Лучший педагог года

Эссе «Профессиональные компетенции воспитателя 21 века»

Аврамова Ольга
Эссе «Профессиональные компетенции воспитателя 21 века»

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Что определяет степень профессионализма педагога, уникальность его творческого «Я»? Только постоянно развиваясь, он может соответствовать требованиям времени и профессии, а в чем-то даже опережать их.

Публикация «Эссе „Профессиональные компетенции воспитателя 21 века“» размещена в разделах

Древнекитайский мыслитель Конфуций (551-479) говорил: «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, способен быть учителем». Деятельность педагога во многом ориентирована на будущее. Для совершенствования профессионализма, как и совершенствования личности, возможны разные пути.

На сегодняшний день нормативные правовые документы федерального уровня, в первую очередь Федеральный Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», направлены на улучшение качества образовательных услуг. Предъявляемые требования к личностно-профессиональным качествам и педагогической деятельности современного педагога довольно разнообразны. Все они направлены на реализацию психолого-терапевтической и фасилитаторской позиции педагога к детям. На первое место выдвигаются знания, умения, навыки, компетенции, которые нужны воспитателю для организации коммуникативно-личностного развития дошкольника. Именно поэтому в Профессиональном стандарте педагога в качестве одного из центральных умений выделяется умение воспитателя «общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их». Начнем с раскрытия содержаний основных понятий, ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Ученые А. С. Белкин и В. В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве» [5. С. 95 ].

Компетенция применительно к профессиональному образованию – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности [3. С. 74].

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей [9. С. 4]

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

- воспитательно-образовательной (деятельность предполагает следующие критерии компетентности : осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой);

- учебно–методической (деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка [9. С. 4]);

- социально–педагогической (деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспитатель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только переносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в другой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развивает потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах).

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность

Литература

1. Асаева И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат диссертации на соискание учёной степени к. п. н. : [Электронный ресурс ] // Асаева Ирина Николаевна. URL :https://www. nauka- pedagogika.com >…13…razvitie-professionalnyh(дата обращения 31.10.15)

2. Великжанина С. В. Папка педагога по самообразованию: [Электронный ресурс]. URL :https://www.doc4web.ru>pedagogika. po-samoobrazovaniyu (дата обращения 31.10.15)

3. Захараш Т. Б. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Б. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12 - с. 74-80.

4. Компетенция : [Электронная энциклопедия] // Википедия. URL :https://www.ru.wikipedia.org/. (Дата обращения 31.10.15)

5. Сваталова Т. А. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов/ Т. А. Сваталова// Дошкольное воспитание – 2011. -№1 – с. 95-101.

6. ФГОС дошкольного образования: [Электронный ресурс] // Федеральный Государственный Образовательный стандарт. URL :https://www.rg.ru>; (дата обращения 31.11.15).

7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ// - М. : Эксмо, 2014.- 144с.

8. Хамдеева Г. Р. Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ. [Электронный ресурс]. URL : https://www. dohcolonok. ru >cons…kompetentnost…pedagoga-dou (дата обращения 31.10.15)

9. Хохлова О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3 – c.4

Публикации по теме:

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре Профессиональные компетенции учителя по физической культуре. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным.

Доклад «Критерии профессиональной компетенции воспитателя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ.

Эссе «Воспитатель XXI века» Группа в контакте «Солнышко» https://vk.com/club111606778 Воспитатель XXI века. Каким же он должен быть? Размышляя над этим вопросом,.

Консультация для воспитателей «Критерии профессиональной компетенции воспитателя» Консультация для воспитателей. Тема: «Критерии профессиональной компетенции воспитателя». Внедряем ФГОСТ. "Быть готовым к школе - не значит.

Профессиональные достижения воспитателя МАДОУ МО «СГО» — ДС №7 «Огонек» Иванс Анны Викторовны Свою профессию я выбрала по велению сердца. Когда была еще ребенком, очень любила играть "В.

Профессиональные компетенции и ориентиры педагога в работе с детьми 4–5 лет на 2018–2019 учебный год В презентации отражены профессиональные компетенции и способности педагога, которые должны быть особенно развиты для реализации годовых.

Профессиональные компетенции педагога ДОУ Профессиональные компетенции педагога ДОУ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ уровня профессиональной компетентности педагогических работников: 1. Владение.

Эссе воспитателя Эссе «Я - педагог» «Успех не является ключом к счастью. Счастье – вот ключ к успеху. Если вы любите то, что делаете, Вы будете успешным».

Эссе воспитателя Мир детства радостен и тонок, как флейты плавающий звук. Пока смеётся мне ребёнок, я знаю, что не зря живу. Твердят друзья: «Есть нивы тише»,.

Эссе «Личностные и профессиональные качества педагога как залог успешной адаптации ребёнка» Я считаю, основной причиной по которой человек выбирает профессию -педагог, должна быть любовь к детям! По моему мнению, педагог-это человек,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Эссе «Профессиональные компетенции воспитателя 21 века»
Опубликовано: 28 марта 2019 в 19:48
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Профессиональные компетенции воспитателя 21 века»» (включая файлы) размещена пользователем Аврамова Ольга (УИ 1887259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных