никонова ольга
Конспект урока «Мастерская игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока : 1. Познакомить учащихся с историей возникновения народной игрушки,
расширить представление о роли народной игрушки в постижении
окружающего мира.
2. Обеспечить усвоение младшими школьниками особенностей
различных центров современной народной игрушки.
3. Научить первоклассников лепить фигурки по мотивам народных
игрушек, передавать в лепных изделиях объёмную форму, её
пропорции, соотношения.
Публикация «Конспект урока „Мастерская игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
4. Развивать эстетический вкус, творческие способности детей.
5. Приобщить школьников к народному мироощущению, к пониманию
гармонии, красоты, доброты народного искусства.
Оборудование: иллюстративные изображения различных видов декоративно-прикладного искусства; образцы народных игрушек; костюмы для инсценирования; лото «Народные игрушки»; запись русских народных мелодий, Хачатуряна, П. И. Чайковского «Детский альбом»; пластилин для уч-ся, выставка детского рисунка «Моя любимая игрушка»; таблицы с изображением этапов лепки игрушек.
Мы на дивную игрушку
Смотрим долго, не дыша:
До чего же хороша!
В ней – народа доброта,
И любовь, и красота!
Ход урока:
I. Орг. момент. Сообщение темы урока.
Приглашаю всех, друзья,
В гости к Мастеру вас я.
Что же Мастер мастерит?
Чем же нас он удивит?
Посмотрите, встали в ряд
И на полочке стоят
Яркие, цветные
Игрушки расписные!
II. Актуализация знаний учащихся.
1. Работа с выставкой детского рисунка «Моя любимая игрушка».
- Любите ли вы игрушки?
- Какие игрушки являются вашими самыми любимыми?
- Какие цвета вы использовали, изображая свою любимую игрушку? Почему?
- Как вы думаете, почему игрушка играет такую важную роль в жизни ребёнка?
2. Музыкальная игра «Угадай игрушку».
- Каждая игрушка имеет свою особенность, свой характер. Попробуйте по характеру звучащей музыки определить, о какой игрушке идёт речь.
(Звучит музыка Хачатуряна, Чайковского из «Детского альбома». Дети слушают музыкальные фрагменты, угадывают, какую игрушку изображают композиторы.)
3. Создание проблемной ситуации.
- А знаете ли вы, как давно появилась игрушка? Хотите знать об игрушке больше?
III. Работа по теме урока.
1. «История возникновения игрушки». Рассказ учителя.
Нельзя точно определить, когда возникли первые игрушки. Вероятно, с доисторических времён, потому что когда были дети, были и игрушки. В детских могилах доисторических времён по всему миру были найдены куклы, сделанные из глины или кости.
Среди самых ранних игрушек, дошедших до нас, были игрушки древних египтян. Они были очень неравнодушны к куклам. Их куклы были сделаны из дерева и украшены бусами. Куклам, найденным в Египте, более 3000 лет.
Различные игрушки найдены также в захоронениях Древней Греции, Китая. Это куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта, рога.
Искусство изготовления игрушек – одно из древнейших видов художественного творчества на Руси. Самые древние игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тыс. до н. э.
В старину игрушки создавались не только ради забавы, но и как часть древних обрядов. Игрушки обладали в представлении наших предков магической силой и оберегали людей от всякого зла. Их дарили друг другу на праздники и бережно хранили в доме. Сюжеты старинных русских игрушек – кони, медведи, птицы – свистульки. В этих игрушках уже появились основные черты, присущие народному творчеству: при всей обобщённости формы мастер-игрушечник умело выявлял характерные детали, преувеличивая и заостряя их, он добивался весёлой занимательности образа.
Мастерство изготовления игрушек передавалось из поколения в поколение.
2. Работа с выставкой народной игрушки.
- Рассмотрите внимательно народные игрушки. Из каких материалов они изготовлены? Как вы думаете, почему?
- Какие образы передают эти игрушки?
- О чём они могут нам рассказать?
3. «В гостях у Мастеров-игрушечников». Знакомство с основными центрами изготовления народной игрушки.
Учитель:
Подивитесь, детвора,
Это к нам издалека
Мастера пришли,
Свои игрушки привезли.
И о них они сейчас
Поведут для нас рассказ.
(По очереди выходят учащиеся в народных костюмах. Их выступления сопровождается музыкой и иллюстративным показом игрушек).
