Питерова Марина
Математическое развитие старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе, а школа предъявляет большие требования к ребенку. Он должен уметь сосредоточиться, научиться воспринимать инструкцию, удержать в памяти слова учителя, понять задание, сориентироваться в том, как его выполнить. Для этого ребенку нужно не только обладать необходимыми знаниями, но и научиться учиться.
Публикация «Математическое развитие старшего дошкольника» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
При подготовке к школе важно, чтобы к началу обучения дошкольники имели следующие знания по математике :
• Счет до двадцати в прямом и обратном порядке;
• Предыдущие и последующие числа в пределах одного десятка, умение составлять числа первого десятка;
• Дискретные ряды (счет не от единицы);
• Пропедевтика понятий «четное-нечетное»;
• Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• Пользоваться арифметическими знаками действий;
• Узнавать и изображать основные геометрические фигуры;
• Основы измерения: ребенок должен уметь измерять длину, ширину, высоту при помощи условной меры;
• Сравнивание предметов: «больше – меньше», «шире – уже», «выше – ниже», «длиннее – короче»;
• Определять время по часам;
• Ориентироваться на листе бумаги.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе -это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать. Однако при обучении математике эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики, а несформированность собственного умения продуктивно мыслить очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой». В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). В 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира.
По дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине и т. д. Ведь в программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире, их количество.
В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с объемом (вместимостью сосудов, сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки. Ребенок может пересчитывать предметы сервировки, помогая вам накрывать на стол.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья: «Покажи, какое дерево высокое, а какое самое низкое», «Давай сосчитаем, сколько скамеек в парке», «Сколько этажей в этом доме?» и т. д.
Во время рисования, спросите его о длине карандашей, сравните их по длине, чтобы ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как: «длинный – короткий», «широкий – узкий». Используйте игрушки разной величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в различных ситуациях, например, на циферблате, в календаре, на телефоне, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер машины. Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например, «Пятнашки», «Лото», «Домино».
Большую помощь в освоении математических умений оказывают сказки. Они - ваши бесценные помощники. В любой сказке много разных математических ситуаций. «Теремок» поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т. д., но и основы арифметики. Ребенок легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. В книжке всегда есть иллюстрации, по которым малыш сможет посчитать жителей теремка. Еще одна полезная для освоения счета сказка «Про козленка, который умел считать до десяти». Вы можете вместе с козленком из сказки пересчитывать героев, и ребенок легко запомнит количественный счет до 10.
Обучая ребенка счету, обязательно обратите внимание на стихотворения. Практически у всех детских поэтов есть стихи со счетом. Например, у С. Михалкова стихотворение «Котята», а у С. Маршака «Веселый счет» и т. д.
Обратите внимание детей на часы в вашем доме. Объясните, для чего они.
Познакомьте детей с деньгами, монетками, чтобы ребенок знал сколько рублей содержится в той или иной монете.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени. Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится слева, справа от него, впереди - сзади. Обращайте внимание на то, когда происходят те или иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера и что будет завтра). Называйте день недели, какой был вчера, будет завтра.
Чтобы ребенок успешно учился в школе, он должен свободно ориентироваться в пространстве, владеть основными пространственными понятиями. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития.
Математическое развитие детей дошкольного возраста осуществляется как в результате приобретения ребенком знаний в повседневной жизни, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических знаний.