Айгуль Идрисова (Хурматуллина)
Эссе «Дефектолог — профессия на века»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал к Всероссийскому конкурсу «Учитель-дефектолог 2019»
«Эссе «Дефектолог – профессия на века!
(прошлое, настоящее, будущее профессии)»
«Мыслить масштабно!»
Идрисова А. Р.
Любая профессия, а конкретно ее становление и развитие, имеет свое прошлое, а настоящее и будущее профессии зависит от актуальных потребностей общества в ней, ведь, как говорится в одной замечательной притче: «без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего».
Публикация «Эссе „Дефектолог — профессия на века“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
Развитие Дефектологии как науки имеет свое прошлое: отечественные и зарубежные исследования в различных областях, таких как патопсихология и психопатология, корифеями, стоящими у «истоков» этой науки, которые изучали причины и симптоматику дизонтогенетического развития, «пути» их коррекции.
Актуальность профессии – дефектолог, на современном этапе развития общества, значительно возросла и связано это напрямую с жизнедеятельностью человечества. Возникли такие проблемы, как экологический «кризис» - «неудовлетворительное» качество окружающей среды, «неудовлетворительное» качество продуктов питания и воды, которые оказывают негативное влияние на здоровье и развитие человека как биологического объекта, основной функции которого является репродукция (размножение). Вот, тут то, и вступает «в игру прошлое» - опыт: теория советского психолога Л. С. Выготского «о единстве биологического и социального в онтогенетическом развитие».
Под социальными факторами, негативно сказывающимися на развитие человека, я обозначу следующее: недостаточный контроль со стороны государства за качеством импортированной и производимой продукции питания и воды в регионах, вопрос утилизации продуктов жизнедеятельности; недостаточная просветительская деятельность, целью которой, является воспитание и прививание здорового образа жизни; недостаточность пренатальных, натальных и постнатальных центров и качества оказываемых услуг, а именно удаленность от населенных пунктов, отсутствие необходимого диагностического оборудования и специалистов, акушерская компетентность. Решением этих проблем нужно заниматься на государственном уровне «здесь и сейчас», тем самым повышая качество жизни.
Таким образом, «биологическое и социальное» имеют тесную взаимосвязь, то есть взаимовлияние, взаимозависимость, что в настоящее время проявляет себя: растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, тем самым, возрастает потребность в такой профессии как дефектолог – специалиста, который занимается обучением, воспитанием и адаптацией детей с особенностями психофизиологического развития.
Я считаю, что на современном этапе развития инклюзивного образования и реализацией ФГОС ОВЗ (федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья) каждый педагог должен иметь дефектологическое образование, целью которого является обучения и воспитания детей с учетом потенциальных возможностей, а также дальнейшая социальная адаптация, и включение в общество, как потенциально значимую личность.
Легенда, связанная с символом конкурса «Учитель-дефектолог России»
«Освещая путь»
Стоит гора, на ней тропа,
Извилистая и опасная.
И на вершине той горы горит огонь,
Огонь – земной любви.
А у подножия горы
Стоит селение с людьми.
И тот огонь для них как клад,
Ведь путь к нему своим развитием богат.
Рассвет. В селение родился новый человек!
Ребенок – он «пустой сосуд»,
Задача взрослого пройти с ним путь
По той тропе, в ночи,
И только факел освещает этот путь.
А факел этот не простой:
В руках он взрослого горит и освещает путь,
Тем самым будто говорит: «Друг мой!
Ты, не забудь, что сможешь скоррегировать свой путь!»
Вручив ребенку палку, пошли они на гору ту,
За тем огнем и опытом далеких предков.
Ребенок, по дороге, факел делал.
Нашел он мох, на палку намотал,
Сначала с помощью, потом и сам.
И всю дорогу взрослый обучал
Всему тому, что знал он сам.
Пройдя нелегкий путь, дошли они до цели.
Ребенок возмужал – он вырос по дороге.
И поднося, к тому огню, свой факел,
Он вспомнил все: весь путь пред его глазами.
И понял он одно: его задача в этом мире,
Быть взрослым, освещая путь!
И не сдаваться никогда, искать решения всегда,
Ведь это жизнь - она одна!
Цени, мой друг, ее всегда!
Автор: Идрисова Айгуль Рафиловна
[