Получи документы

Мастер-класса «Педагог без стресса и тревог»

Анна Никифорова
Мастер-класса «Педагог без стресса и тревог»

Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

- создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

научить определять предстрессовое состояние

научить педагогов рационально использовать психическую энергию.

Публикация «Мастер-класса „Педагог без стресса и тревог“» размещена в разделах

научить педагогов использовать приемы саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения.

развивать позитивное отношения к себе, осознание собственной самоценности.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: тест «Крепкие ли у Вас нервы?» (на каждого, тест «Моя идеальная жизнь» (на каждого, ручки, музыкальная колонка.

Музыкальное сопровождение: спокойная музыка.

Ход мастер-класса :

I. Теоретическая часть

Ведущий: Уважаемые коллеги! Не секрет, что наша профессия требует определённых сил, энергии, самоотдачи…. Мы – педагоги, те, которые каждый день общаются и взаимодействуют с детьми, знаем, сколько нужно терпения, усилий, знаний, даже смекалки и интуиции, чтобы дать ребёнку знания, привить ему необходимые навыки, воспитать определённые качества. Многому мы учим наших воспитанников и при этом умело направляем их, чтобы дети всё это делали с удовольствием! Очень тяжело работать с родителями. Мы должны быть с ними терпеливы, корректны, выдержаны. Мы такими обязаны быть – это наша профессия.

Однако, в течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения не только здоровья детей, но и психического здоровья педагога в образовательном учреждении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции и стрессоустойчивости – одной из важнейших проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Стресс – постоянный спутник нашей работы

Что такое стресс – это совокупность неспецифических адаптационных (нормальных) реакций организма на воздействие различных неблагоприятных факторов - стрессоров (физических или психологических, нарушающее его нормальную работу. Если в далеком прошлом стресс связывали с опасностью, угрожающей жизни, то сегодня стресс для нас связан не с опасностью, а в первую очередь с избытком раздражителей. Но любой стресс, какой бы он ни был, вызывает абсолютно одинаковую реакцию организма:

Физиологическую:

Бессонница, головные боли, учащённое сердцебиение, боль в спине, желудке и т. п. –это ведёт к различным заболеваниям.

•  Психологические:

Рассеянность, расстройство памяти, тревожность, беспричинные страхи, плаксивость, раздражительность и беспокойство – это ведёт к потери уверенности в себе, психическому расстройству, лекарственной зависимости.

Ведущий: Как же помочь своему организму справиться со стрессом. Коллеги, а какие способы быстрого снятия стресса вы знаете?

Педагоги совместно с ведущим : (чтение, массаж, психогимнастика, аутогенная тренировка, физическая нагрузка, слезы, смех, крик, музыкотерапия, мышечная релаксация, вязание и др.)

Ведущий: А что, на Ваш взгляд, при стрессе точно не поможет, а только временно снимет напряжение?

Педагоги совместно с ведущим :

1. Курение

2. Алкоголь

3. Еда

Ведущий: И сегодня я хочу предложить вам некоторые антистрессовые приёмы, которые помогу укрепить наше психофизиологическое здоровье. Приемы, которые мы используем в нашем детском саду.

А начнем мы с теста «Крепкие ли у Вас нервы?» Он покажет, спокойный ли вы человек или находитесь в состоянии постоянного стресса (даже в данный момент). Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: «Да» или «Нет».

Тест "КРЕПКИЕ ЛИ У ВАС НЕРВЫ? "

1. Вы ощущаете прилив энергии только при стрессе?

2. Вы считаете свою работу важной и значительной?

3. У вас есть хорошие друзья, с которыми вы можете выговориться?

4. Вы можете по-настоящему «отключиться» в конце недели?

5. Занимаетесь ли вы регулярно (не менее одного раза в неделю) спортом?

6. Вы хорошо засыпаете и спите всю ночь напролет спокойно?

7. Вы находите взаимопонимание с коллегами по работе?

8. У вас нормальные масса тела и давление?

