Наталья Николаевна Куклова
План-конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы «Волшебное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе логопедической группы.
Тема: "Волшебное электричество"
Интеграция образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Публикация «План-конспект НОД с детьми подготовительной к школе логопедической группы „Волшебное электричество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Обобщение и расширение знаний детей об электричестве и представлений о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку.
Задачи:
1. Познакомить детей с причиной проявления статического электричества. («Познавательное развитие»)
2. Закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту. («Познавательное развитие») 3. Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности,
способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами. Воспитывать умение работать в коллективе.
(«Социально-коммуникативное развитие»)
4. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, волевую готовность к школе. («Социально-коммуникативное развитие»)
5. Развивать способность детей эмоционально воспринимать музыку. («Художественно-эстетическое развитие»)
6. Развивать зрительное внимание и восприятие, память, правильное речевое дыхание. («Физическое развитие»)
7. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, вызывать радость открытий, полученных из опытов и выражать это в речи. («Речевое развитие»)
8. Развивать у детей интерес к художественному слову. («Художественно-эстетическое развитие»)
Материал:
Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль); пластмассовые палочки по количеству детей; кусочки шерстяной ткани, шелка; дидактическая игра "Собери предмет"; карточки "Правила пользования электроприборами"; кукла Золушка; цветные шары; пластмассовая расческа; бабочки, вырезанные из столовых салфеток, куриные перышки, крошки пенопласта на подносе, карточки-схемы, обруч.
Предварительная работа:
1. Беседы об электричестве, рассматривание иллюстраций с изображением электроприборов. 2. Составление рассказов на тему:«Наши домашние помощники»
3. Рисование «Электроприборы – наши помощники»
4. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин электроприборов», «Детский сад» и др.
5. Экскурсия в хозяйственный магазин. 6. Чтение рассказов о прошлом предметов.
Методы и приё мы:
Наглядные: Рассматривание карточек с изображением электроприборов; оформление уголка безопасности в группе; показ рисунков; музыкальное сопровождение, материал для опытов.
Словесные: Вопрос, рассказ, стихотворение, физкультурная пауза, загадка, песня. Практические: Имитационные движения, действия во время опытов. Обыгрывание ситуации путешествия. Совместная деятельность педагога с детьми.
План проведения занятия :
1. Вступительная часть: Организационный момент: постановка задачи.
2. Основная часть: Беседа об электричестве, дидактическая игра, беседа в уголке безопасности, пальчиковая гимнастика, физкультурная пауза, опыты.
3. Заключительная часть: Релаксационный момент, подведение итога, танец под фонограмму песни «Добрый жук».
Сценарий занятия:
1 часть
(Дети сидят полукругом на стульчиках на паласе)
Воспитатель читает стихотворение, в руках кукла Золушка:
«Про бедную Золушку сказку читаю,
Но как ей помочь, к сожалению, не знаю.
Не справиться девушке с тяжкой работой,
А на балу оказаться охота.
Никто не оценит бедняжки стараний!
Ей так не хватает машины стиральной.
Приходится Золушке дом убирать,
Но где пылесос, чтобы ей помогать?
Как трудно тарелок огромную груду
Помыть без машины, что моет посуду.
А надо еще приготовить обед:
Как жаль, что электроплиты в доме нет.
Присела бедняжка - всего не успеть.
Сейчас телевизор бы ей посмотреть!
Однако работает, сил не жалея,
Надеется только на добрую Фею».
- Дети, поможем Золушке?
А я вам подскажу, как это можно сделать.
Воспитатель:
Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы? Назовите их.
Ответы детей.
Воспитатель:
- А что же это такое невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться? Послушайте мою загадку: «Он всем несет тепло и свет!
Щедрей его на свете нет:
К поселкам, селам, городам -
Приходит он по проводам!»
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Правильно. Электрический ток бежит по проводам и заставляет электрические приборы работать. Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. А подробнее об электричестве вы узнаете на уроках физики, когда пойдете учиться в школу.
2 часть
- Дети, а вы хотите, чтобы Золушка попала на бал? (Ответы детей.)
- Сейчас каждый из вас сделает Золушке подарок, а какой - вы узнаете, собрав картинку. Собирать надо внимательно, чтобы прибор работал исправно.
Дидактическая игра "Собери картинку".
(Дети выкладывают электроприборы из разрезных картинок на паласе).
Воспитатель: - Посмотри, Золушка, какие у нас ребята добрые, отзывчивые, старательные. Они всегда готовы помочь в беде. А сейчас, Золушка, дети расскажут тебе, для чего нужен каждый электроприбор.
Вопросы:
- Для чего нужен этот прибор?
- Что мама хранит в холодильнике?
- Какая передача у тебя самая любимая?
(Ответы детей).
- Теперь у тебя, Золушка, есть много приборов-помощников, но ими нужно правильно пользоваться! Наши ребята знают эти правила и научат тебя.
Электричество, при помощи которого работают электроприборы - опасно для человека? (Да). Пойдемте в наш "Уголок безопасности" и вы докажете это. Дети стоят полукругом возле мольберта).
Воспитатель: Выберете карточки-схемы, расскажите о том, что они означают.
Что означает эта карточка?
Приложение №1 (Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).
О чем предупреждает эта схема?
Приложение №2 (Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы).
О чем говорит эта карточка?
Приложение №3 (Нельзя вставлять в розетку пальцы и предметы).
- О чем картинки говорят? (О неосторожном обращении с электричеством).
Вывод: Нужно быть всегда внимательными и осторожными с электричеством. Оно опасно! При неправильном обращении наши помощники могут превратиться во врагов. Нужно всегда помнить об этом и соблюдать правила пользования с электроприборами! Воспитатель: Вы знаете стихотворение о розетке. Сейчас мы его расскажем и поиграем. (Пальчиковая гимнастика).
