Светлана Глущенко
Материал для работы с детьми «Наша Армия. День защитника Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный словарь: День защитника Отечества, защитники, Отечество, Отчизна, Родина, Россия, армия, защита, работа, специальность, труд, профессия, сила, ловкость, войска, герой, обелиск, граница, смелость, храбрость, парашют, корабль, техника, летчик, танкист, матрос, генерал, всадник, солдат, моряк, пехотинцы, пулеметчик, артиллеристы, артиллерия, подводник, пограничник, вертолетчик, десантник, ракетчик, парашютист, воин, офицер, боец, танк, тягач, собака, кони, ракета, вертолет, катер, дозор, пилотка подводная лодка, знамя, самолет, пушка, пистолет, каска, шлем, гимнастерка, тельняшка, бескозырка, китель, мундир, салют, время.
Публикация «Материал для работы с детьми „Наша Армия, День защитника Отечества“» размещена в разделах
Глагольный словарь: Стрелять, защищать, служить, охранять, летать, управлять, любить, беречь, гордиться, сражаться, маршировать, работать, нести, стрелять, добывать, воевать, уважать, сохранять, трудиться, биться, драться, прыгать, следить, поразить, вести, идти, победить, одержать, получить, погибать.
Словарь признаков: Сильный, ловкий, военный, отважный, смелый, храбрый, бесстрашный, мужественный, военный, почетная, геро-ический, интересный, доблестный, трудная, опасная, нужный, опас-ный, пограничный, государственный, внимательный, осторожный, необходимый, защитный, мощный, крепкий, быстроходные, мирное, военное.
Пальчиковая гимнастика «Отважный капитан»
Я плыву на лодке белой
(концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями)
По волнам с жемчужной пеной.
(ладони друг к другу, слегка приоткрыв)
Я - отважный капитан,
(проговаривая стишок, ладони двигать, как лодка)
Мне не страшен ураган
(ладони вместе, плавные движения из стороны в сторону)
Чайки белые кружатся, тоже ветра не боятся
(скрестив ладони, плавные движения вверх-вниз)
Лишь пугает птичий крик, стайку золотистых рыб
(ладони тыльной стороной, помахать пальцами, сжатыми вместе)
И, объездив чудо - страны, посмотрев на океаны
(выпрямленными ладонями с пальцами, прижатыми друг к другу изобразить рыбок)
Путешественник-герой, к маме я вернусь домой!
Координация речи с движением «Стойкий оловянный солдатик»
Раз, два, три, четыре, пять Будем дружно мы шагать! Шагают на месте.
На одной ноге постой-ка Будто ты солдатик стойкий Становятся на правую ногу
Ногу левую – к груди Да смотри не упади! Подтягивают левую ногу к груди
А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый Становятся на левую ногу.
Все закончилась игра, За уроки, детвора В шеренгу становись.
«Подскажи словечко».
Цели: развивать слуховое внимание, чувство риф-мы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети вни-мательно слушают и договаривают последнее слово.
Подрасту и вслед за братом Тоже буду я солдатом, Буду помогать ему Охранять свою. (страну).
Брат сказал: «Не торопись! Лучше в школе ты учись! Будешь ты от-личником — Станешь. (пограничником).
Моряком ты можешь стать, Чтоб границу охранять И служить не на земле, А на военном. (корабле).
Можешь ты солдатом стать, Плавать, ездить и летать, А в строю ходить охота — Ждет тебя, солдат,. (пехота).
Самолёт парит, как птица, Там — воздушная граница. На посту и днем, и ночью Наш солдат — военный.
(лётчик).
Снова в бой машина мчится, Режут землю гусеницы, Та машина в поле чистом Управляется. (танкистом).
Любой профессии военной Учиться надо непременно, Чтоб быть опорой для страны, Чтоб в мире не было. (войны).
Игра «Подбери признак»
Цель: обогащать и уточнять словарь прилагательных. Например:
Защитник Отечества (какой)— Храбрый, смелый, отважный. Служебная собака (какая) — Верная, преданная, смелая, ум-ная.
Игра «Какой праздник?»
Цели: совершенствовать грамматический строй речи, словообразование, развивать связную речь, мышление.
Ход игры. Воспитатель читает детям рассказ-загадку. Дети дополняют его. Затем воспитатель читает дополненный рассказ ещё раз, задаёт вопросы и просит детей пересказать его.