9. Вас нелегко вывести из себя?

10. У вас есть дела которых вы ждете с радостью (хобби, спорт, др. ?

11. Вы уделяете себе ежедневно хотя бы полчаса времени?

12. Вы живете в спокойном районе?

13. Во время приема пищи вы успеваете по-настоящему насладиться едой?

14. Вы выходите каждый день хотя бы на полчаса на свежий воздух?

15. Вы едите много цельнозерновых продуктов?

16. Вы - творческий человек?

17. Вы регулярно медитируете и расслабляетесь?

18. Вы смеетесь часто и охотно?

19. Можете ли вы, когда нужно, твердо сказать «нет»?

20. Вам удается иногда заставить других людей согласиться с вами?

Подсчитайте количество «НЕТ» и запишите это число.

КЛЮЧ ТЕСТА:

Если ВЫ ответили "НЕТ" на 9 вопросов или меньше, то Вы достаточно спокойны в повседневной жизни. Даже если иногда нервничаете, тем не менее Вам удаётся снимать напряжение, которое могло бы нанести вред Вашему здоровью. Всё в порядке. Поздравляю!

А если Вы ответили "НЕТ" на 10 и больше, значит Вы испытываете в данный момент сильное напряжение. Вы мечтаете о покое, но не можете расслабиться, возможно, страдаете бессоницей. Это значит – настало время пересмотра Вашей жизненной позиции и активной борьбы с напряжением.

IV. Практическая часть.

Ведущий: Что ж, теперь я предлагаю перейти к некоторым практическим упражнениям, которые помогут нам снять нервное напряжение, когда это необходимо и снова вернуться в спокойное уверенное состояние. Их также можно выполнять в ситуациях, не связанных с нервным напряжением, а для расслабления организма.

1. Упражнение «Пресс»

Цель: подавление отрицательных эмоций гнева, раздражения, повышенной тревожности.

Ведущий: Закройте глаза. Представить внутри груди мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя отрицательные эмоции и внутреннее напряжение. Важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести пресса. Упражнение желательно повторить несколько раз в тихой обстановке.

2. Упражнение “Замок” (4 минуты)

Цель: снятие напряжения, нейтрализация отрицательных эмоций, приведение себя в состояние воодушевления и свободы.

Исходное положение — сидя, корпус выпрямлен, руки на коленях, в положении “замок”. Вдох, одновременно руки поднимаются над головой ладонями вперед. Задержка дыхания (2— 3 секунды, резкий выдох через рот, руки падают на колени.

3. Упражнение “Голосовая разрядка” (3 минуты)

Цель: снятие напряжения, нейтрализация отрицательных эмоций, приведение себя в состояние воодушевления и свободы.

Сделать выдох, затем медленно глубокий вдох и задержать дыхание. Затем на выдохе выкрикнуть любые слова, пришедшие в голову, а если нет слов — издать резкий звук, например, “Ух!”

(Вариант - участники разбиваются на две команды и по сигналу стараются перекричать друг друга – команда команду, выкрикивая оно и то же слова либо разные слова).

4. Упражнение "Муха"

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

5. Упражнение «Руки»

Цель: снятие усталости, установление психического равновесия.

Ведущий: Сядьте поудобней. Вытяните ноги, свесьте руки. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости вытекает из кистей рук на землю: вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечьям, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук.

6. Антистрессовый массаж.

Цель: расслабление, релаксация, снятие физического и психического напряжения.

Ведущий: Встаньте прямо. Дыхание свободное.

- встряхнуть кисти рук,

- скребущие движения пальцами по волосистой части головы к макушке,

- постукивающие движения пальцами по волосистой части головы к макушке,

- «потянуть» себя за волосы,

- поглаживание в области затылка и шеи,

- поглаживание лба от середины к вискам,

- пощипывание бровей,

- постукивание по закрытым векам,

- постукивание по скулам до ушей,

- «потянуть» себя за уши,

- заткнуть пальцами уши, несколько раз нажать,

- ладони на уши, постукать по затылку,

постукивание от ушей к подбородку.