Учитель: - Слово Мастеру из деревни Богородское (Московской области). Он порадует нас весёлыми резными игрушками. Богородские игрушки сделаны с выдумкой! Животные и люди, вырезанные художниками-резчиками, могут двигаться, забавляя детей и взрослых.
«Богородский Мастер».
Богородские кузнецы.
Богородские кузнецы!
Мужичок и серый медведь.
Вот придумали мудрецы!
Не устанешь на них глядеть!
В зипуне простом мужичонка
Молоточком ударил за ним
Тотчас мишка бьёт потихоньку,
Каждый делом занят своим.
У медведя немало силы,
У крестьянина смех в глазах1
Коробейники разносили
Их в объёмистых коробах…
Учитель: - Особой любовью в народе пользуются глиняные игрушки. Свои игрушки привёз нам Филимоновский Мастер (Тульская область). Эти игрушки имеют вытянутые пропорции. Вылеплены они из белой с синеватым оттенком глины. Игрушки почти всегда со свистком. Филимоновские игрушки выделяются простотой формы и узоров, но вместе с тем и сочной расцветкой. Любимые цвета – интенсивный красный и малиновый. Они горят ещё ярче от соседства тёмно-синего и зелёного. Орнамент росписи простой: узкие чёрточки – полоски, изредка еловые веточки или древний символ солнца – розетки, круги, ромбы. Он делает игрушки привлекательными и занятными.
«Филимоновский Мастер».
Игрушки-свистульки
Привёз напоказ.
В них – радуга красок,
Что радует глаз.
У них- устремлённый
чуть ввысь силуэт.
Они греют душу,
Как солнечный свет.
Учитель: - Самая знаменитая среди русских глиняных игрушек – Дымковская. Называется эта игрушка так, потому что родилась она в слободе Дымково недвлеко от города Хлынова, так раньше называли город Киров. В старину здесь обнаружились значительные залежи красной глины. Этот случай способствовал развитию сначала гончарного дела, а потом игрушечного промысла, причём последний скоро стал основным видом деятельности в слободе. Так родилась дымковская игрушка – ещё одно уникальное явление в русском народном творчестве. Техника изготовления дымковской игрушки проста. Лепится она из красной глины, обжигается, затем покрывается меловым грунтом. По белому фону игрушка расписывается красками, разведёнными на молоке. Яркая малиновая, жёлтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружков, клеточек, зубцов…
Но обнаружение этого промысла связано не только с обнаружением глины, а ещё и с древнем обычаем. В этом крае ежегодно проводился праздник с озорным названием Свистунья. А почему Свистунья? Да потому, что на этом народном празднике на разные голоса звенел весёлый пересвист глиняных свистулек. Свистели все – и взрослые, и дети. Игрушку-свистульку, которой отводилась такая важная роль на празднике и лепили особенно тщательно. Обычно свистульки были в виде сказочных животных. Позже стали изготовлять дам, кавалеров, нянь, модниц и целые комарильи разных персонажей, изображающих народные гулянья.
О дымковской игрушке расскажут наши вятские гости.
«1Мастер дымковской игрушки».
Ели спят у большака
В инее седом,
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки,
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки непростые,
А волшебно расписные.
«2 Мастер дымковской игрушки».
И пошла о «Дымке» слава,
Заслужив на это право,
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О народной дымковской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
«3 Мастер дымковской игрушки».
Посмотрите-ка на стенд:
Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост –
Точно солнечный цветок,
А высокий гребешок,
Красной горкою горя,
Как корона у царя.
«4 Мастер дымковской игрушки».
За студёною водицей
Водоноска-молодица
Как лебёдушка плывёт,
Вёдра полные несёт
На коромысле, не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица-краса:
Тугая чёрная коса,
Щёчки алые горят…
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Водоноска так красива,
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.
«5 Мастер дымковской игрушки».
У нарядных важных барынь
Белы ручки крендельком.
Щёки будто яблоки,
С ними издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Они – игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Хором:
Вот игрушки знатные,
Складные да разные.
Они повсюду славятся,
Они и вам понравятся.
Учитель: - А эти Мастера приехали к нам из разных городов России, но привезли они нам одну и ту же игрушку. А что это за игрушка вы узнаете, если отгадаете загадку:
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(Матрёшка).
