Татьяна Кузнецова
Проект «Волшебное тесто» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 «Аленушка» комбинированного вида»
Проект «Волшебное тесто»во II младшей группе «Забава»
Воспитатель: Кузнецова Татьяна Юрьевна
Пояснительная записка:
Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё : воображение, мысли, идеи. Дошкольный возраст - период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь ос-новными формами познания. Успешность умственного, физического, эсте-тического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Интересно наблюдать как ребенок свои идеи, выражает в танце, звуке, красках, глине или тесте. Танец пальцев придает материи форму, заданную воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, те-сто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Публикация «Проект „Волшебное тесто“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Лепить могут как старшие дети, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ла-дошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посред-ством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Актуальность:
Ребёнку младшего возраста интересно всё, что его окружает: игрушки, предметы быта и материалы, с которыми можно что-то сделать, поиграть. Этими материалами могут быть: краски; цветные мелки; мыльная вода; песок и глина, пластилин и солёное тесто и т. д. Ребёнок с удовольствием исследует эти материалы, изучает их, а взрослый может поддержать этот интерес и обучить его рисовать различными средствами, лепить, конструировать. Работы с пластичными материалами развивают и обучают детей.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная. Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить её до конца. Именно при работе с пластичными материалами по-является уникальная возможность изготовления объёмных поделок. Наиболее подходящими материалами для работы с детьми младшего возраста яв-ляется тесто и современный пластилин (он имеет более пластичную консистенцию). Почему именно тесто? Тесто – это такой материал, который для детской руки более удобен – он мягкий. Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделия из него достаточно долговечны. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Дети младшего возраста могут лепить и изображать только то, что им хорошо знакомо и то, что их радует. Этому виду творчества придумали современное название - “Тестопластика”.
Однако, диагностика и наблюдения за детьми во 2 младшей группе «Забава» показали, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук. Они плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Цель:
Развитие творческой активности, ком-муникативных способностей детей в процессе лепки из соленого теста.
Задачи:
- Учить приёмам и способам лепки из солёного теста : из целого куска теста, из отдельных частей, создание образов.
- Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные
особенности детей.
- Развивать умение выполнять коллективные работы из солёного теста.
- Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук.
- Формировать эстетический вкус, творчество и фантазию, мышление, любознательность и воображение.
- Познакомить детей с разнообразием форм мучных
изделий.
- Воспитывать у детей эстетическое отношение к пред-метам и явлениям окружающего мира.
Ожидаемый результат:
- Осуществление развития детей в процессе непосредственной образовательной деятельности: развитие восприятия, мышления, воображения, памяти и других высших
умственных функций.
- Знакомство со свойствами солёного теста
(пластичность, цельность массы, вес).
- Формирование умений работы с солёным тестом.
- Пробуждение познавательной активности.
- В процессе лепки совершенствование мелкой моторики рук, координирование работы: глаза и руки.
- Развитие творческих способностей.
- Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Мотивационный этап:
В группу приходит почтовая посылка. Педагог предлагает детям открыть посылку и посмотреть что в ней. Педагог достает из посылки необычного «Ежика», и предлагает детям рассмотреть его, задает вопросы:
- Как вы думаете, из чего сделан «Еж»(из теста)
- Из чего сделаны у «Ежика» иголки (из макарон)
Ребята «Ежик» говорит мне, что ему очень скучно по-тому, что у него нет друзей.
- Хотите помочь «Ежику» найти друзей?
Этапы
1 этап. Подготовительный.
- Подбор методической литературы по данной теме и её изучение.
- Составление плана работы над проектом.
- Подбор дидактического материалов, оборудования, инструментов.
- Подбор художественного слова для создания игровой ситуации.
2 этап. Основной.
Организованная деятельность в разных видах детской деятельности:
1. Тема: «Знакомство с соленым тестом»
Цель: познакомить с тестопластикой как видом народно- прикладного искусства, ее особенностями, инструментами, необходимыми для работы, простейшими приемами работы с тестом.
2. Рассматривание картинок, фотографий с изображением ежиков изготовленных из соленого теста, определение материала из которого сделаны иголки, выбор ежика для совместного изготовления.
