты показывают, что только при своевременно принятых мерах: дифференцированном подходе в обучении, комплексной диагностике - можно сформировать математические знания и умения так, чтобы обучение давало не только практический результат (навыки счёта, выполнение несложных математических операций, но и широкий развивающий эффект. Это позволит ребенку-дошкольнику возможность успешно адаптироваться в обществе сверстников.
Проблема исследования: изучение эффективности дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения дошкольников среднего возраста.
Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения дошкольников среднего возраста на занятиях по ФЭМП».
Объект исследования: личностно-ориентированное обучение дошкольников среднего возраста.
Предмет исследования: дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения.
Цель исследования: теоретически установить и путем диагностирования проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения дошкольников среднего возраста на занятиях по ФЭМП.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что дифференцированный подход является наиболее эффективным условием личностно-ориентированного обучения в условиях ДОУ.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе.
3. Экспериментальным путем проверить эффективность дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения.
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования личностно-ориентированного обучения в трудах А. В. Запорожца, АИ. Леонтьева, ВС. Мухиной, А. А. Люблинской и других, концептуальные положения дифференцированного подхода в обучении дошкольников в социально-педагогическом комплексе Я. Л. Коломинского, В. В. Зайцева, А. В. Зеленцовой, М. В. Кларина, И. С. Якиманской и других.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы; проведение педагогического эксперимента, обработка полученных данных.
Глава 1. Теоретические основы дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения
1.1. Понятие «личностно-ориентированное обучение» в психолого-педагогической литературе
Понятие «личностно-ориентированное обучение», вошедшее в 90-е годы в педагогический арсенал без своей четкой дефиниции, может быть определено при рассмотрении таких категорий, как: индивид, индивидуальность (индивидуальный подход, личность. При этом в конкретных исторических условиях педагогика и психология эти понятия использовали с различным значением, часто смешивая и употребляя как синонимы. Однако в связи с тем, что обучение является сущностно-человеческим видом деятельности и практика всегда богаче теории, понятие «индивидуальный подход» вошло в педагогику значительно раньше сущностного трактования таких понятий, как «индивидуальность» и «личность». Так, например, уже в педагогической системе великого чешского педагога Я. А. Коменского явно обозначены положения о том, что процесс обучения и воспитания необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, используя при всём этом систему педагогических наблюдений [4, с. 25 - 31].
К. Д. Ушинского разработал обширную методику педагогических приемов индивидуального подхода к детям, основу профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В своем труде «Человек как предмет воспитания» он писал, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях [15, с. 56].
Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. ( Алексеев: 2006).
Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого обучения внесли такие ученые, как Бондаревская Е. В., И., Якиманская И. С. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии (Ушинский К. Д., Пирогов Н. И., М. Шелер и др.) и научные труды отечественных и зарубежных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Бернс, Сухомлинский В. А., Амонашвили Ш. А. и др.).
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа» [2, с. 126].
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Функции личностно-ориентированного образования :
-гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала. Средствами (механизмами) реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
культуросозидательная (культурообразующая, которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования. Механизмами реализации данной функции является культурная идентификация как установление духовной взаимосвязи между человеком и его народом, принятие его ценностей в качестве своих и построение собственной жизни с их учетом;
-социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно- административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога :
оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие;
отношение к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность;
опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействие их обретению и развитию.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира (См. : Селевко 2005)
В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество».
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности
Реализация личностно-ориентированного обучения требует разработки такого содержания образования, куда включаются не только научные знания, но и метазнания, т. е. приема и методы познания. Важным является разработка специальных форм взаимодействия участников образовательного процесса (Педагогов, воспитанников, родителей).
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
1.2. Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения детей среднего дошкольного.
Впервые понятие «дифференцированный» подход в обучении появилось за рубежом в начале двадцатого века. Основателями его считают представителей направления гуманистической психологии К. Роджерса, А. Маслоу, Р. Мей, В. Фракля.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные особенности (различия) воспитанников, т. е. основные свойства личности воспитанника. В педагогической литературе различают понятия «внешней» и «внутренней» дифференциации.
Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются в условиях организации учебной деятельности. (в группе на НОД). В этом случае понятие дифференциации сходно с понятием индивидуализации обучения [1, с. 117].
При внешней дифференциации воспитанники разного уровня обученности объединяются специально в учебные группы. По некоторым индивидуальным признакам: по способностям (или неспособностям, по проектируемой профессии, по интересам.
Дифференциация в переводе с латинского обозначает разделение, расслоение целого на части, формы, ступени.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников. Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребёнка.
Дифференцированный подход предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно-значимых и общественно-приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
У воспитателя появится возможность помогать “слабому”, уделять внимание “сильному”, работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении, в том числе и по математике.
Дифференцированный подход позволяет разделить группу детей на подгруппы, в которых и содержание образования, и методы обучения, и организационные формы различаются, также состав подгрупп может меняться в зависимости от поставленной учебной задачи. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения.
В условиях целенаправленного процесса обучения дифференцированный подход к дошкольникам реализуется на занятиях в разумной дифференциации заданий, постановок перед детьми посильных задач, где посильность и легкость отнюдь не тождественные понятия. Это посильное задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Путь от первичного усвоения до прочного сформированного навыка у разных дошкольников не одинаков. Главной задачей воспитателя – сократить его у тех детей, у которых он длиннее, чем у остальных.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многие из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей. Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется дифференцированный подход..
Основы дифференцированого подхода были заложены в работах Блонского П. П., Резвицкого И. И., Теплова Б. М., Якиманской И. С.
Повысить результаты обучения и развитие логического мышления возможно, если применять приёмы дифференцированного подхода, направленные на оптимальное использование зоны ближайшего развития у. Это тот уровень, которого ребёнок может достичь под руководством взрослого [21, с. 219].
Таким образом, дифференцированный подход является одним из важнейших условий личностно-ориентированного обучения дошкольников. Реализация данного подхода в обучении позволяет воспитателю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок ребёнка и отношение к НОД в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей ребёнка.
Рассмотрев теоретические основы использования дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения в психолого-педагогической литературе, мы пришли к выводам:
1. Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся -- его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. воспитанник как личность.
2. Дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности дошкольников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес.
Глава 2. Экспериментальное исследование дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения
2.1 Результаты исследования, диагностика.
Для обследования уровня развития элементарных математических представлений детей моей группы, использовались следующие методы контроля:
анализ деятельности детей на занятиях;
анализ деятельности детей в процессе дидактических игр;
анализ общения детей в процессе игр, самостоятельной деятельности.
Выводы
1. Исследование показало, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
2. Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом моего дальнейшего исследования.
3. Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
4. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по ФЭМП
Практические рекомендации
1. Продолжить дальнейшую работу по формированию элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры.
2. Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода
Заключение
Дифференцированный подход к дошкольникам в процессе личностно-ориентированного обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постоянно поддерживать интерес к НОД. В результате моей работы было рассмотрено понятие «личностно-ориентированный подход» в психолого-педагогической литературе, изучен дифференцированный подход как условие личностно-ориентированного обучения.
Для проверки эффективности дифференцированного подхода как условия личностно-ориентированного обучения мною было проведено исследование. В результате диагностики на контрольном этапе мною было выявлено, что дошкольники с применением дифференцированного подхода, показали более высокий уровень успеваемости, качество знаний этих дошкольников также повысился.
Математика - один из наиболее сложных предметов в школе. Поэтому в детском саду на сегодняшний день ребёнок должен усваивать элементарные математические знания.
Хорошие результаты в данном направлении образования обеспечиваются : дифференцированным подходом, предметной средой (дидактические игры с интеллектуальным содержанием, яркий наглядный материал) и благополучным эмоционально-психологическим климатом в группе. Таким образом, использование дифференцированного подхода в обучении позволяет детям приобретать глубокие знания, совершенствовать способы мышления, расширять круг мыслительных задач; развивать пространственное и логическое мышление; формировать общие приемы и подходы к решению арифметических, логических задач;Правильно организованная педагогическая работа, грамотный воспитательно-образовательный процесс, комплексный подход к всестороннему развитию воспитанников, позволяет ребятам проявить свои возможности. Несомненно, полученный в детском саду опыт пригодится как в школе, так и во взрослой жизни при выборе профессии.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, нами были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Список использованной литературы:
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. // Гуманитарный издательский центр «Владос» -2004
2. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики // Москва – Воронеж -2004
3. Бондаревская, Е. В. Личностно ориентированное образование : опыт разработки парадигмы [Текст] /Е. В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону, 1997. -С. 126.
4. Ерофеева Т. И. математика для дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 1992. – 191 с. : ил.
5. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика // ACADEMA-2000
6. Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№4
7. Калинченко А. В. Методические подходы к организации и проведению занятий по математике // Ребенок в детском саду- 2007-№4
8. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. - 4-е изд. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981.- 405 с.
9. Педагогика : педагогические теории, системы, технологии. - М. :Просвещение, 1998. - С. 56.
10. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт. -- М. :Педагогика, 1990. - С. 221.
11. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольника // Москва – Воронеж -2005