Светлана Глущенко
Методический материал для работы с детьми «Рыбы. Морские обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Предметный словарь: Рыбы, озеро, пруд, река, водоем, охота, косяк, рыбак, сеть, удочка, малек, икра, хищник, животное, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, спинка, глаза, рот, море, рыба-молот, камбала, рыба-меч, мурена, акула, морской еж, кит, дельфин, скат, рыба-пила, скумбрия, ставрида
Глагольный словарь: Ловить, обитать, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться, жарить, сушить, вялить, варить, сторожить, зарываться, прятаться, собираться.
Публикация «Методический материал для работы с детьми „Рыбы, Морские обитатели“» размещена в разделах
Словарь признаков: Пресноводные, речные, озерные, мор-ские, хищные, зубастый, длинный, блестящий, усатый, по-лосатый, серебристый, подводный, глубоководный, опас-ный, разнообразный, интересный, красивый, плотная, мел-кая, крупная, плоская.
Координация речи с движением.
«Мы идем на речку»
Раз, два, три, четыре, пять
К речке мы идем гулять. (шагают на месте)
Мы хотим увидеть рыбок, (всматриваются в даль, рука-козырек,
И лягушек и улиток. выполняя пружинку)
В речке будем мы купаться, (плыть, руки перед со-бой)
И нырять, и кувыркаться. (нос зажать, присесть-встать)
Быстро поплывем, как рыбки, (обеими руками ими-тируют
Все движенья – без ошибки. плавание «бра-сом»)
Мы по берегу потом
Как улитки поползем. (идут по кругу в полуприсе-де, руки на колени)
Как лягушки мы поскачем, (прыгают на двух но-гах по кругу
Словно легкий, звонкий мячик. друг за дру-гом, руки на поясе)
Рыбы
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
Показывают ладони с расставленными деся-тью пальцами.
Показывают рукой волны.
Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.
Загибают десятый палец
Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой вол-нообразную линию.
«Краб»
В синем море краб живет,
Быстро лапками гребет.
Тихо краб ползет по дну,
Ищет там себе еду.
Локти развести в стороны, пальцы обеих рук переплести и направить вниз (лапки краба). Большие пальцы соединить подушечками друг с другом и слегка округлить (голова краба) .
Пошевелить пальцами – «лапками».
«Краб» идет по столу сначала в одну, а затем в другую сторону.
«Четвертый лишний» (назови лишний предмет
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.
«Назови ласково» (образование прилагательных умень-шительной формы)
Карась - карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом)
«Великаны» (формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами)
Пескарь - пескарище
(Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
«Сосчитай улов» (согласование числительных с суще-ствительными в роде, числе и падеже) :
Один пескарь, три пескаря, пять пескарей и т. д.
(Селёдка, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, ось-миног, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, чере-паха, креветка, горбуша)
«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У акулы голова -. акулья.
У щуки плавники -. У лягушки лапки -.
У рыбы глаза -. У черепахи панцирь -.
У кита хвост. У дельфина глаза -.
«Вкуснятина» (что можно приготовить из рыбы и море-продуктов)
«Доскажи словечко» -закончи предложение изменяя слово – рыба.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как (рыбы)
Я хвостом махал бы гибким
И резвился, словно (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища)
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой. (рыбак)
Физминутка:
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
«Скажи наоборот».
Давайте с вами поиграем мы будем придумывать слова наоборот:
Рыба уродливая страшная-…. КРАСИВ
медлительная-…. БЫСТРАЯ. СТРЕМИТЕЛЬНА
тихая, спокойная-…. ИГРИВАЯ, РЕЗВАЯ
блеклая, невзрачная-…. ЯРКАЯ
одноцветная-…РАЗНОЦВЕТНАЯ
задиристая, боевая-…. ОСТОРОЖНАЯ
«Образуй слово». Образование родственных слов
-как мы назовем маленькую рыбу? РЫБКА
-Назовите рыбу ласково? ры-бонька
-А как назовем большую рыбу? РЫ-БИНА
- Как называется суп из ры-бы? РЫБНЫЙ
-А жир из рыбы ка-кой? РЫБИЙ
-Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА
-Куда ранним утром пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ
-Как называют поселок в котором живут рыбаки? РЫ-БАЦКИЙ
-Что делает на рыбалке рыбо-лов? РЫБАЧИТ
4. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как…. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая… рыбища
Эх сорвался мой улов,
Рассердился… рыболов
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой… рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась… рыбалка
5. “Скажи правильно”
Суп из рыбы … (рыбный)
Котлета из рыбы … (рыбная)
Пирожки из рыбы … (рыбные)
Пирог из рыбы … (рыбный)
Рассказ – сравнение.
Чем они отличаются и чем похожи?
«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.
У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуем-ся».
Отгадайте загадку:
В воде жива, на суше мертва?
“У родителей и деток вся одежда из монеток”. Кто это?
Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)
Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)
Он в самом омуте живет, хозя-ин глубины.
