Есина Светлана
Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Эффективные современные технологии
в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением речи»
Цель: Знакомство и обучение участников мастер-класса применению инновационных современных технологий, используемых на занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с наиболее эффективными инновационными технологиями, которые используются на логопедических занятиях с целью повышения качества коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
2. Заинтересовать педагогов и родителей этими технологиями для применения в работе с детьми с ОВЗ.
3. Создать условия для обмена опытом участников мероприятия.
Ход мастер-класса
Прежде, чем начать свой мастер – класс, я предлагаю зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес. Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса). Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер - класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Современные технологии».
1. Актуальность проблемы
Одна из самых актуальных проблем, стоящих перед современным обществом – увеличение детей с различными нарушениями речи. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса, путем внедрения современных логопедических технологий.
Особенностью логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и с нарушением речи является максимальное включение всех анализаторов человеческого организма, материализация действия с опорой на вспомогательные средства, актуализация ощущений разной модальности, а также использование разнообразной наглядности. Поэтому проведение коррекционной работы с детьми организуется через выполнение заданий разного уровня сложности с использованием эффективных традиционных и инновационных технологий, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
Любая инновация, используемая в логопедической практике, относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не влияет на базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально её модифицирует. Таким образом, использование данных технологий способствует:
• Повышению у детей интереса к выполнению заданий.
• Улучшению невербальных психических функций: памяти, внимания, мышления, временных и пространственных представлений, мелкой моторики.
• Расширению детских представлений об окружающем их мире.
• Повышению мотивации к занятиям.
• Обогащается лексико-грамматические компоненты речи, фонетико-фонематическая сторона речи и связная речь.
2. Практическая часть
Имитационная игра
На мастер-классе предлагаю рассмотреть следующие технологии:
Биоэнергопластика
Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.
Бионергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Основной принцип биоэнергопластики - это сопряженная работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата. Использовать можно музыкальное сопровождение, персонажи, перчатки, счет, стихи, презентационные материалы.
Благодаря совместному движению руки и артикуляционного аппарата активизируется естественное распределение биоэнергии в организме. Развиваются координация движений и мелкая моторика, формируются кинестетические ощущения.
Предлагаю выполнить упражнения биоэнергопластики.
Упражнение «Часики»
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо)
Упражнение «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
(движения ладони с сомкнутыми пальцами вверх, вниз)
Упражнение «Лягушка»
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки-
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем-перестанем
И нисколько не устанем.
(пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак.)
Упражнение «Слонёнок»
Я водичку набираю
И ребяток поливаю!
Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.)
Упражнение «Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»)
Кинезиологические упражнения
Цель: активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления.
Кисть руки имеет большое представительство в коре головного мозга. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические методы позволяют синхронизировать работу полушарий головного мозга, влияют на развитие умственных способностей и физического здоровья, повышение возможностей человека путём выявления потенциала, заключённого в физическом теле (т. е. развитие компенсаторных механизмов личности, развитие памяти, внимания, речи, мышления, облегчают процесс письма.
Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.
Кинезиологическая физминутка «Колечко»
(Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.)
Упражнение «Кошечка»
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
(Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3-5 раз.)
Упражнение «Фонарик»
Фонарик погас!
Фонарик зажёгся!
(Пальцы одной руки сжаты, пальцы другой руки выпрямлены.)
Упражнение «Флажок-рыбка-лодочка»
(«Флажок» - ладонь ребром, большой палец вытянут вверх. «Рыбка» - пальцы вытянуты и прижаты друг к другу. Указательный палец опирается на большой палец. «Лодочка» – обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладони. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.)
Кинезиологическая физминутка «Кулак-ребро-ладонь»
(Три положения на плоскости стола последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем двумя руками вместе по 8-10 раз.)
Кинезиологическая физминутка «Лезгинка» (Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз.)
Массаж «Су-джок»
Хочу представить вашему вниманию еще одну нетрадиционную технологию работы – «Су-Джок терапия» («Су» – кисть, «Джок» – стопа). Она является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер ребенка.
На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.
Показ и выполнение упражнений для кистей рук при помощи массажного шарика «Су-Джок». Катать массажный шарик по ладошкам и пальцам:
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (Прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (Пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
- Возьмите колечко и помассируйте им каждый палец на руках.
Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики/
Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Таким образом, в процессе игры формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речедвигательным центрам.
При помощи массажа «Су-джок» происходит воздействие на точки кистей рук, что способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга и снятию напряжения. Развитие мелкой моторики способствует развитию высших корковых функций: памяти, внимания, мышления, оптико-пространственного восприятия, воображения, работоспособности, усидчивости. Происходит снятие напряжения, развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Рекомендую массаж выполнять в начале занятия, в середине или перед выполнением письменных работ. Стихи дети заучивают и проговаривают вместе с движениями.
Технология формирования речевого дыхания
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех
органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи
является дыхание.
Сегодня я хочу вас познакомить с дыхательной методикой Александры
Николаевны Стрельниковой.
Чем же уникальна и полезна эта гимнастика?
В ее основе, как и в основе любой другой гимнастики, лежит движение. Но
особенностью и важным преимуществом дыхательной гимнастики А. Н
Стрельниковой является форсированный вдох и вовлечение в процесс
дыхания дыхательной мышцы - диафрагмы. Короткий, как хлопок, сильный,
шумный, резкий вдох через нос и последующий абсолютно пассивный выдох
через нос или рот. Одновременно с вдохом выполняются движения на сжатие
грудной клетки. Воздух насыщает кору головного мозга кислородом, за счет
чего улучшается работа всех отделов центральной нервной системы. Кровь
начинает быстрее циркулировать и разносить по всему организму
необходимые питательные вещества. В результате улучшается носовое
дыхание, увеличивается жизненный объем легких, укрепляется дыхательная
мускулатура, происходит диафрагмальный массаж всех органов брюшной
полости, улучшается голосообразование.
«Ладошки»
И. п. : встать прямо, ноги на ширине ступни или чуть шире, руки согнуты в
локтях, ладони раскрыты, поняты вверх.
На каждый короткий вдох энергично сжимаем пальцы в кулак. На выдохе
внимание не фиксируем. Воздух выходит самопроизвольно.
«Кошка и воробей»
И. п. : встать прямо, руки согнуты в локтях, подняты до уровня пояса.
На вдохе слегка приседаем и поворачиваем корпус, голову то в одну сторону,
то в другую. Руками выполнять хватательные движения, при повороте ноги
не сдвигать с мест.
Вышла кошка на охоту –
Воробьев поймать охота.
Носом чует запах дичи –
Вправо смотрит – нет добычи,
Влево смотрит – видит их
И хватает в тот же миг.
Подражая этой кошке –
В кулачки сожмем ладошки,
Влево-вправо приседаем –
Запах «воробья» вдыхаем.
«Ушки»
И. п. : встать прямо, руки вдоль туловища
На каждый вдох слегка наклоняем голову вправо, влево, не поднимая плечи,
не касаясь плеча, шея не напряжена.
Головою покачаем –
Влево-вправо наклоняем.
Будто говорим братишке –
«Ай-ай-ай, как не стыдно!
Ты зачем порвал все книжки?»
Плечи мы не поднимаем –
Воздух носиком вдыхаем.
3. Моделирование
Уважаемые коллеги, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, кинезиологических и дыхательных упражнений.
используя речевое сопровождение. (Педагоги разделены на 2 группы. У каждого на столах задание.)
Группа 1 Упражение «Бегемотики»
Рот пошире открываем,
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик,
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя,
До пяти считаю я.
А потом закроем рот –
Отдыхает бегемот.
Группа 2 Упражнение «Лошадка»
Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
Группа 1
Кинезиологическое упражнение «Здравствуй» (Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
Речевое сопровождение:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
Группа 2
Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос» (Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот»)
Речевое сопровождение:
Села на нос мне, на правое ухо –
Лезет назойливо черная муха.
Снова на нос, но на левое ухо-
Кыш, улетай от меня, Цокотуха!
Группа 1
Дыхательное упражнение "Погончики"
И. п. : встать прямо, руки согнуты в локтях кулачки рук на уровне пояса,
плечи напряжены. На каждый вдох с силой бросаем руки вниз, раскрывая
пальцы
Группа 2
"Обними плечи"
И. п. : встать прямо, ноги на ширине плеч, руки на уровне груди, согнуты в
локтях. В момент вдоха направить согнутые не напряженные руки навстречу
друг другу, как бы обнимая плечи. На следующий вдох руки слегка
разводим, но не до исходного положения. Руки менять нельзя. При хорошей
тренировке голову можно слегка наклонять назад.
4. Оценочно-рефлексивный этап.
И в завершении мастер – класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу и предлагаю буклеты с рекомендациями по выполнению упражнений биоэнергопластики и кинезиологических упражнений.
Грамотная, четкая, чистая речь ребенка-это не дар, она приобретается благодаря усилиям всех участников процесса формирования речи детей. Безусловно, все указанные особенности работы учителя -логопеда предполагают огромное терпение и творчество, благодаря которым ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.
И закончить свой мастер – класс мне хотелось бы стихотворением.
С детьми мы щедро делимся талантом и умением,
Терпением, заботою, искусным ремеслом,
И вскоре все исчезнут проблемы, без сомнения.
О встречах наших вспомнят с любовью и добром.
Трудна и так ответственна работа логопеда
Но не грусти, коллега, а ну-ка улыбнись!
Мы с нею не расстанемся, успеха вкус отведав,-
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
На этом мой мастер – класс окончен, большое спасибо всем за помощь и внимание!