Татьяна Санина
Математические дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Муравьишкина дорожка»
Возраст от 5- до 7 лет
Материал :
Игровая карта – 2 дорожки в конце которых свободное окошко и знаки «больше или меньше», три комплекта карточек с цифрами от 1 до 20
Цель:
- закреплять знания детей о числовом ряде
- упражнять в умении определять число больше или меньше заданного
- развивать мышление внимание и глазомер
Публикация «Математические дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ход игры:
Перед ребенком кладется игровая карта, на которой изображены две дорожки. В конце каждой дорожки свободное окошко, в которое воспитатель выставляет, определенную цифру и математические знаки «больше» или «меньше». Перед игровой картой выставляются карточки с цифрами. Муравьишка предлагает детям поместить на правую дорожку все цифры больше заданной (той, что в окошке, а на левую все цифры, что меньше заданной.
Можно усложнить вариант игры --- предложить найти цифру на один (два. три) больше (меньше) заданной
Возраст: от 5 до 7 лет
Материал : плоскостные изображения семьи – дедушки, бабушки, мамы, папы, сына и дочки (лица всех персонажей выполнены с помощью исключительно геометрических фигур)
Цель:
- учить находить и правильно называть различные геометрические фигуры, независимо от цвета, размера и местоположения
-развивать внимание и наблюдательность
Ход игры :
Вариант 1 :Детям раздается по одному персонажу и дается задание отыскать и назвать все геометрические фигуры, из которых состоит лицо. Выигрывает тот, кто найдет и правильно назовет все геометрические фигуры
Вариант 2:Сравнить у кого из персонажей больше (кругов, трапеций. овалов) Выигрывает тот, кто более внимательно произвел сравнение.
Вариант3:Отыскать у персонажей только геометрические фигуры определенного вида, сосчитать, сколько их. Выигрывает тот,кто нашел все фигуры определенного вида.
«Где прячится сюрприз?»
Возраст: от 5 до 7 лет
Материал : пластиковый контейнер из-под яиц, контейнеры из-под киндер сюрпризов (на них наклеены с одной стороны разнообразные геометрические фигуры разного цвета, с другой – цифры от1 до 10, игрушки из киндер сюрпризов.
Цель:-закреплять порядковый и количественный счет в пределах первого десятка (при усвоении материала можно использовать и цифры второго десятка)
-учить называть предыдущее и последующее число от заданного, называть «соседей»
-закрепить знания о геометрических фигурах
-совершенствовать умение ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева. справа)
-воспитывать усидчивость и терпение
-учить давать развернутые ответы. развивать монологическую речь
Ход игры:
Вариант 1 (контейнеры с наклеенными геометрическими фигурами) Сосчитать все киндер контейнеры, назвать все геометрические фигуры, изображенные на контейнерах (Какие фигуры расположены в верхнем ряду? Какая фигура расположена справа от овала? Между какими фигурами расположен ромб? Назови фигуру, которая находится под пятиугольником? и т. д.)По словесному указанию воспитателя найти сюрприз, спрятанный в одном из контейнеров …
Вариант 2 (контейнеры перевернуты цифрами вверх)Воспитатель предлагает выложить контейнеры по порядку номеров, начиная с верхнего ряда слева направо. (Назови «соседей» числа. Какое число на один больше (меньше) заданного? Назови последующее (предыдущее) число. Назови число. стоящее слева (справа, над. под)
Выигрывает тот, кто правильно справляется с заданиями
«Математическая гусеница»
Возраст от 5 до 7 лет
Материал : плоскостные круги – 11(21) штук, на одном изображена голова гусеницы (веселая мордашка)
, на остальных—цифры от 1 до 10 или от 1 до 20
Цель:- закрепить умение выкладывать числовой ряд
-закреплять навыки прямого и обратного счета
-упражнять в сравнении смежных чисел
-закрепить понятия-слева. справа
-развивать внимание. мышление, память
Ход игры:
Предложить ребенку выложить геометрическую гусеницу в прямом порядке, назвать «соседей» определенного числа, предыдущее (последующее) на один больше (меньше, слева (справа)
Можно усложнить задачу, выложив цифры в обратном порядке Возможно провести игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»
«Цифровые фигуры»
Возраст от 5 до 7 лет
Материал :плоскостные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, трапеция. прямоугольник. ромб, треугольник. пятиугольник. шестиугольник, полукруг) разных цветов – «лица» геометрических фигур изображены с помощью цифр
Цель -:развивать умение находить цифры, в каком бы положении они не находились
- закрепить знание цветов
- закрепить знания о геометрических фигурах
-развивать внимательность, усидчивость, умение доводить начатое до конца
Ход игры:
Вариант1:Отыскать определенную цифру. Участникам игры раздаются фигуры с цифрами, ребенок должен назвать свою геометрическую фигуру и ее цвет (участвовать могут от 1 до 10 человек) Выигрывает тот. кто правильно назовет точное количество заданных цифр
Вариант2: Сосчитать количество всех цифр, изображенных на фигуре, определить, каких цифр первого десятка не хватает
«Геометрическая прогулка"
Возраст от 4 до 7 лет
Никаких специальных материалов или оборудования не требует
Цель:-закреплять знания о геометрических фигурах
-закреплять знания о цифрах (двузначные, четные, нечетные)
-применять полученные знания в повседневной деятельности
-развивать внимание и наблюдательность
-способствовать более тесному контакту между родителями и ребенком
Ход игры:
Игра заключается в отыскании знакомых геометрических фигур и цифр, которые встречаются вокруг. Игра не требует от родителей особого времени и знаний Вполне достаточно уделить немного времени по дороге в детский сад, поликлинику, на прогулке Стоит только заинтересовать ребенка окружающим миром!Дорожные знаки – неиссякаемый источник форм, похожим на определенные геометрические фигуры. Номера транспорта. домов. машин – вполне могут стать объектом игры …. Например, «Назови номер, проехавшего троллейбуса» «Какие четные цифры ты видишь на номере дома?», «Давай будем искать машины с определенной цифрой в номере?»и т. д. Это-огромная возможность проявить родителям свое творчество, изобретательности, сблизить свои интересы с интересами ребенка. Такие простые игры помогают ребенку лучше усваивать полученные знания.