7. Позитивные мысли.

Цель: позитивный настрой на лучшее, придание уверенности себе.

Ведущий: Большое значение имеет то, как мы просыпаемся! Очень важно, чтобы каждое утро у вас начиналось с положительных эмоций, с хорошего настроения. Просыпайтесь с мыслью, что день принесет вам удачу. Настраивайте себя только на хорошее. Например, мысленно скажите себе:

«Я спокоен, я выдержан», «Я верю в свои силы», «Я доброжелателен» (проговаривание всеми участниками мастер-класса, повторите несколько раз эти формулы самовнушения. Утренний психологический настрой поможет вам преодолеть возникающие препятствия, пережить огорчения. Радостно скажите: «Доброе утро» себе, своим родным и близким (проговаривание всеми участниками мастер-класса, с улыбкой приветствуйте детей, родителей, сотрудников.

Ведущий: Коллеги, мы сегодня настолько с вами зависимы от нашей работы, что порой бывает тяжело переключиться с неё на другой вид деятельности, на семью. Зачастую мы свою работу приносим домой, продолжая совмещать её с домашними делами. Это истощает наши силы как психические так и физические.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию сказку. Вы её послушайте. Может в этой сказке кто – то узнает себя и сделает соответствующие выводы.

Терапевтическая сказка

Жила-была в царстве-королевстве одна прекрасная волшебница. По всей округе славилась она своей силой. Если придёт к ней фея, утратившая свою светимость, - волшебница одним словом поселит в душу феи любовь к себе и фея снова засияет. Так и жила волшебница долго-долго, отдавая всю себя без остатка.

Но начала замечать как-то волшебница, что сила её иссякает, а поддержка друзей не помогает. И решила она отправится в дальнее странствие в поисках мудрости, чтобы понять, что с ней случилось и восстановить свою силу.

В пути она встретила солнечного зайчика и удивилась, насколько он лёгок, сколько в нём счастья! А сама волшебница в тот момент чувствовала себя тяжёлой и несчастной.

И спросила она у солнечного зайчика: каков твой секрет лёгкости?

Он ответил: а я ни к чему не привязываюсь сильно, потому что, если останусь на одном месте долго – произойдёт возгорание. Я легко и спокойно перемещаюсь с места на место и любуюсь всем вокруг, я радуют этому мгновению и там, где я побывал, остаётся тёплый шлейф моего присутствия.

Волшебница поблагодарила его, приняла его урок и отправилась дальше.

Теперь у неё было совсем другое состояние. Она, как ребёнок, скакала по тропинке, наслаждаясь прекрасным видом, вдыхая ароматы…

Следующий на пути у волшебницы встретился дух леса. Он материализовался в маленькое милое существо с большими добрыми глазами и сидел в позе лотоса на ветке дерева.

Волшебница поинтересовалась, в чём же заключается секрет счастья?

Дух леса ответил: я не пытаюсь помочь всем обитателям леса. Но помогаю лишь тем, кто меня об этом просит. А моя помощь идёт во благо лишь в том случае, когда есть равноценный взаимообмен. Когда мы все находимся в гармонии друг с другом – мы счастливы! А я не расходую свои силы понапрасну.

Волшебница поблагодарила духа леса и отправилась дальше. Но теперь она крепко задумалась, ведь и правда. Она постоянно чувствовала дисгармонию из-за того, что всю себя отдавала, часто не получая ничего взамен, даже благодарности. И решила волшебница с этих пор ценить себя больше!

Дойдя до подножья горы, волшебница взобралась на неё. Далее был лишь обрыв. И рядом с обрывом она увидела сказочную птицу с лицом девушки и яркой окраской.

Волшебница подошла к ней и спросила: скажи, сказочная птица, ты ведь знаешь в чём секрет свободы, ты же летаешь выше всех и куда-угодно можешь долететь?

