Анна Никифорова
Мастер-класса «Педагог без стресса и тревог»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Задачи:
-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;
- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;
совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.
научить определять предстрессовое состояние
научить педагогов рационально использовать психическую энергию.
Публикация «Мастер-класса „Педагог без стресса и тревог“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Стресс, стессоустойчивость. Профилактика, тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» декабрь 2023
научить педагогов использовать приемы саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения.
развивать позитивное отношения к себе, осознание собственной самоценности.
Оборудование и материалы:
Раздаточный материал: тест «Крепкие ли у Вас нервы?» (на каждого, тест «Моя идеальная жизнь» (на каждого, ручки, музыкальная колонка.
Музыкальное сопровождение: спокойная музыка.
Ход мастер-класса :
I. Теоретическая часть
Ведущий: Уважаемые коллеги! Не секрет, что наша профессия требует определённых сил, энергии, самоотдачи…. Мы – педагоги, те, которые каждый день общаются и взаимодействуют с детьми, знаем, сколько нужно терпения, усилий, знаний, даже смекалки и интуиции, чтобы дать ребёнку знания, привить ему необходимые навыки, воспитать определённые качества. Многому мы учим наших воспитанников и при этом умело направляем их, чтобы дети всё это делали с удовольствием! Очень тяжело работать с родителями. Мы должны быть с ними терпеливы, корректны, выдержаны. Мы такими обязаны быть – это наша профессия.
Однако, в течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения не только здоровья детей, но и психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчивости – одной из важнейших проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Стресс – постоянный спутник нашей работы
Что такое стресс – это совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов - стрессоров (физических или психологических, нарушающее его нормальную работу. Если в далеком прошлом стресс связывали с опасностью, угрожающей жизни, то сегодня стресс для нас связан не с опасностью, а в первую очередь с избытком раздражителей. Но любой стресс, какой бы он ни был, вызывает абсолютно одинаковую реакцию организма:
Физиологическую:
Бессонница, головные боли, учащённое сердцебиение, боль в спине, желудке и т. п. –это ведёт к различным заболеваниям.
• Психологические:
Рассеянность, расстройство памяти, тревожность, беспричинные страхи, плаксивость, раздражительность и беспокойство – это ведёт к потери уверенности в себе, психическому расстройству, лекарственной зависимости.
Ведущий: Как же помочь своему организму справиться со стрессом. Коллеги, а какие способы быстрого снятия стресса вы знаете?
Педагоги совместно с ведущим : (чтение, массаж, психогимнастика, аутогенная тренировка, физическая нагрузка, слезы, смех, крик, музыкотерапия, мышечная релаксация, вязание и др.)
Ведущий: А что, на Ваш взгляд, при стрессе точно не поможет, а только временно снимет напряжение?
Педагоги совместно с ведущим :
1. Курение
2. Алкоголь
3. Еда
Ведущий: И сегодня я хочу предложить вам некоторые антистрессовые приёмы, которые помогу укрепить наше психофизиологическое здоровье. Приемы, которые мы используем в нашем детском саду.
А начнем мы с теста «Крепкие ли у Вас нервы?» Он покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (даже в данный момент). Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: «Да» или «Нет».
Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ? "
1. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?
2. Вы считаете свою работу важной и значительной?
3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?
4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?
5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?
6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?
7. Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?
8. У вас нормальные масса тела и давление?
9. Вас нелегко вывести из себя?
10. У вас есть дела которых вы ждете с радостью (хобби, спорт, др. ?
11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?
12. Вы живете в спокойном районе?
13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?
14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?
15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?
16. Вы - творческий человек?
17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?
18. Вы смеетесь часто и охотно?
19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?
20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?
Подсчитайте количество «НЕТ» и запишите это число.
КЛЮЧ ТЕСТА:
Если ВЫ ответили "НЕТ" на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!
