людмила шашкина
Дидактическая игра «Слова наоборот»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал для конкурса «Лучшая авторская дидактическая игра»
Дидактическая игра «Слова наоборот»
автор-разработчик
старщий воспитатель МБДОУ «Детский сад №362» г. о. Самара
Шашкина Людмила Фоминична
воспитатель МБДОУ «Детский сад №362» г. о. Самара
Андрейченко Светлана Павловна
Публикация «Дидактическая игра „Слова наоборот“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2017
Описание игры Игра «Слова наоборот» предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Игра служит формированию словаря детей дошкольного возраста, а именно обогащению речи словами – антонимами. В данной игре предлагаются карточки (фотографии) с изображением предметов - снеговик, утюг, конфеты, лимон, перо, гантели, лошадь, мышь, черепаха, леопард, канат, шнурок, карандаш, дом и другие. В работе по развитию речи детей педагог говорит о том, что снеговик сделан из снега, значит, он холодный, а утюг какой? Далее дети сами объясняют признаки знакомых им предметов, например, конфеты и лимона. Во время прогулок, в процессе наблюдений за изменениями в природе, дети говорят о том, что днем светло, а вечером - темно. При рассматривании картин с изображением животных педагог сначала объясняет, какое животное нарисовано на картинке, и если дети не знают, дает небольшую характеристику. Например, лошадь - большое, крупное животное, леопард- самый быстрый из зверей, а черепаха передвигается медленно. На занятиях по формированию математических представлений дошкольники знакомятся с понятиями «широкий - узкий», «высокий -низкий», «длинный -короткий» и т. д. Знания, полученные детьми в разных видах совместной с педагогом деятельности, применяются в игре «Слова наоборот». Количество карточек может дополняться и изменяться в соответствии с возрастом детей и их развитием.
Цель: Формировать у детей дошкольного возраста умение подбирать слова, обозначающие признаки предметов с противоположным значением
Задачи:
1. Способствовать развитию речи детей дошкольного возраста
2. Развивать внимание, память
3. Формировать основы логического мышления
4. Воспитывать умение играть и общаться со сверстниками
Возраст детей: 4-7 лет
Ход игры: Играть могут от 2-3 человек и ведущий (педагог). Карточки перемешиваются и раздаются между участниками поровну. Ведущий (воспитатель) называет слово, изображенное на его карточке. Ребенок находит карточку с противоположным значением и, если значение верно, берет карточку себе. Если мнение игрока неверно, ребята продолжают искать подходящую карточку. Побеждает тот, кто первым подберет пары ко всем своим карточкам.
Когда дети усвоят правила игры, могут играть самостоятельно. На роль ведущего выбирается ребенок. Варианты изменения игры:
«Что лишнее?» Карточки выкладываются в ряд по 3-4 штуки так, чтобы все картинки, кроме одной имели общий признак. Например, «лошадь, мышь, леопард, снеговик». Лишняя картинка- снеговик, потому что все остальные-животные. Усложнить игру можно сделав так, чтобы лишними были две картинки.
«Цепочка» Всем игрокам раздается одинаковое количество карточек. Считалкой выбирается тот, кто начнет игру. Он выкладывает одну любую картинку. Следующий игрок кладет рядом свою картинку, объясняя, что общего между этими двумя картинками. Например, «домик-карандаш», все предметы сделаны из дерева, значит они деревянные; «лошадь- леопард», все эти животные быстро передвигаются и т. д. Побеждает тот, кто быстрее всех освободится от всех имеющихся у него карточек.