Юлия Ковган
Мастер-класс «Волшебные колечки» как метод развития связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
"«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления “Волшебные колечки” - как метод развития связной речи”.
Публикация «Мастер-класс „Волшебные колечки“ как метод развития связной речи“» размещена в разделах
Актуальность. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, плохая дикция и т. д.
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказать о различных событиях из окружающей их жизни.
И в этом мне помогло методическое пособие «Волшебные колечки».
Цель: формирование у детей развитию связной речи.
Задачи, которые выполняет пособие: обогащает словарный запас детей, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, драматизации сказок.
Сейчас я поэтапно расскажу последовательность заучивания, например, стихотворения с использованием этого пособия. Заучивание состоит из 5 этапов.
1 этап. Выбор стихотворения для заучивания. При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
2 этап. Выразительное чтение стихотворения воспитателем. Например:
Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
Играем с колечками.
Спать пора! - надеваем на мизинец «Ночь»
Уснул бычок, лёг в коробку на бочок – надеваем на безымянный «Бычка»
Сонный мишка лёг в кровать – на средний «Мишку»
Только слон не хочет спать - на указательный «Слона»
Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон - на безымянный «Слониху».
4 этап. Рассказывание стихотворения ребенком с помощью «колечек».
5 этап. Заключительный этап - Повторение стихотворения без помощи «колечек».
Стихотворения берем разнообразные, но подходящие по возрасту.
Заучивание может происходить, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
2. «Волшебные колечки» можно использовать и при рассказывании сказок. Например, «Колобок», «Репка» и т. д.
3. Так же «Волшебные колечки» можно использовать и на занятиях по обучению грамоте. Например:
Изучаем звуки в словах: надеваем колечко с буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко со звуком «Б». И из набора предложенных колечек выбираем те, которые начинаются на этот звук: барабан, бабочка, белка, банан.
При формировании и дифференцировании понятия «твердый - мягкий звук» : на пальцы левой руки надеваем колечки, в которых звук мягкий, на пальцы правой руки – твё рдый звук: например звук М (М*).
На левой руке (М) : матрешка, мышь, малина, мухомор, муравей.
На правой руке (М*) : медведь, медуза, мимоза, мяч, мел.
При дифференцировании сходных по звучанию или артикуляции звуков. Например, Миша выбирает колечки с картинками, в которых есть звук «Х»
(черепаха, петух, хлеб, муха, хомяк).
Марьям колечки, в которых есть звук «К» (карандаш, мак, колокольчик, киви, букет).
Результат:
У детей формируется связная речь, развивается фантазия;
При обучении составления рассказов, при пересказах художественной литературы словарный запас детей обогащается.
При отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов, драматизации сказок развивается память.
Использую их на занятиях по формированию математических представлений, познавательной деятельности, изучению основ безопасности.