Имеет он огромный рот.
А глазки чуть видны. (налим)
-На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
-Серебристый, с темной спин-кой,
Удерет! – держи, малец!
-Что за рыбка?
Без запинки я отвечу вам … (елец)
-На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом)
Может рыба-великан
Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит?
Житель океана —. (кит)
Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех. (кит)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он. (скат)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. (краб)
У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная —. (акула)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской. (конек)
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка… (золотая)
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете. (кит)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый. (кит)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня доволь-но!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Ей не страшен зверь любой —
Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.
Кто же это? (Черепаха)
Рассказ для чтения и обсуждения.
Евгений Пермяк — Первая рыбка.
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ерши-ще жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семей-ной ухе была и его маленькая рыбка.
Стихи для чтения и заучивания
ГДЕ СПИТ РЫБКА?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в по-лу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Автор: Ирина Токмакова
ПРО СОМА
Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся -
Сам
С усами!
Трудно жить
Без пап и мам!
Трудно
Маленьким сомам!
Но зато уж взрослый сом
Не ударит в грязь лицом!
Он лежит себе
На дне
Самостоятельный вполне!
Автор: Б. В. Заходер
Предметный словарь: Рыбы, озеро, пруд, река, водоем, охота, косяк, рыбак, сеть, удочка, малек, икра, хищник, животное, сом, щука, лещ, карп, ерш, карась, плотва, окунь, судак, красноперка, форель, туловище, хвост, плавник, чешуя, жабры, спинка, глаза, рот, море, рыба-молот, камбала, рыба-меч, мурена, акула, морской еж, кит, дельфин, скат, рыба-пила, скумбрия, ставрида
Глагольный словарь: Ловить, обитать, охотиться, плавать, размножаться, питаться, затаиться, жарить, сушить, вялить, варить, сторожить, зарываться, прятаться, собираться.
Словарь признаков: Пресноводные, речные, озерные, мор-ские, хищные, зубастый, длинный, блестящий, усатый, по-лосатый, серебристый, подводный, глубоководный, опас-ный, разнообразный, интересный, красивый, плотная, мел-кая, крупная, плоская.
Координация речи с движением.
«Мы идем на речку»
Раз, два, три, четыре, пять
К речке мы идем гулять. (шагают на месте)
Мы хотим увидеть рыбок, (всматриваются в даль, рука-козырек,
И лягушек и улиток. выполняя пружинку)
В речке будем мы купаться, (плыть, руки перед со-бой)
И нырять, и кувыркаться. (нос зажать, присесть-встать)
Быстро поплывем, как рыбки, (обеими руками ими-тируют
Все движенья – без ошибки. плавание «бра-сом»)
Мы по берегу потом
Как улитки поползем. (идут по кругу в полуприсе-де, руки на колени)
Как лягушки мы поскачем, (прыгают на двух но-гах по кругу
Словно легкий, звонкий мячик. друг за дру-гом, руки на поясе)
Рыбы
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь,
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
Показывают ладони с расставленными деся-тью пальцами.
Показывают рукой волны.
Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.
Загибают десятый палец
Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой вол-нообразную линию.
«Краб»
В синем море краб живет,
Быстро лапками гребет.
Тихо краб ползет по дну,
Ищет там себе еду.
Локти развести в стороны, пальцы обеих рук переплести и направить вниз (лапки краба). Большие пальцы соединить подушечками друг с другом и слегка округлить (голова краба) .
Пошевелить пальцами – «лапками».
«Краб» идет по столу сначала в одну, а затем в другую сторону.
«Четвертый лишний» (назови лишний предмет
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Акула, кит, дельфин, ерш.
Плавники, шерсть, чешуя, жабры.
Лужа, море, река, аквариум. .
Акула, мурена, щука, меченосец.
«Назови ласково» (образование прилагательных умень-шительной формы)
Карась - карасик (дельфин, щука, лягушка, креветка, рак, ерш, сом)
«Великаны» (формирование навыка словообразования существительных с увеличительными суффиксами)
Пескарь - пескарище
(Скалярия, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, осьминог, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, черепаха, креветка, горбуша)
«Сосчитай улов» (согласование числительных с суще-ствительными в роде, числе и падеже) :
Один пескарь, три пескаря, пять пескарей и т. д.
(Селёдка, лягушка, медуза, меченосец, щука, улитка, ось-миног, рак кит, морж, золотая рыбка, акула, карась, чере-паха, креветка, горбуша)
«Чей?» (образование притяжательных прилагательных)
У акулы голова -. акулья.
У щуки плавники -. У лягушки лапки -.
У рыбы глаза -. У черепахи панцирь -.
У кита хвост. У дельфина глаза -.
«Вкуснятина» (что можно приготовить из рыбы и море-продуктов)
«Доскажи словечко» -закончи предложение изменяя слово – рыба.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали, как (рыбы)
Я хвостом махал бы гибким
И резвился, словно (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая… (рыбешка)
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища)
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой. (рыбак)
Физминутка:
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
Как в аквариуме нашем
Рыбки золотые пляшут.