А если Вы ответили "НЕТ" на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться, возможно, страдаете бессоницей. Это значит – настало время пересмотра Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.
IV. Практическая часть.
Ведущий: Что ж, теперь я предлагаю перейти к некоторым практическим упражнениям, которые помогут нам снять нервное напряжение, когда это необходимо и снова вернуться в спокойное уверенное состояние. Их также можно выполнять в ситуациях, не связанных с нервным напряжением, а для расслабления организма.
1. Упражнение «Пресс»
Цель: подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности.
Ведущий: Закройте глаза. Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.
2. Упражнение “Замок” (4 минуты)
Цель: снятие напряжения, нейтрализация отрицательных эмоций, приведение себя в состояние воодушевления и свободы.
Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.
3. Упражнение “Голосовая разрядка” (3 минуты)
Цель: снятие напряжения, нейтрализация отрицательных эмоций, приведение себя в состояние воодушевления и свободы.
Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”
(Вариант - участники разбиваются на две команды и по сигналу стараются перекричать друг друга – команда команду, выкрикивая оно и то же слова либо разные слова).
4. Упражнение "Муха"
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
5. Упражнение «Руки»
Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.
Ведущий: Сядьте поудобней. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.
6. Антистрессовый массаж.
Цель: расслабление, релаксация, снятие физического и психического напряжения.
Ведущий: Встаньте прямо. Дыхание свободное.
- встряхнуть кисти рук,
- скребущие движения пальцами по волосистой части головы к макушке,
- постукивающие движения пальцами по волосистой части головы к макушке,
- «потянуть» себя за волосы,
- поглаживание в области затылка и шеи,
- поглаживание лба от середины к вискам,
- пощипывание бровей,
- постукивание по закрытым векам,
- постукивание по скулам до ушей,
- «потянуть» себя за уши,
- заткнуть пальцами уши, несколько раз нажать,
- ладони на уши, постукать по затылку,
постукивание от ушей к подбородку.
7. Позитивные мысли.
Цель: позитивный настрой на лучшее, придание уверенности себе.
Ведущий: Большое значение имеет то, как мы просыпаемся! Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Например, мысленно скажите себе:
«Я спокоен, я выдержан», «Я верю в свои силы», «Я доброжелателен» (проговаривание всеми участниками мастер-класса, повторите несколько раз эти формулы самовнушения. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Радостно скажите: «Доброе утро» себе, своим родным и близким (проговаривание всеми участниками мастер-класса, с улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников.
Ведущий: Коллеги, мы сегодня настолько с вами зависимы от нашей работы, что порой бывает тяжело переключиться с неё на другой вид деятельности, на семью. Зачастую мы свою работу приносим домой, продолжая совмещать её с домашними делами. Это истощает наши силы как психические так и физические.
Сейчас я предлагаю вашему вниманию сказку. Вы её послушайте. Может в этой сказке кто – то узнает себя и сделает соответствующие выводы.
Терапевтическая сказка
Жила-была в царстве-королевстве одна прекрасная волшебница. По всей округе славилась она своей силой. Если придёт к ней фея, утратившая свою светимость, - волшебница одним словом поселит в душу феи любовь к себе и фея снова засияет. Так и жила волшебница долго-долго, отдавая всю себя без остатка.
Но начала замечать как-то волшебница, что сила её иссякает, а поддержка друзей не помогает. И решила она отправится в дальнее странствие в поисках мудрости, чтобы понять, что с ней случилось и восстановить свою силу.
В пути она встретила солнечного зайчика и удивилась, насколько он лёгок, сколько в нём счастья! А сама волшебница в тот момент чувствовала себя тяжёлой и несчастной.
И спросила она у солнечного зайчика: каков твой секрет лёгкости?
Он ответил: а я ни к чему не привязываюсь сильно, потому что, если останусь на одном месте долго – произойдёт возгорание. Я легко и спокойно перемещаюсь с места на место и любуюсь всем вокруг, я радуют этому мгновению и там, где я побывал, остаётся тёплый шлейф моего присутствия.
