Светлана Глущенко
Материал по работе с детьми по теме «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный словарь: Растения, фиалка, герань, бегония, пеларгония, хлорофитум, фикус, алоэ, фуксия, кактус, папоротник, сансевьера, кливия, аспидистра, гибискус, камнеломка, аспарагус, дифенбахия, толстянка, розан, колеус, сенполия, гортензия, каменная роза, корень, стебель, листья, бутон, отросток, лепесток, цветок, земля, кашпо, гор-шок, поддон, лейка, корм, рассада, подкормка, рыхление, вода, полив, свет, солнце, подоконник.
Темочки:
Глагольный словарь: Сажать, поливать, пересаживать, рыхлить, рас-пускаться, расцветать, опадать, вянуть, увядать, опрыскивать, выращи-вать, ухаживать, расти, цвести, срезать, рвать, пахнет, нюхать, размно-жать.
Словарь признаков: Комнатный, яркий, красивый, нежный, зеленый, алый, розовый, белоснежный, теплый, хрупкий, душистый, светолю-бивые, тенелюбивые, ароматный, пахучий, развесистый, пышный, цветущий, полезный, гибкий, вьющийся, опущенный, колючий, соч-ный, гладкий, колючий, опушенный.
Пальчиковая игра «Цветок»
Наши красные цветки
Расправляют лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки.
Головой качают.
Тихо засыпают.
(Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает ле-пестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)
Координация речи с движением «Цветы в горшочках»
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны,
В солнышке утонут. Дети сидят на корточках лицом в круг.
Медленно встают.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
Разводят руки в стороны ладонями вверх.
Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе
Соединяют ладошки над головой
Раскрывают ладошки-бутоны.
Беседа
— познакомить детей с комнатными растениями в натуре, рассмотреть их, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки;
— объяснить, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль;
— обратить внимание на особенности листьев, цветов, стеблей комнатных растений;
— выучить некоторые названия комнатных растений;
— объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения, рассказать ребенку, как комнатные растения могут реагировать на изменение погоды, менять внешний вил утром и вечером.
Игра «Какого растения не стало?»
На столе выставлены растения : денежное дерево, рео, фикус, сансевьера, тол-стянка, бегония, лимонное дерево, денежное дерево. Дети закрывают глаза или отворачиваются, одно растение убирается. Нужно назвать растение, которого не стало.
Игра «Мой, моя». Подобрать названия комнатных растений, чтобы отвечали на вопросы мой, моя:
Мой кактус. Моя герань… и т. д.
Дидактическая игра «Кто что делает? Кто что делал? Кто что будет делать?»
(упражнение в изменении глаголов по времени, числам и родам).
Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают. Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали. Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
«Послушай и запомни».
Прослушай внимательно, повтори по памяти: КАКТУС, ФИАЛКА, БЕГОНИЯ, ГЕРАНЬ.
«Посчитай».
• 1 лист – 5 …. (листьев)
• 1 корень – 2….
• 1 стебель – 3 …
• 1 цветок – 4 ….
«Назови ласково». СТЕБЕЛЬ - …., КОРЕНЬ - …., ЦВЕТОК - …., ЛИСТ - …., БУТОН - ….
«Скажи по образцу».
• Я поливаю – ты …поливаешь – он … поливает
• Я сажаю – ты …. он - ….
• Я вытираю – ты - …. он - …
• Я опрыскиваю – ты - …. он - ….
Слова:
Поливаешь
Поливает
Ухаживаю
Рыхлю
Пересаживаю
Опрыскиваю
Вытираю
Определи количество слогов в данных словах: Герань, хлорофитум, традесканция, толстянка, камнеломка, кактус, фикус, фиалка, аспара-гус, алоэ, розан, бегония.
«Придумай предложения с предлогами».
Предлоги: В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО и словами: ГЕРАНЬ, КАМ-НЕЛОМКА, ФИАЛКА.
«Отгадай загадки, придумай со словами – отгадками предложения».
Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком (бутон)
•Лист – горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой день и час
(Столетник или алоэ)
• Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый.
А цветы в окне – словно шапка в огне!
(Герань)
Выучить стихотворения:
Вот растет бегония –
Пышная красавица.
Красотой своей она
Во всем мире славится.
Меня фиалкою зовут.
Так называй меня и ты.
Пусть на окне твоем растут
Мои веселые цветы.
Дидактическая игра «Узнай по описанию» .
(взрослый загадывает описательную загадку о комнатном растении, а ребенок угадывает.
Например: «Это комнатное растение. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы». — Кактус). Или использовать схему для описания: