Лучший педагог года

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Гришаева Нина Ивановна
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.

Публикация «Мастер-класс „Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Цель: знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Цель определила необходимость постановки и решения следующих задач:

познакомить участников и слушателей мастер-класса с наиболее эффективными инновационными техниками, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ;

повысить уровень профессиональной компетентности педагогов; заинтересовать педагогов, родителей этими техниками для применения в работе;

создать условия для обмена опытом участников мероприятия. Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует.

Таким образом, использование данных технологий способствует повышению у детей интереса к выполнению артикуляционных упражнений;

улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики;

расширению детских представлений об окружающем их мире;

повышению мотивации к логопедическим занятиям;

педагоги, воспитатели используют инновационные технологии не только в организованной образовательной деятельности, а также в режимных моментах;

родители (которые ознакомлены) также заинтересованы в их проведении;

удалось решить конкретные логопедические задачи: улучшился лексико-грамматический строй речи, фонетико-фонематическая сторона речи, синтаксический компонент, связная речь. Опыт использования технологий говорит о положительных результатах работы, которая прослеживается в динамике речевого развития детей с речевыми нарушениями. Ребёнок с ОВЗ, научившийся общаться, легко входит в контакт со взрослыми и сверстниками, а значит, становится более социализированным в обществе.

Участники мастер-класса — учителя-логопеды, воспитатели групп комбинированной и компенсирующей направленности, родители, имеющие детей с ОВЗ.

На нашем мастер-классе предлагаются следующие технологии :

«Биоэнергопластика»

«Кинезиология»

«Камешки Марблс»

«Су-Джок терапия»

«Мнемотехника»

Представлено оборудование— массажные шарики, колечки «Су-джок», камешки Марблс, таблицы, Мнемотаблицы, листы бумаги, фломастеры, наглядный материал для выполнения заданий по предлагаемым технологиям — карточки с заданием, сказки-связки.

Биоэнергопластика

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности. Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики — это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы. Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развивается координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.

Одновременно выполняются упражнения:

а) «Улыбка» — губы растянуты в улыбку, ладонь находится в вертикальном положении, пальцы широко расставлены;

б) «Хоботок» — губы вытягиваются в трубочку, ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку;

в) «Лопаточка» — открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой, удерживать позу под счет до 5;

г) «Иголочка» -рот открыт, узкий язык вытягивается вперед, пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.

Это статические упражнения. Они способствуют развитию мышечной силы.

а) «Качели» -кончик языка двигается поочередно то к верхней, то к нижней губе, ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении, движение ладони вниз-вверх;

б) «Часики»-рот открыт, губы растянуты в улыбке, переставлять напряженный язык от одного уголка рта к другому, сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук влево — вправо под счет раз-два;

в) «Почистим зубки» — язык двигается по зубам, под губой, согнутая ладонь с сомкнутыми пальцами, ладонь выпрямляется, опять сгибается, затем согнутая ладонь движется влево-вправо;

г) «Вкусное варенье» — широкий язык поднимается вверх, облизывая верхнюю губу, ладонь в форме чашечки, сомкнутые пальцы сгибать-разгибать. Это — динамические упражнения. Они нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, лёгкими, ритмичными.

Для детей младшего возраста артикуляционные упражнения с элементами биоэнергопластики можно использовать в форме сказок: «Зоопарк» «Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот. Посмотрел Язычок на бегемотика и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем — перестанем И нисколько не устанем. Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот! Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею! Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Я — веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. Покатался Язычок и подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажем, как работают часики! Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Узнал Язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время для выполнения артикуляционной гимнастики, усиливая результативность. Она позволяет убрать зрительную опору-зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям, т. к. в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Кинезиологические упражнения

Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности, развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.

Показ и выполнение кинезиологических упражнений.

«Колечко». Соединяем в кольцо с большим пальцем последовательно все пальцы руки. Выполняем в быстром темпе. Вначале каждой рукой отдельно, затем вместе.

«Кулак-ребро-ладонь». Три положения руки сменяют поочерёдно друг друга.

«Лезгинка». Левая рука — в кулаке, большой палец отставлен в сторону, правой рукой прямой ладонью прикоснуться к мизинцу левой. Сменить положение рук.

«Ухо-нос». Левой рукой берёмся за кончик носа, правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот» Усложняем: делаем хлопок в ладоши.

«Змейка». Скрестить руки ладонями вниз, сцепить пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте поочерёдно каждым пальцем по инструкции.

«Сорви яблоки». Представить, что перед вами высокая яблоня со спелыми яблоками. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки. Сорвите яблоко и положите в корзину, стоящую на земле. То же выполнить левой рукой.

«Перекрёстное марширование». Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь их правой и левой рукой по противоположной ноге. «Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнёра. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.

«Задуть свечу». Представить, что перед вами 5 свечей. Сначала задуть большой струёй воздуха одну свечу, затем этот же объём воздуха распределить на 5 равных частей, чтобы задуть все. «Восьмёрка». В воздухе указательным пальцем рисуем знак бесконечности как можно большего размера, следить не моргающими глазами за рукой. Те же движения выполняем другой рукой.

«Зеркальное рисование» — рисование одновременно обеими руками на бумаге зеркально-симметричные рисунки, буквы.

Массаж «Су-джок» Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок».

Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам: — «Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек. По ладошке он бежит и пыхтит. Между пальчиками бежит и пыхтит. Бегает туда-сюда, мне щекотно, да-да-да. Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь».

— Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках. — «Я колечко одеваю и на пальчике катаю. Ты, колечко, не ленись, пальчик, пальчик потрудись». Таким образом, впроцессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.

При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Рекомендуем массаж выполнять в начале занятия, в середине и перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.

«Мнемотехника»

Цель: обучение эффективному запоминанию и воспроизведению информации через преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) Мнемотехника — совокупность приёмов и методов запоминания информации, используя визуальные и звуковые примеры.

Приемы мнемотехники используются для составления описательных рассказов, пересказа текста, запоминания и проговаривания скороговорок, стихов и потешек. Предлагается познакомиться со сказками-связками для автоматизации отдельных групп звуков в предложениях. Первоначально знакомимся с символами, которые будут встречаться в тексте. Затем составляются предложения, связный текст. предлог «К» предлог «В» глагол «ИДЕТ» глагол «ПРЫГАЕТ» глагол «ЕСТ» «ЕЖИК» «ДВОР» «ГРУША» Сказка-связка для закрепления произношения звуков Ш, Ж «Ёжик икошка» 1 2 3 4 5 6 Примерный текст сказки — связки «Ёжик и кошка» : Ежик пришел во двор. Ежик нашел (увидел) грушу. Ежик стал кушать грушу. Рыжая кошка подошла к ежику. Кошка прыгнула на ежика. Кошка уколола лапу, замяукала и побежала домой. Такие мнемотаблицы можно использовать готовые и составлять самостоятельно по разным лексическим темам для закрепления правильного произношение звуков в словах, фразах и предложениях; правильного употребления в речи предлогов; обогащения и активизации словарного запаса; развития внимания, памяти, логического мышления. Мнемотехника облегчает запоминание, развивает образное мышление с помощью символов, полисенсорного воздействия, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и активизируя компенсаторные механизмы. Служит для снятия эмоционального напряжения и психологической разгрузки, позволяет создавать положительный эмоциональный фон, формирует интерес к учёбе, снижает тревожность, облегчает взаимодействие друг с другом.

В результате, использование инновационных технологий с детьми с ограниченными возможностями здоровья

существенно ускоряет исправление неправильно произносимых звуков (процесс постановки и автоматизации);

повышает интерес и положительный эмоциональный настрой;

активизирует познавательную и мыслительную деятельность, а также

психические процессы, способствующие общему развитию ребенка;

развивает все компоненты речевой системы;

уменьшает утомляемость, дольше сохраняется работоспособность;

повышает мотивацию к преодолению речевых нарушений;

способствует профилактике и коррекции нарушений письма и чтения;

регулирует неврологический тонус, снимается перегрузка;

создаёт условия для оптимальной работы всех анализаторов;

реальным становится «вытаскивание и раскручивание» скрытых ресурсов ребёнка с проблемами в развитии, т. е. развитие компенсаторных механизмов личности.

Литература:

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М. : Сфера, 2001. [с. 221–234] Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М. : Аркти, 2001. [с. 132–134] Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Хочу в школу. М. : Аркти, 1999. [с. 87–92] Косинова Е. М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М. : ОЛИСС, 2011. [с. 35–38] Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1986. [с. 55–66] Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1973 [с. 22–24] Берлина В. С., Чекалина С. В. Учебно-методическая разработка по использованию стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций. [с. 221–234] Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Ростов н/ Д: Феникс, 2008. [с. 105–109] Степанова М. А. Система работы по развитию мелкой моторики кистей и пальцев рук детей // Логопед. 2009. № 7. [с. 6–7] Деннисон Г., Деннисон И. Гимнастика мозга. -М. ,2003г. [с. 7–9] Сиротюк А. Л. Кинезиологические упражнения. - М., 2003г. [с. 34–42] Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. — М., 2005г. [с. 76–88]

Учитель-логопед Гришаева Н. И

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУМои дидактические игры по развитию речи у детей с ОНР в работе учителя-логопеда ДОУ Всем известно, что ведущий вид деятельности у детей в ДОУ- игра. Еще А. С Макаренко сказал :«У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы школы Современные здоровьесберегающие технологии в работе социально-психологической службы Плетнева С. В., педагог - психолог Руденко Н. Н. ,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 23 мая 2021 в 19:51
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Гришаева Нина Ивановна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД