Мария Чернецкая
Материалы по самообразованию «От творческого занятия к творческому росту ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
План:
1. Развитие творческой деятельности в раннем возрасте
2. Рекомендации для родителей
3. Художественно-эстетическая направленность
1.
Творческое развитие детей – это не просто приобретение навыков работы с красками, кистями, декоративными материалами. Это вклад в их духовный рост, в развитие чувственно-эмоциональной сферы.
Публикация «Материалы по самообразованию „От творческого занятия к творческому росту ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Дети, соприкасающиеся с искусством, обладают такими качествами, как доброта, способность к сопереживанию, милосердие. Они умеют видеть прекрасное в повседневной жизни и делиться этим с другими. Поэтому не стоит пренебрегать творческим развитием детей, даже если вы считаете, что у вашего малыша нет к этому способностей. Позвольте ему просто творить!
Развитие творческой деятельности в раннем возрасте
Развитие творческой личности надо начинать в самом раннем возрасте. Еще не научившись ходить, малыши уже с удовольствием наблюдают, как их испачканные в краске ладошки, оставляют следы на листе бумаги. Они уже способны различать цвета, интересуются, что будет, если их смешать.
Занятия творчеством для малышей – это исследовательская деятельность, которая стимулирует мозговую активность, способствует развитию творческого потенциала и общему развитию.
В возрасте 2 лет дети проявляют огромный интерес к рисованию и лепке, старательно выводя на бумаге свои «каляки-маляки» и катая пластилиновые шарики. Они творят сами и просят творить взрослых, завороженно наблюдая, как в руках рождается какой-то образ.
В 3-6 лет дети способны тонко чувствовать и сопереживать. У них бурно развита фантазия и образное мышление. Они с видимым удовольствием что-то придумывают и сочиняют. И делают это так убедительно, что порой трудно бывает отличить вымысел от реальности. Это период активного развития творческого воображения.
Важно, чтобы вся творческая деятельность ребенка была направленной, созидательной. Для этого необходимо приобщать ребенка к миру искусств, формируя его художественный и эстетический вкус.
Развитие творческой деятельности ребенка с самого раннего детства позволяет заложить основы богатого духовного мира отдельного человека.
Хотите, чтобы ваш малыш вырос раскрепощенной, творчески активной и духовной личностью? Тогда помогите ребенку уже сейчас начать это путь. Приобщение малыша к творческой деятельности с раннего возраста – это самый ненавязчивый, но эффективный способ.
Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т. е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.
В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л. С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной).
Что представляют собой творчество? Многие психологи давали свои определения творчества, но все определения к тому, что они сводились к творчество есть деятельность человека, которая создает нечто новое оригинальное. Еще в конце XIX века в детское творчество начало привлекать к себе внимание ученых всех направлений: психологов, педагогов, искусствоведов. Это было обусловлено развитием науки и культуры, возникновением нового направления психологии - детской психологии. За рубежом стали появляться труды по психологии детства. В которых особое место отводилось анализу детского рисунка (Д. Сели, Н. Браунинг, Р. Лампрехт). К. Ричи был первым автором, который посвятил свой труд «Дети - художники» психологическому анализу детских рисунков. В начале 1900-х гг. в Москве стали появляться статьи, читаться лекции о художественном воспитании. Выходят в свет труды ученых, посвященных детскому изобразительному творчеству (Л. Т. Оршанского, А. А. Рыбникова, К. М. Летилова, Ф. Т. Шмидта).
Л. С. Выготский считает, что деятельность человека может быть разделена на два вида:
• воспроизводящую (репродуктивную);
• комбинирующую (творческую).
Репродуктивная деятельность связана с нашей памятью, она воспроизводит, а творческая - эта такая деятельность, когда человек представляет. Творческая деятельность называется воображением или фантазией.
Виднейший психолог Б. М. Теплов, характеризуя творчество детей, писал, что одна из важных особенностей и больших трудностей педагогической работы по художественному воспитанию связана с тем, что творческая деятельность ребенка не может мотивироваться как деятельность учебная, необходимо чтобы какая - то часть художественной деятельности ребенка была направлена на создание продукта деятельности, который на кого-то должен оказать воздействие.
Без этого развитие творчества ребенка неизбежно подменится развитием некоторого формального умения. А. В. Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», о обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество. Он отводил большую роль занятиям художественной деятельностью, а также всей воспитательной работе с детьми по развитию у них восприятия красоты в окружающей жизни и в произведениях искусства, которое играет большую роль в общем и творческом развитии ребенка.
Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности - организация интересной содержательной жизни ребенка.
2.
Рекомендации для родителей
Почему-то многие думают, что творчество и маленький ребёнок – две вещи несовместимые, и учить малыша рисовать, лепить, давать ему прочие творческие материалы нужно не раньше трёх лет. Учить технике – да, рано. Но учить правильному обращению с материалами и развивать творческие способности малыша можно с самого раннего возраста, когда ребёнок только начинает познавать мир, его законы и грани, вещи в нём, свойства и особенности этих вещей.
Творческие материалы исполняют очень важную роль: они дают маленькому человеку возможность самому изменять окружающую обстановку, форму и цвет предметов, нарушать и возобновлять их целостность – то есть создавать свой собственный маленький мир. Это возможно только в игре и творчестве, – и именно поэтому оба этих дела необыкновенно важны для развития этого самого маленького человечка. И именно поэтому надо постараться давать малышу заниматься с творческими материалами как можно больше, показывать, как работать с ними как можно раньше.
Не опасаться испачканных ковров, порезанных вещей, залитых водой полов, – они будут, это неизбежно. Но ведь, чем раньше мы научим малыша бережно и правильно обращаться с предметами, тем быстрее он научится этому. Научите ребёнка аккуратности, застелите по возможности всё кругом клеёнкой и газетами, уберите всё, что пачкается и ценно, выделите малышу время и место для безопасных творческих занятий и – творите вместе.
ПРАВИЛА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ :
- Привлекайте малыша к творческим занятиям как можно раньше. Не руководствуйтесь только собственными понятиями о том, рано ещё или уже пора давать материал ребёнку, понравится или не понравится это ему. Вы можете ошибаться. А можете и опоздать. Единственным критерием должны быть безопасность материалов и интерес ребёнка к работе с ними, вот и всё. В остальном – давайте, пробуйте, творите. Вы ведь будете рядом, значит, сможете проследить за безопасным и правильным использованием предметов.
- Показывайте малышу чуть больше того, что он умеет и может – тогда ему будет за чем тянуться и к чему стремиться. Но при его нежелании отложите творческое занятие на некоторое время (день, неделю, месяц, затем снова покажите.
- Не действуйте руками ребёнка. Все действия должны быть самостоятельными – только тогда они будут осознанными. Можно помочь рукам ребёнка двигаться в нужном направлении, но затем дать ему полную возможную свободу. Если мы действуем за ребёнка, он привыкает к пассивной роли. Либо напротив – протестует при любом вмешательстве. Если малыш не просит о помощи и не нуждается в ней – лучше предоставить ему свободу и доверие.
- Мы не учим ребёнка рисовать, лепить и вырезать по технике, а просто показываем ему как можно больше способов различной, безопасной, продуктивной деятельности. А малыш сам выберет, что и как ему нравится делать. В раннем возрасте важен не результат, а процесс.
- Творите вместе с ребёнком. На одном с ним листе (если он согласен) или на своём собственном, сразу или в несколько заходов с перерывами. Главное – будьте вместе. Пример взрослого малышу важен, его компания, участие в общем деле – просто необходимо. Если возможно, привлекайте к творческим занятиям родных, друзей, даже домашних животных – чувство единения с семьёй – очень важное чувство.
- Не выбрасывайте и не ломайте плоды творческих занятий малыша сразу. Ведь он воспринимает результат своей работы как что-то ценное, он потратил на это свои силы и время, он старался. А если и не воспринимает ещё, то и не сможет этому научиться. Если взрослый называет результат резания мусором, если сразу же сминает и убирает в коробку поделку, если на глазах автора комкает и выбрасывает его рисунки, то и сам ребёнок обесценивает его для себя. Пусть эти разноцветные кусочки полежат немного в коробочке, первые скатанные комочки – на подносе, а первые осознанные каракули – на стене. Потом вы сможете всё это убрать – через полчаса, вечером или через неделю – неважно. Главное – это пример уважения к работе и труду ребёнка. Точно так же как и мы, он отнесётся к результатам нашей работы позже.
3.
Художественно-эстетическая направленность
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Волшебный квиллинг” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
· Обучать различным приемам работы с бумагой.
· Формировать умения следовать устным инструкциям.
· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивающие:
· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
· Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
· Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.