Виктория Шохова
Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
Добрый день, уважаемые коллеги
Сегодня я предлагаю стать вам активными участниками мастер класса "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду".
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Начать нашу встречу мне хочется с веселой песни "В этом зале все друзья", простой текст и мелодия, которой поднимают настроение и задают позитивный тон к восприятию информации.
В этом зале все друзья.
И раз, два, три. (хлопки)
Вы и мы, и ты и я.
И раз, два, три. (хлопки)
1.
Повернись к тому, кто слева,
Повернись к тому, кто справа.
Мы одна семья. (2 раза)
2. Руку дай…
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем.
Важнейшая задача в работе всех педагогических работников в нашем детском саду -это укрепление и сохранение здоровья детей. Здоровье ребенка - это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Я хочу представить вам элементы здоровьесберегающих технологий, которые использую на музыкальных занятиях.
• Кинезиологические, валеологические распевки
• Дыхательная гимнастика.
• Артикуляционная гимнастика
• Пальчиковая гимнастика.
• Телесная перкуссияВокалотерапия.
Музыкотерапия.
Прошу принять активное участие.
Итак, начинается музыкальное занятие с валеологической песенки-приветствия, необходимой для активизации внимания детей, поднимает настроение, задает позитивный тон к восприятию окружающего мира, подготавливает голос к пению.
Подпевайте вместе со мной и повторяйте движения.
1. Доброе утро! (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Улыбнись скорее!
И сегодня весь день (хлопаем в ладоши)
Будет веселее!
2. Мы погладим лобик, (выполняют движение по тексту)
Носик и щечки.
Будем мы красивыми (фонарики)
Как в саду цветочки!
3. Разотрем ладошки (выполняют движения по тексту)
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова. (руки на поясе, улыбаемся друг другу)
Будьте все здоровы!
Дыхательная гимнастика
Перед пением песен мы работаем над дыханием. Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание, то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
На музыкальных занятиях я применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед пением. Выполняя дыхательные упражнения в игровой форме, у ребенка происходит положительный эмоциональный настрой, снимается напряжение.
Предлагаю вам выполнить вместе со мной дыхательную гимнастику:
«Цветок» (упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).
И. П. – Стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдыхаем через рот, губки «трубочкой», медленно выпуская воздух.
«Машина» (обучение постепенному выдоху воздуха).
И. П. – Дети становятся на одной линии, делают вдох через нос («наливают бензин») и выпускают воздух через рот, при этом делая язычком «тр-р-р», копируя работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.
При разучивании песен на музыкальных занятиях я наблюдаю, что многие дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С этими трудностями нам помогает справляться артикуляционная гимнастика, которая направлена:
- на формирование артикуляции различных звуков,
- на совершенствование дикции детей,
- на укрепление движений языка и губ.
Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.
Упражнения на артикуляцию детям интересны, доступны, проводятся в игровой форме.
Предлагаю вам выполнить вместе со мной артикуляционную гимнастику:
Наш забавный язычок… дети хором произносят слова
Щелк, щелк, щелк, щелк! щелкают языком
Зубки чистим умело, показывают, как чистят зубки
Вправо-влево, вправо-влево.
Мы нисколько не устали. высовывают язычок и «дразнят»
Вверх и вниз им двигать стали.
Словно пчелки пожужжали - звукоподражания: «Ж-ж-ж-ж…»
Как машина, поурчали, - звукоподражания: «У-у-у-у…»
Как лошадки, вскачь пустились двигаются по залу прямым галопом
Вовремя остановились! Стоп! останавливаются.
Важное место на музыкальных занятиях занимает пальчиковая гимнастика, которая развивает мелкую моторику пальцев рук, речь ребенка, двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с выразительным интонированием.
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Пальчиковая гимнастика представлена на слайде
Капли первые упали – (постучать двумя пальцами по коленкам)
Пауков перепугали -(пальчиками имитируем пауков по ногам)
Дождик застучал сильней – (хлопки в ладоши)
Птички скрылись средь ветвей - (скрестить ладони тыльной стороной и помахать пальчиками)
Дождь полил как из ведра – (сильные хлопки)
Разбежалась детвора – (средний и указательный пальцы бегают по ногам)
В небе молния сверкает – (рисуем молнию пальцем в воздухе)
Гром все небо разрывает – (стучим кулачками)
А потом из тучи солнце – (руки поднимаем вверх и растопыриваем пальцы)
Вновь посмотрит к нам в оконце.
Система вокалотерапии, включающая в себя работу мышц и голоса — хороший путь к хорошему здоровью без применения лекарств.
• Звук «А-а-а» — стимулирует работу легких, трахеи,
гортани, оздоравливает руки и ноги.
• Звук «И-и-и» — активизирует деятельность щитовидной железы, полезен при заболеваниях ангиной, улучшает зрение и слух.
• Звук «У-у-у» — усиливает функцию дыхательных центров мозга и центра речи, устраняет мышечную слабость, вялость, заболевания органов слуха.
• Звук «М-м-м» (с закрытым ртом) снимает психическую утомляемость, улучшает память и сообразительность.
Телесная перкуссия в музыкальной педагогике
Техника Вody percussion широко используется в музыкальной педагогической практике, поскольку она помогает ученику не просто услышать, а прочувствовать ритм, ощутить его внутри себя и воспроизвести.
Музыка тела доступна для всех с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играх, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений.
Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.
Далее. Новое и перспективное направление в жизни детского сада – это музыкотерапия. Это слушание правильно подобранной музыки, которая снимает напряжение, раздражительность излишнюю возбудимость у детей, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия бывает двух форм пассивная и активная.
Активная форма – это когда дети не просто слушают, а выполняют двигательные импровизации под соответствующий характер музыки.
Дети слушали отрывок из произведения японского композитора Еснико Нако. Обсуждали какая музыка по характеру, понравилась ли она им, после обсуждения я предложила детям выйти в центр зала и потанцевать как им хочется
Детям тоже очень понравилось выполнять двигательные импровизации под эту музыку, они танцуют как настоящие дикари! Такая работа развивает у детей воображение, фантазию, творчество и положительные эмоции.
Пассивная музыкотерапия предполагает прослушивание музыкальных произведений, которые положительно сказываются на психологическом и психическом состоянии здоровья детей.
Можно воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненный звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.
Сейчас я вас попрошу закрыть глаза и слушать мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников, всевозможных цветов. В самой чаще леса стоит белая каменная скамейка, присядьте на нее.
Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.
На этом мастер-класс по применению здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности завершен. Надеюсь, вам было интересно.
Всем спасибо за активное участие.
Рефлексия «Дерево творчества».
По окончании занятия дети прикрепляют на
дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Листики – не совсем удовлетворён днём.