ВАЛЕНТИНА КАЗАЧЕНКО
Математика в сказках Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе, тема: «Гуси — лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе, тема:
«Гуси - лебед
и» [/b]
Составила: воспитатель Казаченко Валентина Витальевна, Коми Республика, г. Ухта, пгт. Боровойц, МДОУ "Д/с №1"
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Здоровье», «Музыка», «Безопасность», «Труд».
Публикация «Математика в сказках Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе, тема: „Гуси — лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- «Гуси-Лебеди». Колнспекты занятии по математике, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
Цель. Использовать сюжет знакомой сказки для повышения интереса к математике и закрепить знания детей.
Образовательные задачи:
- Закрепить знания о составе числа 8 из двух меньших чисел; понимать количественные отношение между числами в пределах 10, «записывать» при помощи знаков «>» и «<» и читать «запись»; видеть в форме предмета геометрические фигуры; понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Продолжать учить решать арифметические задачи, составлять по ним решение и прочитать запись. Развивать логическое мышление.
- Продолжать формировать количественный и порядковый счёт в пределах 10 с участием зрительного аппарата. Относить последнее число ко всем сосчитываемым предметам.
- Формировать навыки сравнения пяти предметов по длине на глаз. Умение пользовать сравнительными прилагательные «длиннее», «короче».
- Решать лабиринты.
- Совершенствовать мелкую моторику.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Развивать у детей смекалку, зрительную память, воображение.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать познавательный интерес к математике.
- Воспитывать умение сосредотачиваться на поставленной задаче.
- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах и самостоятельно выполнять задания воспитателя.
Речевые задачи:
- Активизировать словарь детей, развивать связную речи.
- Умение задавать вопросы, отвечать на них последовательно и логично.
Предварительная работа:
- Подготовка костюмов для Машеньки, Иванушки, Скомороха.
- Чтение сказки «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций с обсуждением.
- Решение логических задач, лабиринтов.
- Просмотр мультфильма «Гуси - лебеди».
- Беседа по ОБЖ об ответственности за малышей.
- Д/и «Воротца».
- Разучивание физкультминутки «Яблонька».
- Обучение счёту до 10, изготовление пособий, раздаточного материала.
- Индивидуальные занятия.
Дидактическое обеспечение НОД:
Флешка с записью музыки: «В гостях у сказки».
Демонстрационный: мультимедиа экран с показом картинок по сюжету сказки; видео – запись с заданием от Бабы Яги; цифры до 10; иллюстрация к арифметической задаче; изображение яблони с яблоками - 4 красных и 5 жёлтыми; досочки и картонки прямоугольной формы разной длины; веточки разной длины; кувшин с яблочным компотом; ёмкость с ледяными кубиками и с тёплой водой,подкрашенной молоком для криомассажа; костюмы для Машеньки, Иванушки и Скомороха.
Раздаточный: воздушные шары на каждого ребёнка ; картинки сковороды с пирожками на каждого ребёнка; лабиринт «Найти дорогу к избушке Бабы - Яги»; разрезные картинки «Яблоко» в конвертике (один конверт на двоих детей); камушки с цифрами до 10; полотенца.
Методы и приёмы:
Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, криомассаж, рассматривание, самостоятельная работа детей, появление героев, сюрпризный момент.
Наглядные: картинки по содержанию сказки; лабиринт «Найти дорогу к избушке Бабы - Яги»; иллюстрация к арифметической задаче; предметная картинка «Яблоко».
Словесные: Объяснение, вопросы к детям, игровое упражнение, чтение художественной литературы.
Поощрение детей. Анализ занятия.
Виды детской деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальная, коммуникативная.
Ход занятия
1. Организационный этап.
(Звучит музыка «В гостях у сказки»)
Воспитатель (в образе скомороха). Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Я весёлый скоморох, я люблю смешить народ! Давайте поприветствуем наших гостей! Здравствуйте, гости дорогие! Я рад нашему знакомству! И поэтому встречаю вас весёлой музыкой.
Я знаю, что все дети любят играть в разные игры, хотите, мы поиграем в одну из них. (Ответы детей.)
Вы будете выполнять мою просьбу, только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста». Слушайте внимательно!
Руки вверх. Руки в стороны, пожалуйста. Приседайте. Руки вперед, пожалуйста. Прыгайте. Руки вниз, пожалуйста.
Молодцы, вы не только дружные ребята, но и внимательные. Вам было приятно, когда я говорила вам, слово, пожалуйста? (Ответы детей.)
Конечно, от таких слов даже настроение улучшается! А кто мне скажет, как еще можно поднять настроение другу? (Ответы детей.)