Сегодня у нас в саду праздник. К нам в гости пришли только мужчины: папы, дедушки и братья. Они рассказывали нам о своей службе. Васин дедушка рассказал о том, что во время войны он пешком прошёл от Москвы до Берлина. Он служил в пехоте, был (кем). (пехотинцем). А Вовкин дед — старый такой, маленького роста — а управлял огромным танком. Он был (кем). (танкистом). И ещё Мишкин дедушка приходил, он в разведку ходил, был (кем). (разведчиком). Это вообще очень опасно. А Мишкин старший брат служит сейчас в армии, в десантных войсках. Он (кто). (десантник). А сам Миша, когда вырастет, тоже в армию пойдёт. Он хочет на подводной лодке служить, будет (кем). (подводником). И совсем мы не ожидали, что Юлькин папа на границе служит, охраняет нашу Родину, он (кто). (пограничник). Мы её даже больше уважать начали! Ну что, вы догадались, какой праздник был у нас в саду?
С. Чешева, И. Михеева
Игра «Составь схему»
Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.
ХОД игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» — предлоги, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения нужно поставить точку.
Например: Наши солдаты отважные.
Пограничник несёт службу Родине. Лёт-чик совершает перелёт.
Игра «Военные профессии»
Цели: обогащать и активизировать словарь детей по теме, закреплять умение делить слова на слоги, развивать слуховое внимание.
Ход игры. Воспитатель читает детям стихотворения о военных профессиях. Предлагает назвать профессии, о которых говорится в стихотворениях, и вспомнить другие названия военных профессий.
ПОГРАНИЧНИК
Охранять границу — важно! Пограничников зовут. С верным псом они отважно Службу Ро-дине несут.
С. Чертков
ЛЁТЧИК
Лётчик знает своё дело, В небе водит самолёт. Над землёй летит он смело, Совершая перелёт.
С. Чертков
МОРЯК
Плывёт моряк на корабле, Он не тоскует по земле. Он с ветром дружит и волной, Ведь море — дом его родной.
С. Чертков
«Один много» учить УПОТРЕБЛЯТЬ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:
Солдат – солдаты – много солдат
Боец – бойцы – много бойцов
Танкист – танкисты – много танкистов
Танк – танки – много танков
Пулемёт – пулемёты – много пулемётов и т. д.
«Образуй слово»
ОБРАЗОВЫВАЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ:
Летает на вертолёте – вертолётчик
Ездит в танке - танкист
Служит в пехоте - пехотинец
Прыгает с парашютом - парашютист
Служит на подводной лодке - подводник
Летает на самолёте - лётчик и т. д.
«Подбери признак»
ПОДБИРАЕМ ПРИЗНАКИ И ДЕЙСТВИЯ:
Лётчик – летает на самолёте
Вертолётчик – летает на вертолёте
Танкист – ездит на танке
Парашютист – летает на парашюте
Подводник – служит на подводной лодке и т. д.
«Правильно считаем»
СОГЛАСОВЫВАТЬ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ С СУЩУСТВИТЕЛЬНЫМИ:
1 танк, 2 танка, 3 танка, 4 танка, 5 танков
1 лётчик, 2 лётчика, 3 лётчика, 4 лётчика, 5 лётчиков и т. д.
«Раздели слова — на слоги». Делить слова на слоги, слова- названия военных профессий.
Например: лёт-чик, мо-ряк, тан-кист, по-гра-нич-ник, сол-дат, о-фи-цер.
Тексты для чтения и обсуждения.
«Истребитель»
Маленький истребитель заваливался то на одно крыло, то на другое и всё ниже и ниже клонился к земле. Второй большими кругами летал над ним, как одна птица над другой, подбитой. Лётчику, наверно, стоило больших сил удержать самолёт от падения. Ему удалось наконец посадить машину на торфяном болоте за околицей. При посадке самолёт переломился, но пилот успел выпрыгнуть из кабины.
Второй самолёт приземлился рядом, на лугу. Лётчик не бросил друга в беде. Они переночевали, а утром оба улетели на исправной машине. «Сам погибай, а товарища выручай».
Из рассказа Ю. Гагарина
Вопросы:
Что случилось с истребителем?
Что делал второй истребитель?
Где лётчик посадил самолёт?
Что случилось при посадке?
Как поступил пилот второго самолёта?
Какую пословицу вы услышали в конце рассказа?
Текст для пересказа
сыновья
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силён, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.
А третья молчит.
— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что же сказать, — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.
Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.
Вдруг на встречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит, любуются им женщины. Другой пес-ню поёт — соловьем заливается, заслушались женщины. А тре-тий — к матери : взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.
Спрашивают женщины старичка:
— Ну, что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу.
В. Осеева
Вопросы:
Что делали женщины у колодца?
Что говорила каждая из женщин о своём сыне?
Что делали сыновья, когда встретили своих матерей?
Почему старик сказал, что видит только одного сына?