Птица ей ответила: моя свобода заключается в том, что я умею всё отпускать. Когда я срываюсь и прыгаю с обрыва вниз, в моей голове нет ни одной мысли, я просто лечу. В эти мгновения я ощущаю жизнь. Есть только я и этот мир. И мы едины!

Полетели со мной!

И в следующий момент сказочная птица и волшебница летели над лесами, полями, морями и счастью их не было предела!

  Сказка – ложь, да в ней намёк – красным девицам урок:

Если чувствуете упадок сил, выйдите из ситуации и посмотрите на всё со стороны;

Чтобы не «сгорать», - не отдавайтесь полностью чему-то одному, перемещайтесь, будьте лёгкими, как дети;

Почувствуйте важность взаимообмена, баланса и истощайте себя. Не стремитесь причинить добро всем, без их запроса;

Знайте, что вы свободны и обладаете гораздо большим потенциалом, чем думаете. Главное – любить и чувствовать жизнь, отпускать всё, особенно свои мысли, верить в себя!

Ну и в заключении я хочу предложить вам ещё один тест

«Моя идеальная жизнь».

Честно ответьте на следующие шесть вопросов (запись ответов на маленьких листочках под буквами).

А – Кто из друзей всегда поднимает вам настроение?

Б – Информация о чем для вас интереснее всего?

В – За каким занятием время летит незаметно?

Г – Кто ваш самый любимый человек?

Д – Где пройдёт ваш идеальный отпуск?

Е – Вспомни одну из самых счастливых минут в вашей жизни.

Текст на фоне музыки:

День выдался чудесный! Солнце светит, птицы поют, а волосы блестят на солнце. Вы гуляете с (А, разговаривая о (Б). Вдруг мобильный издаёт несколько диких павлиньих криков. Это шеф, который сообщает, что вам в три раза повысили зарплату за то, что вы (В). Затем звонит (Г) и говорит, что вы отправляетесь в (Д, чтобы отметить такое событие. Вы чувствуете себя примерно как (Е, только в 234 раза счастливее.

Ведущий: Коллеги, на этом наш мастер – класс подошел к концу, я благодарю вас за работу.

Пусть девиз «Наше здоровье в наших руках» станет вашим постоянным спутником жизни! Потому что, только здоровый педагог может вырастить здорового ребенка. До новых встреч!

Публикации по теме:

Педагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взглядПедагог-мастер в моей жизни: профессионально-педагогический взгляд Говоря о педагоге –мастере в моей жизни, можно с уверенностью сказать, что мне невероятно повезло повстречаться с такими действительно.

Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря»Рецепт чая от стресса «Облепиховый с корнем имбиря» Если бы была необходимость внести в список все самые полезные ягоды, растущие в нашей местности, то его, бесспорно, возглавляла бы облепиха.

Эссе «Я — педагог»Эссе «Я — педагог» «Педагоги немножко Боги и немножко причастны к вечности, так как делают человечество!» Я думаю, что это высказывание можно отнести.

Консультация «Как пережить карантин без стресса?» В этот интересный и неоднозначный период карантина мы сталкиваемся с положительными и отрицательными сторонами изоляции. Положительные моменты:.

О японском способе снятия стресса и крымских тропах здоровьяО японском способе снятия стресса и крымских тропах здоровья Жители больших городов чаще, чем другие слои населения, подвержены стрессу. У каждого человека выработался свой способ борьбы с нервными.

Поделки «Елочки» для оформления класса к Новому году с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детейПоделки «Елочки» для оформления класса к Новому году с учащимися 8 класса школы-интерната для слабовидящих детей Каждый год мы оформляем к новогоднему празднику класс: наряжаем елку, развешиваем мишуру, снежинки, украшаем окна. В этом году мы с ребятами.

Пластилинография как средство снятия стресса у ребенка. ВидеоПластилинография как средство снятия стресса у ребенка. Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня я хочу поделиться с Вами своим опытом работы с детьми в адаптационный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класса «Педагог без стресса и тревог»
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 09:23
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД