Альбина Деникаева
Математический проект «В мире форм» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Математический проект "В мире форм" в старшей группе.
Вид проекта :познавательно-творческий.
Проблема: "Какой формы предмет?"
Цель проекта :познакомить с основными формами окружающих предметов,закрепить знание геометрических фигур.
Срок реализации проекта :1 неделя.
Публикация «Математический проект „В мире форм“ в старшей группе» размещена в разделах
Участники проекта :дети старшей группы.
Воспитатель: Деникаева Альбина Гусейновна.
Гипотеза:используя методы и приемы работы по проекту можно добиться не только высокого уровня усвоения программного материала,но и научить детей видеть формы окружающих предметов,сопоставляя их с геометрическим образцом.
Задачи:
1. Углубить знания детей о геометрических фигурах и их отличительных свойствах.
2. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей,находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
3. Развивать умение различать модели близких по форме фигур.
4. Развивать представление о том,как из одной формы сделать другую.
5. Воспитывать любознательность,интерес к фольклору.
Предполагаемый результат:
1. Освоение детьми математических знаний в области форма предметов.
2. Приобретение конструктивных способностей,умение преобразовывать одни математические объекты в другие.
3. Умение слушать и понимать взрослого,действовать по образцу в разных видах образовательной деятельности.
4. Разгадывание загадок и чтение стихов.
5. Путешествие по стране геометрических фигур.
Этапы проекта :
1. Подготовительный.
2. Организация работы над проектом.
3. Практическая деятельность.
4. Подведение итогов. Оформление выставки.
Схема реализации проекта.
Непосредственно-образовательная деятельность Программные задачи
Математическое и сенсорное развитие.
Тема:Путешествие по стране геометрических фигур. Учить узнавать в предметах геометрические фигуры;закреплять представление детей о них;упоражнять в умении составлять формы из геометрических фигур.
Аппликация.
Тема:Овощи в банке. Закрепить название, характерные особенности овощей; закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму; закреплять навыки работы с ножницами, клеем; учить создавать несложную композицию на листе из геометрических фигур и самостоятельно наклеивать их.
Рисование.
Тема:Сказочные домики. Учить детей создавать образ сказочного домика,передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур,закреплять умение рисовать материалами,выбирая их по своему желанию.
Лепка.
Тема:Яблоко,груша и слива. Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов;учить сопоставлять их с геометрическими формами;продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук,а детали прорабатывать пальцами.
Чтение художественной литекратуры.
Тема:Пересказ детьми русской народной сказки "Колобок". Учить пересказывать сказку самостоятельно по ролям;передавать интонацией характеры героев.
НОД:Математическое и сенсорное развитие.
Тема: Путешествие по стране геометрических фигур.
Программные задачи: Учить узнавать в предметах геометрические фигуры;закреплять представление детей о них;упоражнять в умении составлять формы из геометрических фигур.
Ход образовательной деятельности:
1. Отгадывание загадок,чтобы узнать какие фигуры живут в этой стране.
Он похож на колесо,из него мы строим дом.
А ещё на букву О. И в окошко доме том.
По дороге катится. За него в обед садимся,
И в ромашке прячется. В час досуга веселимся.
Нрав его совсем не крут. Ему каждый в доме рад.
Догадались?Это-(круг).Кто же он?Наш друг- (квадрат).
-А какие фигуры вы ещё знаете?
2. Теперь мы отправимся в путешествие.
Игра "Отсчитай-ка".Отсчитайте и выложите на верхнюю полочку карточки-8 треугольников,а теперь выложите на 1 меньше квадратиков на нижнюю полочку. Сколько квадратов вы выложили?
Игра "Строим дворик с садом".На столе лежат геометрические фигуры,давайте мы построим из этих фигур домики и деревья и т. д. Сколько фигур мы использовали?
Физминутка: "Быстро встаньте, улыбнитесь. "
Быстро встаньте,улыбнитесь,
Выше,выше потянитесь,
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите,опустите.
Вправа,влево повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели-встали,сели-встали,
И на месте побежали.
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой.
Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
Игра "Назови похожий предмет".Я буду называть предмет,а вы будете показывать мне соответствующую фигуру. Например:солнце круглой формы,значит поднимаем круг. Дверь,крыша домика,огурец,кубик,кровать,тералка,часы,баклажан,телевизор.
Игра "Расставь геометрические фигуры на листе".
-Поставь квадрат в правый верхний угол.
-Поставь круг в середину листа.
-Поставь треугольник в левый нижний угол.
-Поставьте овал в левый верхний угол.
-Поставь треугольник в правый нижний угол.
Ребята, наше путешествие по стране геометрических фигур окончено. Все дети сегодня молодцы. Давайте похлопаем себе.
НОД:Аппликация.
Тема:Овощи в банке.
Программные задачи: Закрепить название, характерные особенности овощей; закрепить представления детей о заготовке овощей на зиму; закреплять навыки работы с ножницами, клеем; учить создавать несложную композицию на листе из геометрических фигур и самостоятельно наклеивать их.
Ход образовательной деятельности:
1. Чтение стихотворения.
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес,красивый,
Мокнут скошенные ивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к Югу улетают,
Грибники в леса спешат,
Листья жёлтые летят,
Ёжик листья собирает,
Свою норку утепляет.
-Ребята,о чём говорится в этом стихотворении?
-Когда собирают урожай?
-Что собирают на огороде?
Ваши мамы тоже собрали на огороде овощи. А какие овощи,узнаем, отгадав загадки.
В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
Итак едят. (Помидор)
Никогда он не грустит,
А хрустит,хрустит,хрустит.
Хочешь, так подай на стол,
Хочешь брось его на рассол. (Огурец)
-Я предлагаю помочь маме засолить помидоры и огурцы. Но перед этим непростым делом рассмотрим какой формы наши овощи. Какой формы помидор?Какого цвета?Какой формы огурец?Какого цвета огурец?
-Давайте,сначала вырежим банку.
-Вырежим помидоры.
-Вырежим огурец.
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту рубим,рубим.
Мы капусту трем,трем.
Мы капусту солим,солим.
Мы капусту мнем,мнем.
А теперь заклеим поочереди наши овощи.
Выставка работ. Дать каждому ребенку положительную оценку.
НОД:Рисование.
Тема:Сказочные домики.
Программные задачи: Учить детей создавать образ сказочного домика,передавая в рисунке форму знакомых геометрических фигур,закреплять умение рисовать материалами,выбирая их по своему желанию.
Ход образовательной деятельности:
1. Предложить детям прослушать историю,которая произошла в сказочном лесу.
"Жили-были в сказочном лесу разные сказочные герои. Однажды там случился пожар,может три поросенка шалили и подожгли лес, а может злая Баба-Яга развела костер и забыла потушить. Из-за пожара сгорели дома у сказочных героев. Негде теперь жить сказочным героям,а на улице зима скоро. Давайте,ребята,поможем им и построим дома, лучше прежних.
-Из каких частей состоит дом?
-А из каких геометрических фигур можно построить дома?
Физминутка:Буратино
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся,
Руки в стороны развел.
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать,
надо на носочки встать.
А потом бегом,бегом.
Мы за ключиком пойдем.
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки,спинки.
Хоть приятно разминаться,
Вновь пора нам заниматься.
-Рисуем сказочные дома,а раскрашиваем восковыми мелками.
Выставка работ.
НОД:Лепка.
Тема:Яблоко,груша и слива.
Программные задачи: Учить передавать в лепке различия в форме и величине фруктов;учить сопоставлять их с геометрическими формами;продолжать учить детей основную форму предмета лепить кистями обеих рук,а детали прорабатывать пальцами.
Ход образовательной деятельности:
1. Что сегодня будем лепить,узнаете, отгадав загадки.
Этот фрукт круглый,точнее шарообразный. Вверху небольшое углубление,из которого растет тонкий черешок. Внизу тоже есть маленькое углубление. (Яблоко.)
Нижняя часть этого фрукта похожа на на яблоко,но кверху фрукт сужается. Верхушка у него закругленная. Как у яблока,у него вверху черенок,а внизу маленькое углубление. (Груша.)
Этот фрукт по величине меньше,чем яблоко и груша. И форма у него совсем другая. Он похож на яичко,а сбоку сверху донизу проходит неглубокая бороздка. (Слива.)
Молодцы,ребята,вы отгадали и поняли,что мы сегодня будем лепить -яблоко,грушу и сливу.
-Какую геометрическую форму имеют фрукты?
Физминутка:
Будем мы варить компот.
Фрукто нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим,варим мы компот,
Угостим чесной народ.
-Дети приступают к лепке трех разных по форме и величине фруктов.
-Выставка работ.
НОД:Чтение художественной литературы.
Тема:Пересказ детьми русской народной сказки "Колобок".
Программные задачи: Учить пересказывать сказку самостоятельно по ролям;передавать интонацией характеры героев.
Ход образовательной деятельности:
1. Ребята,попробуйте отгадать из какой сказки отрывок.
На сметане был мешён,
НАокошке был стужен.
Убежал от бабы с дедом,
А лисе он стал обедом.
-Пересказ детьми сказки "Колобок" близко к тексту.
-Инсценировка сказки,передавая правильно с интонацией и сменой голоса,слова персонажей.
-Охарактеризовать героев сказки.
Итог. Чему учит на сказка.
ГИПОТЕЗА подтвердилась. Дети научились сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами,находить их в окружающей обстановке.
Литература:
Интернет-ресурсы.
Картинки,фоны,наглядный и демонстрационный материал с сайта detsad-kitty.ru
В. П. Новикова "Математика в детском саду".
Г. С. Швайко "Занятия поизобразительной деятельности в детском саду".Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
Д. Н. Колдина. Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий.
Д. Н. Колдина. Лепка с детьми 5-6 лет.