Они весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
То помашут плавниками,
То закружатся кругами (движения по тексту).
«Скажи наоборот».
Давайте с вами поиграем мы будем придумывать слова наоборот:
Рыба уродливая страшная-…. КРАСИВ
медлительная-…. БЫСТРАЯ. СТРЕМИТЕЛЬНА
тихая, спокойная-…. ИГРИВАЯ, РЕЗВАЯ
блеклая, невзрачная-…. ЯРКАЯ
одноцветная-…РАЗНОЦВЕТНАЯ
задиристая, боевая-…. ОСТОРОЖНАЯ
«Образуй слово». Образование родственных слов
-как мы назовем маленькую рыбу? РЫБКА
-Назовите рыбу ласково? ры-бонька
-А как назовем большую рыбу? РЫ-БИНА
- Как называется суп из ры-бы? РЫБНЫЙ
-А жир из рыбы ка-кой? РЫБИЙ
-Как называют человека, который ловит рыбу? РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА
-Куда ранним утром пошел рыбачек? НА РЫБАЛКУ
-Как называют поселок в котором живут рыбаки? РЫ-БАЦКИЙ
-Что делает на рыбалке рыбо-лов? РЫБАЧИТ
4. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как…. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая …рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая… рыбища
Эх сорвался мой улов,
Рассердился… рыболов
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой… рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день…. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась… рыбалка
5. “Скажи правильно”
Суп из рыбы … (рыбный)
Котлета из рыбы … (рыбная)
Пирожки из рыбы … (рыбные)
Пирог из рыбы … (рыбный)
Рассказ – сравнение.
Чем они отличаются и чем похожи?
«Это сом и сомик, у них есть голова, рот, туловище, хвост, плавники.
У сома – усы, а у сомика – усики. Сом живет в реке, а сомик в аквариуме. Речной рыбой питаются птицы, животные, люди; аквариумными рыбками мы любуем-ся».
Отгадайте загадку:
В воде жива, на суше мертва?
“У родителей и деток вся одежда из монеток”. Кто это?
Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (щука)
Есть в лесу колючий ёж,
А в реке – колючий … (ерш)
Он в самом омуте живет, хозя-ин глубины.
Имеет он огромный рот.
А глазки чуть видны. (налим)
-На дне, зарывшись в ил и грязь,
От щуки прячется … (карась)
-Серебристый, с темной спин-кой,
Удерет! – держи, малец!
-Что за рыбка?
Без запинки я отвечу вам … (елец)
-На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно (сом)
Может рыба-великан
Над водой пускать фонтан.
Кто же этим знаменит?
Житель океана —. (кит)
Он огромный, толстокожий,
А по виду — с рыбой схожий.
Вверх фонтан воды летит —
Так приветствует всех. (кит)
Что за плащ хвостатый, темный
Рассекает в море волны?
Осторожно! В нем разряд.
Электрический он. (скат)
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. (краб)
У нее такая пасть!
Каждый может в ней пропасть.
Зубы острые сомкнула
Рыба хищная —. (акула)
Что за шар плывет с шипами,
Тихо машет плавниками?
Только в руки не возьмешь.
Этот шарик —. (рыба-еж)
Угадайте, что за кони
Мчатся в море от погони?
В водорослях скрыться смог
Маленький морской. (конек)
К нам из сказки приплыла,
Там царицей была.
Это рыбка не простая.
Рыбка… (золотая)
Крылья есть, да не летает,
Глаза есть, да не мигает,
Ног нет, да не догонишь.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
В море ест и в море спит —
Так живет на свете. (кит)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый. (кит)
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (акула)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня доволь-но!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (краб)
На лошадку так похожа,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (конек)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (черепаха)
Ей не страшен зверь любой —
Панцирь носит за спиной.
Триста лет живет без страха.
Кто же это? (Черепаха)
Рассказ для чтения и обсуждения.
Евгений Пермяк — Первая рыбка.
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ерши-ще жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершишки? Но он все равно радовался. Радовался потому, что в большой семей-ной ухе была и его маленькая рыбка.
Стихи для чтения и заучивания
ГДЕ СПИТ РЫБКА?
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведёт к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведёт к дуплу,
Мышкин - к дырочке в по-лу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Автор: Ирина Токмакова
ПРО СОМА
Все приходится сому
С детства
Делать самому.
Даже крошечным сомишкам
Надо жить своим умишком!
Сам
Еду себе найди.
Сам
В беду не попади.
Не пожалуешься маме!
Сам справляйся -
Сам
С усами!
Трудно жить
Без пап и мам!
Трудно
Маленьким сомам!
Но зато уж взрослый сом
Не ударит в грязь лицом!
Он лежит себе
На дне
Самостоятельный вполне!
Автор: Б. В. Заходер