Ребята, вы, наверно, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Ответы детей.)
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказке, послушайте, какие герои живут в этой сказке: Машенька, Иванушка, Баба-Яга, печка, яблоня, гуси.
Дети. Эта сказка «Гуси-лебеди
Воспитатель. И я вам предлагаю отправиться в гости к сказке. Только вот как мы туда попадем? На поезде не доехать, на самолете не долететь. (Рассуждения детей.) А вот воздушные шары нас перенесут в сказку. (Раздает шары) .
Воспитатель: За шарик крепко ты держись, потом три раза повернись, в сказке русской окажись. Раз, два, три. (Выполняют движения).
Слайд №1 «Гуси-лебеди»
Воспитатель: Ну, вот мы и у сказки в гостях. Сказка, в которую мы попали, не простая, а математическая и, путешествуя по ней, мы вместе с ее героями будем выполнять различные задания. А вот и героиня нашей с вами сказки.
(Выходит девочка в роли Машеньки).
Машенька. Помогите ребята мне добраться до избушки Баба- Яги и освободить братца Иванушку.
Воспитатель. Давайте отпустим шарики, устроимся поудобнее, и вспомним сказку. (Дети усаживаются на ковре.)
Воспитатель: (Сопровождается рассказ слайдами)
Слайд №2
«Жили – были муж с женой, и были у них дочка и сынок.
Слайд №3
«Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за братца. В какую же игру играла Машенька.
Игра «Воротца». Слайд №4
2. (Двое детей держат в руках цифру 8- это воротца). Остальные берут любые цифры от 1 до 8 и становятся парами. Чтобы в сумме получилось число 8. Через воротца проходят пары, которые правильно составили число8.
(Воспитатель спрашивает у всех детей «почему вы встали в пару?» дети отвечают, что 2 и 6 в сумме составляют число 8; также 3 и 5; 4 и 4; 7 и 1)
(Дети садятся за столы).
Воспитатель. «Когда Машенька наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой, а что же было дальше?»
Слайд №5
Дети: Налетели Гуси - лебеди, и унесли братца. Бросилась Машенька их догонять.
Воспитатель. А хотите узнать сколько было гусей? Послушайте загадку и узнаете:
3. Арифметические задачки.
Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей? –
А как вы узнали? Что вы сделали для того, чтобы узнать, сколько было гусей? (Сложили)
Составьте пример по этой задаче.
Слайд с примером№6
Послушайте и посмотрите следующую задачу:
7 гусей спустились на ручей.
Ветерок вспугнул гусей,
3 гуся взлетели в небо…
Сколько гусей осталось на воде?
Как вы узнали? Что вы сделали, чтобы узнать, сколько осталось гусей? (Отняли). Составьте пример по этой задаче. (7-3=4).
Слайд с примером№7
(Дети сверяются с ответом).
Воспитатель. Бросилась Машенька догонять гусей. И увидела, она на своём пути?. (ответы детей: «Печку».) Слайд с примером№8
Матушка печка, скажи куда гуси – лебеди полетели? Помоги мне, сказала печка, тогда скажу.
Игра «Сосчитай – не ошибись».
Слайд с примером№9
Воспитатель. Что стоит на печке?
Дети: На печке стоят сковородки.
Воспитатель. Печка приготовила нам задание. Посчитать сколько пирожков в каждой сковородке.
Воспитатель. Возьмите каждый по сковородке, подойдите к столу, сосчитайте и подберите соответствующую цифру количеству пирожков.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель. С этим заданием мы справились, молодцы! Что дальше встретилось Машеньке на пути?
Дети: Яблонька. Слайд с примером№10
Воспитатель. Яблонька матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Помогите мне – ответила яблонька. – Мои яблочки созрели, их надо сорвать и сосчитать. Яблонька нам тоже приготовила задание.
«Игра с яблоками».
Слайд с примером№11
4. Нужно сосчитать, сколько яблок на яблоне?
(Просит одного ребёнка сосчитать, сколько яблок на яблоне? (9)
Воспитатель. Спрашивает другого ребёнка, сколько красных яблок?
Ребёнок. На яблоне 4 красных яблока.
Воспитатель. Спрашивает ребёнка, сколько зелёных яблок?
Ребёнок. На яблоне 5 жёлтых яблок.
Воспитатель. Каких яблок больше и на сколько?
Дети. Жёлтых яблок больше на одно.
Воспитатель. На какую фигуру похоже яблоко?
Слайд с примером№12(Ответ детей – на шар.)
Физкультминутка. Слайд с примером№13
Яблонька, яблонька выросла в лесу. (Ходят по кругу)
К яблоньке к яблоньке в гости я приду. (Идут к воспитателю)
Ветерок качает веточки ее. (Поднимают руки вверх. Покачивают)
А листочки шепчут: «Как нам хорошо!» (Руки вверху. Перебирают пальчиками)
Наберем мы яблочек, угостим друзей. (Наклоняются несколько раз)
Громко, громко скажем мы «спасибо» ей! (Разводят руки вперед, наклоняются)
Воспитатель .Молодцы и с этим заданием вы справились и яблонька. Что дальше повстречалось на пути Машеньке?
Дети. Дальше Машенька повстречала молочную речку- кисельные берега. Слайд №14
Воспитатель. Речка-матушка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? – «Перекинь мостик, тот, что длиннее, - сказала речка». Поможем Машеньке, перекинуть нужный мостик?
6. Игра «Мост». Слайд №15
(Дети выходят на ковёр, на ковре лежат: 5 прямоугольных досочек, 5 прямоугольных картонок, 5 веточек и все они разной длины).
Воспитатель. А из чего можно построить мост? (Рассуждения детей.)
На какую форму похожи доски? (На прямоугольники.)
Ребята, чтобы построить мостик нужно разложить доски от самой короткой до самой длинной. (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Первая доска, какой длины?
Дети. Самая короткая, затем чуть-чуть длиннее, ещё длиннее, ещё, длиннее и самая длинная.
Воспитатель. И с этим заданием вы справились. Молодцы!
Криомассаж. Речка для вас приготовила сюрприз, но находится он на дне реки, вам предстоит преодолеть страх, чтобы достать его. Вы готовы? Тогда за дело. Сначала детям предлагается пошебуршать «конфетками» (конфетки это ледяные кубики, затем отпустить ручки в тёплое молоко и достать сюрприз (Сюрпризом будут камушки с цифрами). После этой процедуры, дети руки вытирают полотенцем.
Воспитатель. Никто не испугался, все достали со дна реки камушек. Молодцы! Но камушки эти надо до конца путешествия сохранить.
Ну вот, речку мы прошли, а за речкой лес. Там, наверное, и спрятали гуси-лебеди братца, но не знает Машенька, куда дальше идти. Слайд №16
А тут и за пенька ёжик выбежал и конверт ей подаёт. Давайте посмотрим, что там лежит. (Воспитатель открывает конверт с заданием).
7. Работа с лабиринтом «Найди дорогу к избушке Бабы Яги» (дети выполняют задание). Слайд №17
Видеозапись
На экране появляется видеозапись с Бабой Ягой. Нюхает. Детским духом пахнет, ой, сколько вас много. А как вы до меня добрались? И все препятствия мои преодолели! Но Ваню, просто так я вам не отдам. Отгадаете последнее моё задание, вот тогда и отпущу. Слушайте внимательно! Приготовила я волшебный напиток, а из чего не помню, стара стала, глаза мои плохо видят, да и руки уже не те стали, помогите мне, узнать из каких ягод я приготовила напиток? Вот вы, мне и поможете вспомнить. Надо вам картинку собрать!
(Дети выполняют задание) (Яблоко)
Баба Яга. Молодцы! Спасибо вам помогли, я вас угощу волшебным напитком, чтобы вы могли вернуться обратно в группу. Так и быть отпущу я вашего Ваню, встречайте!
Слайд №18
Вбегает Ваня (мальчик старшей группы, в руках держит кувшин с напитком.
Подбегает к Машеньке, обнимаются, благодарят детей за помощь и уходят.
Воспитатель. Вот подошло к концу наше путешествие, вы помогли Машеньке выручит Ванюшу. - А как вы думаете, почему Маше пришлось пройти все испытания? (Потому что она не послушалась своих родителей)
А чтобы нам вернуться, надо выполнить последнее задание.
8. «Порядковый счёт»
Внимательно рассмотрите свои камушки, они с цифрами. Нужно вам построиться по порядку от 1 до 10. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель называет цифру и выходит ребёнок у кого камушек с этой цифрой, педагог даёт ему воздушный шар.
Воспитатель. За шарик крепко ты держись, потом три раза повернись, в группе окажись. Раз, два, три. (Выполняют движения).
Итог. Понравилось ли вам наше путешествие?
- Чему вы научились?
- Какие задания показались вам наиболее трудными?
- Какие задания были интересными?
Как вы думаете, почему мы так легко справились со всеми с заданиями? (Ответы детей.)
Воспитатель. Вы, молодцы и мне было очень приятно с вами работать! Потому что всё делали дружно и помогали друг другу.