Надежда Потапова
Конспект мастер-класса на тему «Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида» с. Визинга
«Челядьос совмодан 10 №-а видзанiн» школаодз велодан муниципальной учреждение Визин с.
Конспект мастер-класса
на тему : «Необычное в обычном»
(Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста).
(для воспитателей ДОУ).
Темочки:
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Друдлы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
Составила: воспитатель
МДОУ «Детский сад № 10» с. Визинга
Потапова Надежда Геннадьевна
Визинга.
2021
Тема: мастер-класса
«Необычное в обычном»
(Друдлы как способ развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста).
Цель мастер-класса : - повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Задачи мастер-класса :
• систематизировать знания педагогов об использовании технологии друдлы в образовательной деятельности;
• создать условия для активного взаимодействия мастера и участников мастер – класса;
• содействовать практическому освоению техники друдлы в работе воспитателя
• вызвать у педагогов интерес и чувство удовлетворения от выполненной работы
Ожидаемые результаты:
Расширение знаний о возможностях использования метода в учебном процессе.
Получение педагогами практических навыков использования названного метода в образовательном процессе.
Методы и приё мы: наглядный (презентация, словесный, практический, игровой.
Вводная часть.
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер – классе. Меня зовут Надежда Геннадьевна, я работаю в детском саду № 10 воспитателем.
Тема нашего мастер – класса «Видеть необычное в обычном».
«Колокольчик, мой дружок, пригласи коллег в кружок.
Давайте дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся».
Я желаю вам, уважаемые коллеги, хорошего настроения и позитивного настроя на работу. Присаживайтесь, пожалуйста.
Основная часть.
Современная жизнь стремительна и переменчива. Каждый день происходят великие открытия, внедряются новые технологии.
Но одно остаётся неизменным – все мы родом из детства.
Дети сегодня – это люди, которые будут строить мир завтра.
В наше время многие привыкли находить уже готовые решения Яндексе, Гугл, в приложениях на смартфоне и мало думать самостоятельно.
А ведь от творческих способностей зависит успех нашей жизни. И умение разносторонне мыслить сейчас очень актуально.
А с приходом обновлённой системы дошкольного образования перед педагогом стоит задача – воспитание дошкольника нового поколения с творческим или с креативным, как сейчас модно говорить, мышлением.
В наше время именно такие понятия сразу обращают на себя внимание, когда мы говорим об интересной и продвинутой личности.
И сейчас я хочу рассказать о технике, которая способствует развитию креативности и творческого мышления у ребёнка.
Это одна из перспективных современных методов техника «Друдлы».
Что такое Друдлы спросите вы?
Друдл – это задача-головоломка, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это черно-белые картинки загадки, смотря на которые совершенно невозможно точно сказать, что это такое.
Друдлы – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.
Название droodle происходит, как комбинация трех слов "doodle" (каракули, "drawing" (рисунок) и "riddle" (загадка).
Каждый Друдл имеет множество ответов и неправильного ответа просто не существует. А лучший ответ тот, который мало кому приходит в голову, но как только его озвучат, он оказывается очевидным.
Самая главная задача – это увидеть необычное в обычном.
С помощью друдлов можно заставить работать мозг, потренировать воображение «Я учусь видеть необычное в обычном», расширить словарный запас, умение вести диалог «Когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую» и получить эмоциональный эффект.
Новизна данной техники в том, что она может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота позволит быстро получить результат.
На мой взгляд, данная техника просто бесценна в педагогике, т. к. обладает удивительной способностью расширять сознание и воображение ребёнка.
Она заставляет мозг перерабатывать массу информации, чтобы соотнести образ с тем, который человек видит на картинке.
В итоге Друдлы учат смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно, ведь это так важно во многих профессиях.
Так как в этих загадках широкий возрастной диапазон, то играть в них могут люди абсолютно любого возраста.
Немного хочу рассказать об этапах работы с данной техникой.
Знакомство я начинаю с игры «На что похожа геометрическая фигура?», где дорисовываю фигуру сама, чтобы помочь ребёнку увидеть образ.
Вторым этапом выступает игра «Дорисуй», где детям предлагаю самим закончить рисунок. Я раздаю нарисованные мной друдлы, а ребята подрисовывают что-то свое. В результате, получаются очень интересные картины, каждый хочет рассказать о своем произведении, о том, что он увидел, что решил изобразить.
После того как ребёнок научится видеть в недорисованной фигуре какой- либо предмет, можно приступать к карточкам Друдлам.
Затем ребёнку предлагается придумать рассказ по уже отгаданным Друдлам. После ответа других детей, ребёнку надо самостоятельно придумать и рассказать что у него получилось.
И последним этапом работы является рисование самими детьми Друдлов на заданную тему.
Для поддержания интереса к данной теме я использую Друдл конструктор.
Практическая часть.
А сейчас я предлагаю вам «подрудлить» вместе со мной, но помните, неправильного ответа не существует и поэтому не бойтесь высказывать самые необычные, фантастичные и несуществующие образы.
Начнём.
Если на первых порах вам трудно раскусить Друдлы, воспользуйтесь моими советами.
Просмотрите отдельные элементы рисунка и подумайте, что они могут значить. Подойдут любые догадки: смешные, странные и даже банальные. Например, «зигзаг» может навести на мысль о зубах, заборе, машинной строчке, кардиограмме или о любой неровной поверхности. Используйте эти идеи для того, чтобы придумать собственную интерпретацию. Посмотрите на Друдл с другой стороны. Представьте себе рисунок в различных ракурсах: с точки зрения сверху, снизу, в очень крупном или в очень мелком масштабе, в необычной ситуации или же в перспективе.
А теперь приступаем к рисункам. Моё воображение видит здесь ручной каток или переднее колесо мотоцикла.
А что тут видите вы?
Отлично, всего одна чёрно-белая картинка, а сколько замечательных ответов и ассоциаций она вызывает в человеческом мозге.
И сейчас я вам предлагаю отгадать несколько друдлов (на экране друдлы : медвежонок, горка, зайчонок, солнце, грибы, домики)
А сейчас я предлагаю вам «пдрудлить» на практике.
- 1. Ваша задача - дорисовать незаконченный друдл, откройте ваш конверт и вы найдёте всё в нём необходимое для работы (незаконченный друдл, фломастеры чёрного цвета)
- 2. Ваша задача - нарисовать друдл на заданную тему
3. Перед вами лежит конверт в нём находятся друдлы, из которых вам следует составить рассказ.
4. А ваша задача– составить друдлы из конструктора на заданную тему.
Прошу вас подойти к мольберту.
Первая группа составляет рассказ из ранее отгаданных друдлов.
Вторая группа дорисовывает рисунок.
Третья группа рисуют друдл на тему : снеговик вид сверху, ёжик лежит на коврике.
Четвёртая группа составляет друдл из конструктора.
- Итак, давайте посмотрим, что получилось у нашей первой команды.
Участники показывают дорисованные ими друдлы.
- А сейчас я прошу участников второй команды рассказать, что у вас получилось.
Участники четвёртой команды демонстрируют друдлы из конструктора.
- Сейчас мы с вами увидели разные способы применения техники «Друдл».
- Я рада была с вами поделиться своим мастерством, спасибо вам за работу. Если у вас есть вопросы, с удовольствием на них отвечу.
Рефлексия.
На этом наш мастер - класс подходит к концу. Я бы хотела узнать ваше мнение о моём мастер – классе, для этого я вам предлагаю использовать друдлы. Нарисуйте ваше отношение к мастер – классу и озвучьте его.
Заключительное часть.
Работая в этом направлении, я сделала выводы, что эта удивительная методика обеспечивает фактически неограниченный полёт фантазии для генерации креативных идей, постепенно развивается логика мышления и творческие способности, речевая и общая инициатива. В результате занятий с применением друдлов, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость.
Вместе с тем мне как педагогу, техника так же позволяет лучше осознать психологию ребенка (на картинках можно увидеть то, что ему близко по духу, по настроению на данный момент). А еще, друдл – это веселое занятие, головоломка для ребенка.
Очень важно, что работая с техникой «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами педагоги. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.
А современная жизнь и вызовы социума требуют разнонаправленного, творческого мышления, т. е. чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.
Техника Друдл не раз нас выручала на интеллектуальном конкурсе «Фантазёры», где мы всегда занимали призовые места.
В перспективе хотелось бы заинтересовать данной техникой родителей, познакомить их с играми, которые можно проводить в семейном кругу.
Так как Друдл – это не только занимательная головоломка для ребёнка, но и весёлое занятие для всей семьи. Она, безусловно, объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
В заключение, мне хочется призвать вас: «Учитесь сами видеть необычное в обычном и учите этому детей».
Ресурсное обеспечение:
• методическая разработка авторского мастер-класса,
• презентация;
• всем участникам предоставлен пакет инструментов и материалов, необходимых для работы (бумага, фломастеры, конструктор)
Литература :
1. «droodle» Р. Прайс, Л. Стерн. США, 1950г.
2. Сунцова А. В., Курдюкова С. В. «Увлекательные игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста».,
Санкт –Петербург 2014г
3. Васильева А. С. «Формирование навыков креативного мышления у дошкольников через литературное творчество», Тюмень 2019г.
4. Гин С. Н. «Мир фантазии» Москва 2000г;
5. Дьяченко О. М. «Воображение у дошкольников» Москва 1986г. ;
6. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» Москва 2014г.