3. Тема: Составление сказки про маленького ежика.
Цель: Развитие связной речи детей.
4. Тема: «Ежик»
Цель: Учить лепить ежика из целого куска соленого те-ста, делать иголки из макарон разной формы.
5. Тема: «Ежик»
Цель: Учить изготавливать ежика из соленого теста и природного материала (шишка)
6. Тема: «Ежик»
Цель: Лепка ежика из соленого теста с разного вида иголками: ватные палочки, трубочки для коктейля.
7. Тема: «Ромашки на поляне»
Цель: Продолжать учить делению куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их.
8. Тема: «Грибы для ежиков»
Цель: Совершенствовать умение детей передавать в лепке характерные особенности гриба (шляпка, ножки).
9. Тема: «Деревья на опушке леса»
Цель: Учить лепить деревья из соленого теста разными способами с применением макарон и бросового материала.
Организованная деятельность в режимных моментах:
1. Создание предметно – развивающей среды в группе для работы с соленым те-стом.
2. Подборка материалов.
3. Чтение рассказов с описанием ежика и его характерных особенностей.
4. Совместная работа с педагогом
Тема: «Травка для полянки»
Цель: Учить делать правку из соленого теста методом выдавливания колбасок зеленого цвета из чеснокодавилки.
5. Совместная работа с педагогом
Тема: «Цветы на полянке»
Цель: Нанесение цветов из соленого теста на полянку методом точечного выдавливания колбасок красного и желтого цвета из чеснокодавилки.
6. Упражнение на развитие моторики рук.
Пальчиковая игра-разминка :«Мы спросили нашу печь»
7. Совместная работа с педагогом
Тема: «Сказочное деревце»
Цель: Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Формирование навыков аккуратности при раскрашивании готовых фигур.
8. Упражнение на развитие моторики рук.
Пальчиковая гимнастика:
- “прогулка” пальцев (пальчики “гуляют” по столу);
- изображать “Фонарики” кистями рук;
- хлопанье в ладоши тихо и громко; в разном темпе;
- барабанить пальцами обеих рук по столу.
9. Совместная работа с педагогом
Тема: «Ежики на лесной опушке»
Цель: Составление композиции из готовых поделок детей.
10. Совместная работа с педагогом
Тема: «Мы художники»
Цель: Упражнять в раскрашивании готовых изделий.
Самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды :
1. Творческая мастерская
Дети действуют с тестом : мнут, нюхают, катают колобки, делают отпечатки на поверхности теста.
2. Творческая мастерская
Работа детей с объемные формы - колобок, колбаска, лепешка, диск.
3. Изготовление елочки из дисков разной величины с верхушкой конусом.
4. Творческая мастерская
Работа с тестом
Лепка «Печенье – пряники», нанесение узора печатками, колпачками, пальчиками и т. д.
5. Разукрашивание готовых поделок красками по задумке детей.
6. Творческая мастерская
Лепка из теста : «Булочки – пирожки», нанесение узора разными способами.
7. Творческая мастерская
Работа детей с объемной формой – колбаска.
Лепка «Бублики – баранки» - видоизменять форму колбаски – загибать в форму кольца.
8. Сюжетно-ролевая игра
«Угостим гостей чаем» (с угощениями сделанными самими детьми).
9. Рассматривание иллюстраций грибов.
10. Игровое упражнение «Съедобное - несъедобное»
11. Игра «Вокруг я печки хожу» - выполнение действий по ходу текста.
12. Творческая мастерская
Свободная лепка детей.
Взаимодействие с родителями:
1. Познакомить родителей со способами приготовления соленого теста.
2. Папка – передвижка для родителей: «Лепка из соленого теста»
3. Вместе с мамой сделать отпечаток ладошки на тесте.
4. Представление родителям коллективной работы: «Ежики на лесной опушке»
5. Презентация содержания проекта для родителей.
3 этап.
- Выставка творческих работ.
- Коллективная работа: «Ежики на лесной опушке».
- Презентация содержания проекта для родителей.
- Мастер- класс по лепке из соленого теста для педагогов детского сада: "Ежики на лесной опушке"