Первая русская матрёшка появилась в конце XIX века. Прообразом её послужила привезённая из Японии фигурка добродушного буддийского мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Хоть игрушка и была привезена с далёкого острова Хонсю, сами японцы утверждают, что такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Деревянную разъёмную куклу, сделанную уже в России, назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. В его основе лежит латинское слово «mater» - мать. Потому имя Матрёна ассоциировалось с матерью, причём многочисленного семейства, так как в крестьянских семьях того времени было принято иметь много детей.
Первая русская матрёшка появилась на свет в облике девочки, одетой в зелёную кофту и сарафан. В руках она держала петуха и всем улыбалась. Эскиз матрёшки сделал художник Сергей Васильевич Малютин. Новинку отправили на всемирную выставку в Париж. Гости и торговцы, приехавшие из разных стран, были очарованы русской многоместной куклой. В Москву посыпались заказы на большие партии матрёшек. И сегодня русская матрёшка – желанная гостья в каждом доме.
Мастера, прибывшие из разных уголков России: Загорска, Семёнова и Полхова - Майдана, расскажут о своих матрёшках.
«Мастер» из Семёнова.
На семёновской матрёшке
Расцвёл сказочный букет.
С хохломой так схожа роспись –
Каких узоров только нет!
Богат и наряден
Чудесный узор.
Простой он по форме,
А радует взор.
На фартуке – ягоды,
Травы, цветы…
И сердце замрёт
От подобной красы.
«Мастер» из Загорска.
У загорской, у матрёшки
Узоры названы «пестрёшкой».
Скромно украшена она –
Роспись по краю фартука, платка.
«Мастер» из Полхова- Майдана.
И тоньше, и выше, иначе одета:
Платка, сарафана и фартука нет.
Зато вся пестреет цветами, как лето,
Вот Полхов- Майданской матрёшки секрет.
Учитель: - Воронежский край тоже богат народными умельцами. И матрёшки здесь – на любой вкус! Слово Мастеру из Воронежа.
«Мастер» из Воронежа.
По форме с яйцом она схожа,
Румяна лицом и пригожа.
Обычаи старины соблюдая,
Одета в костюм родного края.
Учитель: - Трудно выбрать лучшую матрёшку. Все они хороши!
(Учащийся читает стихотворение «Русская матрёшка»).
Русская матрёшка.
Кто матрёшку создал, я не знаю,
Но известно мне, что сотни лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, сказочном лесу?
Создал образ неуёмной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навёл зари румянец,
Неба синь плеснул в её глаза,
И, пустив в неповторимый танец,
Он, должно быть, весело сказал:
- Ну иди гуляй теперь по свету,
Весели себе честной народ.
И матрёшка через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Учитель:
Мы гордимся стариною,
Стала нам она родною.
Вечно радуют кого-то
Наших прадедов работа.
Сил, старанья не жалеем.
Кое-что и мы умеем!
- Предлагаю вам вылепить из пластилина игрушку, используя народные мотивы.
Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
IV. Пальчиковая игра.
Вышел пальчик погулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
(Хлопки на счёт).
Вышел пальчик погулять.
(Указательный палец правой руки движется по кругу, по центру левой ладони).
Только вышел из ворот –
Глядь, другой к нему идёт.
(К указательному присоединяется средний).
Вместе весело идти,
Ну-ка третий выходи!
(Затем присоединяется безымянный.)
Вместе встанем в хоровод –
(Хлопок).
Вот!
(Затем дети меняют руки местами).
V. Практическая работа учащихся. Лепка игрушек из пластилина с использованием народных мотивов.
VI. Итог урока.
Учитель: - Ярок и красочен живописный язык народной игрушки. Из детской забавы она постепенно превратилась в сувенир, который охотно используют для украшения современного интерьера и на Родине, и далеко за её пределами.
Пока жива народная игрушка, излучая истинную русскую красоту, не угаснет и вера в наш умелый, душевный русский народ, в нашу неповторимую Родину – Россию.
Велика Россия наша
И затейлив в ней народ,
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт.
Наша русская игрушка
Не стареет сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Сияй красками, игрушка,
Никогда не унывай,
Мастеров Руси великой
Ты, игрушка, прославляй!
VII. Домашнее задание.
- Распишите, вырезанный из бумаги, силуэт воронежской матрёшки.