Татьяна Григорьева
Математика в логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционная работа с использованием математического материала осуществляется как на групповых, так и на индивидуальных занятиях. Несомненно, необходимо учитывать степень выраженности речевого дефекта и уровень общего интеллектуального развития ребёнка.
Развитие слухового и фонематического восприятия.
Дети, имеющие речевые нарушения имеют недостаточно развитое слуховое внимание, развить которое возможно, используя следующие игры и приё мы:
Игра «Стук-стук»
Публикация «Математика в логопедии» размещена в разделах
Ребёнку предлагается с закрытыми глазами послушать звуки, издаваемые музыкальными инструментами или другими звучащими предметами (барабан, бубен, треугольник, игрушка-пищалка, свисток и т. д, а затем столько же раз похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть (вариантов множество).
Игра «Сколько раз кричал?»
Игра используется при изучении лексических тем «Домашние животные», «Домашние птицы». Проводится аналогично предыдущей игре. Дети становятся в круг, водящий стоит в центре круга. Ребёнок в центре закрывает глаза, а ребёнок, на которого укажет педагог, издаёт несколько звукоподражаний животных (количество показывает взрослый). Водящий должен произнести соответствующее количество раз название животного, издающего эти звукоподражания. Кроме того, здесь отрабатываются трудные для детей слова-действия (глаголы) : мычит, кукарекает, блеет и т. д.
Игры на автоматизацию поставленных звуков.
• Игра «Рыболов» - на автоматизацию звука Р. В продаже имеются готовые игры. Но такую игру не трудно изготовить и самому: удочка – соломинка для напитков с магнитиком на верёвочке, рыбок легко вырезать из цветного картона, обязательно прикрепив скрепку для примагничивания. Ребё нок ловит и считает рыбок: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб и т. д.
• Игра «Чего больше?» используется для автоматизации любого звука в зависимости от используемого картинного материала. В данном случае закрепляется произношение звука Л в словах. Ребёнку предлагается пересчитать кукол, яблоки и т. д. и сказать, чего больше.
• Игра «Зашифрованные слова». Используется для автоматизации любого звука в зависимости от используемого материала (в данном случае – звука Л, закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания.
Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на необычные шифровки, в которых каждому предмету соответствует определённая геометрическая фигура. Необходимо называть цепочки зашифрованных слов, используя таблицу. Слова проговаривать, чётко произнося звук Л. Слова можно произносить строчками или столбиками.
• Игра «Бросай кубик».
Используется для автоматизации звуков в словах. Ребёнок бросает кубик и проговаривает слово столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Формирование слогового анализа.
• Игра «Разложи картинки по домикам»
Ребёнок раскладывает картинки по домикам в соответствии с количеством слогов.
1 2 3 4 5
Лексико-грамматический строй речи.
• Игра «Волшебная коробочка» - закрепление в речи количественных числительных. Дети достают из коробочки карточки с изображением предметов в количестве от 2 до 10 и произносят: пять вёдер, четыре яблока.
• Игры на закрепление временных понятий (времена года, части суток, дни недели).
• Игра “Скажи наоборот” зима-лето, день-ночь, светло-темно, понедельник (начало недели) - воскресенье (конец недели). “Какой день недели стоит перед вторником, какой день недели следует за пятницей”.
• Игры “Скажи наоборот” - на закрепление понимания и различения предметов по величине, размеру и количеству.
Высокий- низкий
Большой-маленький
Тонкий-толстый
Широкий-узкий
Длинный-короткий
Много-мало
Буквенный анализ и синтез.
• Ребус “Расшифруй слова” - закрепление звукового синтеза слов, развитие внимания, знание порядка цифрового ряда.
Ребёнку предлагается карточка с буквами, вписанными в геометрические фигуры. Задача - расшифровать слово, вписав буквы в соответствующую фигуру и прочитать слово.
Формирование пространственных представлений, зрительно-моторной координации
• Игра “Путешествие бабочки” – ребёнку предлагается квадрат, разделённый на клетки. Взрослый предлагает ребёнку передвигать бабочку по игровому полю в разных направлениях, пока она не доберётся до конечной цели. Например: одна клетка вправо, три клетки вниз и т. д.
Оказавшись на клеточке игрового поля, ребёнку предлагается составить предложение о бабочке.