Волшебница поблагодарила его, приняла его урок и отправилась дальше.
Теперь у неё было совсем другое состояние. Она, как ребёнок, скакала по тропинке, наслаждаясь прекрасным видом, вдыхая ароматы…
Следующий на пути у волшебницы встретился дух леса. Он материализовался в маленькое милое существо с большими добрыми глазами и сидел в позе лотоса на ветке дерева.
Волшебница поинтересовалась, в чём же заключается секрет счастья?
Дух леса ответил: я не пытаюсь помочь всем обитателям леса. Но помогаю лишь тем, кто меня об этом просит. А моя помощь идёт во благо лишь в том случае, когда есть равноценный взаимообмен. Когда мы все находимся в гармонии друг с другом – мы счастливы! А я не расходую свои силы понапрасну.
Волшебница поблагодарила духа леса и отправилась дальше. Но теперь она крепко задумалась, ведь и правда. Она постоянно чувствовала дисгармонию из-за того, что всю себя отдавала, часто не получая ничего взамен, даже благодарности. И решила волшебница с этих пор ценить себя больше!
Дойдя до подножья горы, волшебница взобралась на неё. Далее был лишь обрыв. И рядом с обрывом она увидела сказочную птицу с лицом девушки и яркой окраской.
Волшебница подошла к ней и спросила: скажи, сказочная птица, ты ведь знаешь в чём секрет свободы, ты же летаешь выше всех и куда-угодно можешь долететь?
Птица ей ответила: моя свобода заключается в том, что я умею всё отпускать. Когда я срываюсь и прыгаю с обрыва вниз, в моей голове нет ни одной мысли, я просто лечу. В эти мгновения я ощущаю жизнь. Есть только я и этот мир. И мы едины!
Полетели со мной!
И в следующий момент сказочная птица и волшебница летели над лесами, полями, морями и счастью их не было предела!
Сказка – ложь, да в ней намёк – красным девицам урок:
Если чувствуете упадок сил, выйдите из ситуации и посмотрите на всё со стороны;
Чтобы не «сгорать», - не отдавайтесь полностью чему-то одному, перемещайтесь, будьте лёгкими, как дети;
Почувствуйте важность взаимообмена, баланса и истощайте себя. Не стремитесь причинить добро всем, без их запроса;
Знайте, что вы свободны и обладаете гораздо большим потенциалом, чем думаете. Главное – любить и чувствовать жизнь, отпускать всё, особенно свои мысли, верить в себя!
Ну и в заключении я хочу предложить вам ещё один тест
«Моя идеальная жизнь».
Честно ответьте на следующие шесть вопросов (запись ответов на маленьких листочках под буквами).
А – Кто из друзей всегда поднимает вам настроение?
Б – Информация о чем для вас интереснее всего?
В – За каким занятием время летит незаметно?
Г – Кто ваш самый любимый человек?
Д – Где пройдёт ваш идеальный отпуск?
Е – Вспомни одну из самых счастливых минут в вашей жизни.
Текст на фоне музыки:
День выдался чудесный! Солнце светит, птицы поют, а волосы блестят на солнце. Вы гуляете с (А, разговаривая о (Б). Вдруг мобильный издаёт несколько диких павлиньих криков. Это шеф, который сообщает, что вам в три раза повысили зарплату за то, что вы (В). Затем звонит (Г) и говорит, что вы отправляетесь в (Д, чтобы отметить такое событие. Вы чувствуете себя примерно как (Е, только в 234 раза счастливее.
Ведущий: Коллеги, на этом наш мастер – класс подошел к концу, я благодарю вас за работу.
Пусть девиз «Наше здоровье в наших руках» станет вашим постоянным спутником жизни! Потому что, только здоровый педагог может вырастить здорового ребенка. До новых встреч!