Гвоздики и пальчики -
В розетку не вставлять.
Электричество опасно -
Это каждый должен знать!
Воспитатель: - Золушка, теперь ты все знаешь об электроприборах, которые помогут тебе выполнить домашнюю работу и поехать на бал.
Золушка-кукла уходит.
- А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Игра "Ток бежит по проводам".
Ход игры:
(Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова) :
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
(После игры дети встают вокруг воспитателя).
Воспитатель:
- Мы говорили об опасном электричестве, которое живет в розетке и проводах. А еще есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество. - На чем бы вы хотели отправиться в это путешествие? (например, на ракете). Это наша ракета (на полу большой обруч). Нам надо всем вместе поместиться в нее. Кто первый войдет в ракету, тот приглашает следующего ( ребенок приглашает: "Дима, я был бы рад видеть тебя на ракете" и т. д.). Воспитатель: - Вы меня с собой возьмете? Приглашайте меня. Давайте обнимемся и полетим (звучит музыка). Вот мы и волшебной стране.
- Дети, давайте еще раз уточним какое электричество, люди считают опасным? (То, что протекает по проводам). У меня есть игра с картинками, сыграем?
Опыт № 1 Воспитатель: - Подойдите к первому столу и каждый возьмите себе по картинке. С помощью картинок найдите себе пару на втором столе. Теперь расположите свои карточки на мольберте и объясните свой выбор.
Вывод: - Молодцы! Я тоже с вами согласна. Да, электроприборы наши помощники, без них человеку было бы трудно.
Воспитатель: - Дети, посмотрите, у меня в руках игрушечный телефон. Я нажимаю на кнопочки, а он молчит. Что случилось? (Ответы детей) Действительно, в нем нет батарейки. Я сейчас поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Телефон заработал. Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей)
- Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала. - Посмотрите – у меня есть книга, при ее открывании звучат голоса дикого леса. (Дети слушают). Вывод:
- В батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
- Какие у вас дома есть игрушки на батарейках? (Ответы детей).
Опыт №2
- На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их на стену, у них не получается.).
Воспитатель:
- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (Предположения детей).
Давайте и ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
- Когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).
Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны).
– Что нужно сделать, чтобы волосы не электризовались? (Намочить расческу).
Вывод: В волосах тоже живет электричество.
Опыт №3
- А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? (лежат спокойно).
Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему? Палочки стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись. Как палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: Электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Молодцы, вы опять поймали электричество!
Опыт №4
1. С крошками пенопласта и пластмассовыми палочками.
2. С перышками и пластмассовой линейкой, варежкой.
Вывод: Крошки и перышки тоже стали волшебными, наэлектризованными.
Опыт № 5 Воспитатель: - А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола). - Что лежит под стеклом? (разноцветные шарики)
- Как заставить шарики двигаться, прыгать? (натереть стекло, сделать его электрическим). - Чем удобнее натереть (одеждой)
- У меня есть обычная варежка, сейчас я буду делать стекло волшебным, электрическим. - Что происходит с шариками? (они зашевелились, запрыгали).
- Почему они зашевелились?
- Как стекло стало волшебным?
Вывод: Когда натирали стекло варежкой, оно стало электрическим, поэтому шарики задвигались и притянулись к стеклу. Вам понравился мой фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Воспитатель:
- А еще в этой волшебной стране живут два друга. Но они все время ссорятся и мирятся. (Два наэлектризованных шара на длинной нитке).
- Как вы думаете: они сейчас поссорились или помирились? Они отталкиваются или притягиваются друг к другу? (отталкиваются)
- Они оба наэлектризованы, одинаковы. Поэтому они отталкиваются друг от друга – ссорятся, не хотят дружить. Давайте их помирим. Как можно это сделать? (Намочить один шарик водой) Шары притягиваются друг к другу.
Вывод: Когда шарики наэлектризованы, они отталкиваются, а чтобы их притянуть – нужно один намочить один водой.
3 часть.
- Ребята, вы молодцы! Нам пора прощаться с волшебной страной и возвращаться в детский сад. На память об этой стране возьмите шарики, прижмите их к себе. Сядьте удобнее и закройте глазки. (Звучит спокойная музыка)
- Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует легкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.
Вопросы:
- Расскажите, что вы узнали сегодня интересного? - Что вы узнали полезного об электричестве? - Что вы узнали опасное для жизни и здоровья человека?
- Чему вы научились сегодня? (Делать предметы волшебными)
- А почему мы их называем волшебными? - Что происходит с этими предметами? (К ним все притягивается).
- А как мы их делали волшебными? (Ловили электричество в волосах и одежде).
- Вам понравилось играть с этим электричеством?
- Это электричество опасно? (Нет, оно доброе, неопасное). Вывод: Нужно быть всегда внимательными и осторожными с электричеством. Оно опасно! При неправильном обращении наши помощники могут превратиться во врагов. Нужно всегда помнить об этом и соблюдать правила пользования с электроприборами! Но мы должны помнить самое главное правило: нельзя пользоваться электроприборами без взрослых.
Воспитатель:
- Посмотрите, Золушка опять у нас. Какая она стала нарядная, красивая! Вы узнали ее? Она прямо с бала пришла поблагодарить вас за то, что при помощи электроприборов она стала такой ухоженной и красивой и попала на бал. У Золушки прекрасное настроение, и она приглашает вас потанцевать.
(Звучит песня "Добрый жук" из кинофильма "Золушка". Дети танцуют.)