«Африка вокруг нас»
Возраст от 5 до 7 (и старше) лет
Цель:-закреплять знания цифр
-упражнять в счете
-закреплять умение совершать простые арифметические действия
-упражнять в назывании чисел на один больше (меньше)названного
-развивать внимание, наблюдательность
- способствовать более тесному общению ребенка и родителей
Игра не требует особой подготовки, достаточно только желания родителя уделить внимание своему ребенку
Ход игры :
Игра заключается в различных задания, которые дает родитель …. Вариантов масса – «Автобус под каким номером проехал мимо? А если бы это был автобус с номером на один больше?», «Назови номер дома, в котором мы живем. Сложи все эти числа, сто получится?», «Найди как можно больше машин, у которых на номере есть цифры-«соседи», «Давай посчитаем сколько мимо нас проедет машин с определенной цифрой в номере», «Найди номер дома (машины) в которой только четные цифры ««Найди машину, у которой номер включает цифры по возрастающей (убывающей)»Вариантов может быть очень много!Главное – желание!
«Играем с числами»
Возраст от5 до 7 лет.
Цель:-закрепить навыки количественного счета
-упражнять в составлении числа из двух меньших
-закрепить умение устанавливать отношения с рядом стоящими числами
- развивать внимание, наблюдательность
-способствовать совместному интересу родителей и ребенка
Материал : любой природный материал (камешки. шишки, желуди. листья деревьев. каштаны, палочки орехи, но (если дома) могут быть пуговицы, книги,игрушки,конфеты)
Ход игры:
Игру лучше всего проводить на природе в лесу на море, но можно и дома Ребенку можно давать различные задания: «Принеси заданное количество предметов», «Принеси один каштан и, семь желудей. Сколько всего ты принес? Как получилось такое число?» А теперь принеси два каштана и шесть желудей. Сколько всего ты принес? Как получилось такое число? и т. д. «Принеси восемь кленовых листов, а теперь принеси столько березовых, чтобы листьев всего стало десять» «Собери двенадцать белых камешков, а серых на один больше. Сколько серых камешков ты собрал? «Я положу пятнадцать розовых пуговиц, а ты положи одну желтую и добавь столько зеленых, чтобы общее количество твоих пуговиц было на один меньше, чем у меня.
Сколько всего пуговиц ты положил? Как ты получил это число?» Вопросы могут быть разного уровня сложности
«Математический боулинг»
Возраст от5 до 7 лет
Цель:-закреплять порядковый и количественный счет
- упражнять в счете
- закреплять знания о геометрических фигурах
- развивать глазомер, ловкость, координацию
- развивать фантазию и сообразительность
- закреплять умение ориентироваться в пространстве
Материал : 10 кеглей (можно заменить жестяными банками, пластиковыми бутылками, одноразовыми стаканчиками) на одной стороне которых наклеены или нарисованы геометрические фигуры. а на другой –цифры от 1 до 10 ; резиновый мячик небольшого диаметра ;мелки для подсчета очков.
Вариант1:Кегли расставить в виде клина, геометрическими фигурами к играющим. Взрослый может давать разные задания (сбить определенную фигуру, сбить кегли, расположенные справа от названной, сбить ту кеглю,у которой названные соседи и тому подобные) За каждое правильно выполненное задание начисляются очки, которые в конце игры ребенок самостоятельно подсчитывает.
Вариант2:Кегли расставить цифрами к играющим (расположение кеглей может быть разнообразным)Задания могут быть как самыми простыми – сбить как можно больше кеглей одним ударом, сбить кеглю с определенной цифрой, так и более сложными – сбить кеглю. чья цифра на один меньше названной, сбить кеглю, на которой цифра соответствует сумме двух названных, сбить кегли с цифрами больше 4, но меньше 8.
Ценность игры состоит в том,что дети могут сами изобретать новые правила игры или подсчета очков. Возможно. целью игры станет попытка сбить какую-то определенную кеглю или, наоборот, сбить все кегли. кроме определенной.
Сложность игры может повышаться за счет увеличения расстояния между кеглями.
Главное достоинство- возможность легко менять условия игры, то есть менять расположение кеглей (по кругу, в ряд, в шахматном порядке и т. д.)Выигравшего определяют при подсчете зараб