Наталья Викторовна Трофимова
Мастер-класс «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на проблемной группе №2
Воспитатель Трофимова Н. В.
Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.
Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.
1. Первая группа – Игры-манипуляции
Публикация «Мастер-класс „Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
К данной группе относятся, такие игры, как: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».
Давайте поиграем в одну из таких игр, называется она «Игрушки» :
На большом диване в ряд
Куклы Катины стоят: (попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулаком)
И медведь, и буратино,
И весёлый Чиполино
И котёнок, и Слонёнок. (загибают поочерёдно все пальчики на одной руке)
Раз, два, три, четыре, пять
Помогаем нашей Кати
Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
2. Следующая группа - Сюжетно-пальчиковые упражнения
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
К ним относятся, такие игры, как:
«Пальчики здороваются», «Распускается цветок»,
«Грабли», «Елка».
В одну из таких игр мы сейчас с вами поиграем:
Называет она «Курочка Ряба»
Курочка Ряба, бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду («Колечки»)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед («Молоточки»)
Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)
Яичко смахнула, оно и упало («Лучики»)
Плакали горько баба и дед («Колечки»)
Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)
С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)
Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)
3. Дальше идёт группа - Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Здесь ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:
Давайте поиграем в игру, которая называется «коготки» :
Точит кошка коготки (Царапают коготками колени)
Очень острые они.
А кошачьи лапочки (Плавно выставляют вперед)
Мягкие, как тапочки, (То одну руку, то другую)
Спрячет коготки в подушки.
(Широко расставляют пальцы и сжимают их в кулак)
И почешет лапкой ушко, (Гладят рукой ухо)
Молочко попьет из миски (Делают из рук миску и подносят ее ко рту)
Наша ласковая киска. (Гладят руки)
4. Такая группа, как - Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
помогает компенсировать работу левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Я предлагаю вам выполнить такие упражнения:
Как «Колечко» — здесь поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
«Кулак — ребро — ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).
5. Следующая группа - Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
К ним относят такие упражнения, как
«Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки»,
«Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют траву».
Давайте поиграем:
Игра называется «Мышка»
Мышка мылом мыла лапку
Каждый пальчик по порядку
Вот намылила большой, сполоснув его водой.
Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску.
Средний мылила усердно, самый грязный был наверно.
Безымянный терла пастой, кожа сразу стала красной.
А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла.
6. Следующая группа - Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. К ним относят, такие упражнения, как
«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).
«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
«Рыбки» — кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Колобок»
Колобок - румяный бок, (Левая кисть лежит на столе ладонью вверх.
Укатился за порог! Правой раскрытой ладонью круговыми
движениями, как катаем пластилиновый шарик
водим поверх левой ладошки)
Скок-по-скок, скок-по-скок (Правую ладонь сжать в кулачок, и послогово
Укатился за порог! с небольшим надавливанием "пройтись"
кулачком, как молоточком, по подушечкам
пальцев левой руки. На шестой слог
кулачком "стукнуть" в середину ладони, и
закончить круговыми движениями
Покатился Колобок (поменять руки и выполнять движения из предыдущей
части)
По тропинке во лесок!
Скок-по-скок, скок-по-скок,
По тропинке во лесок!
Повстречал в лесу зайчонка, (Двумя пальчиками каждой руки изображаем
"ушки" зайчика, слегка сгибая и разгибая -
указательный и средний подняты вверх,
остальные прижаты к ладони)
И зубастого волчонка, ("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы
на двух руках)
Мишку косолапого. (Кулачки сжать и послогово "потопать" по столу)
А лисичка Колобка
Хвать! Взяла и сцапала! (Пальцы обеих рук быстро соединить в замок)
7. И последняя группа - Игры за столами
Свободное похлопывание кистями по столу (одновременно и поочередно).
Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе).
Имитация игры на пианино.
Разведение пальцев врозь и сведение их вместе (ладони на столе).
Смена положения рук (кулак, ладонь, ребро).
Бегающие человечки (указательный и средний пальцы обеих рук).
Давайте поиграем в игру «поросёнок»
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал,
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,
Этот толстый поросёнок что – то сам нарисовал,
Этот толстый поросёнок лежебока и нахал
Захотел спать в середине
И всех братьев растолкал.
На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.
Мы стараемся подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку; игры с карандашами, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга.
Таким образом, развитие кисти рук и координации движений пальцев рук — задача, охватывающая многие сферы деятельности ребенка.
А для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.