Анна Семенова
Эффективные приемы развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать
Мастер-класс «Эффективные приемы развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста»
Зрительно-моторная координация - сложная когнитивная способность, важная для нормального развития ребенка, его полноценного обучения в школе. Совместные действия рук и глаз очень важны, нужно чтобы пальцы «слышали» информацию, которую пытаются до них донести глаза. О том, что зрительно-моторная координация у дошкольника развита недостаточно, свидетельствует тот факт, что ребенку проще рисовать по памяти, чем срисовывать с натуры. В данном случае внимание как бы раздваивается, ему становится трудно координировать действия своих рук и глаз. Когда моторная и зрительная координация не сформирована, страдает качество и скорость выполнения заданий.
Публикация «Эффективные приемы развития зрительно-моторной координации у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Зрительно-моторная координация поддается тренировкам, как и другие когнитивные способности человека. В частности, специалистами разработан ряд упражнений, призванных восстановить эту и другую когнитивные функции. В ходе их выполнения нейронные связи и мозг усиливают свои функции. Если проводить тренировки регулярно, это будет способствовать укреплению структур мозга, участвующих в данной способности.
Рассмотрим следующие виды практических заданий для эффективного развития зрительно-моторной координации :
Рисование горизонтальных и вертикальных прямых линий от заданного начала до заданного конца
Рисование наклонных и изогнутых линий по образцу
Корректурные пробы
Различные «соединялки»
Раскрашивание
Дорисовывание
Обводка, штриховка, раскрашивание
Написание цифр
Копирование образца по точкам
Лабиринты
Графические диктанты
Прямое и зеркальное копирование образца с опорой на клетки
Последовательно, при освоении перечисленных заданий, переходим к более сложным, при выполнении которых не только развивается зрительно-моторная координация, а также зрительное восприятие в единстве с несенсорными психическими процессами: вниманием, мышлением, воображением, памятью.
К ним относятся:
задания на установление закономерностей: «Заполни пустые клетки»;
упражнения на сравнение: «Найди и устрани несоответствия», «Найди и раскрась два одинаковых коврика»;
упражнения с зашумлением фона: «Закрась геометрические фигуры в путанице», «Закрась цифры в путанице»;
задания на поиск нужных фигур: «Раскрась фигуры, из которых составлен зайчик», «Закрась фигуры, из которых составлена кошка» и другие;
графические диктанты;
задания на состав числа из двух меньших: «Соедини шарики», «Дорисуй круги».
Поскольку из перечисленных заданий наиболее сложным для детей является графический диктант, то чётко и последовательно выдерживаем рекомендованную методику работы над ним.
Работу над графическими диктантами проводим в несколько последовательных шагов:
Рисование дорожек с использованием трех направлений (вверх, вниз, вправо) и коротких «шагов» (одна, две клетки).
Рисование дорожек с использованием четырех направлений (вверх, вниз, вправо, влево) и более длинных «шагов» (три и более клеток).
Рисование фигур с использованием четырех направлений и последующим копированием образца.
Рисование левой половины фигуры с последующей дорисовкой ее правой симметричной половины детьми самостоятельно.
Рисование графического изображения с использованием четырех направлений и составлением последовательности выполнения изображения.
Очень эффективно использование в работе заданий с трафаретами. Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствуют регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства.
Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребёнка дошкольного возраста к обучению письму в школе.
Поддерживать интерес детей при выполнении заданий помогают игровые приемы.
Добиться положительных результатов в развитии зрительно-моторной координации возможно только при систематической, последовательной и целенаправленной работе с использованием разнообразных приёмов.