МААМ-картинки

Мастер-класс «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»

Наталья Викторовна Трофимова
Мастер-класс «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на проблемной группе №2

Воспитатель Трофимова Н. В.

Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. То есть, чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

1. Первая группа – Игры-манипуляции

Публикация «Мастер-класс „Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста“» размещена в разделах

Эти упражнения ребёнок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

К данной группе относятся, такие игры, как: «Ладушки», «Сорока-белобока», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Пальчики пошли гулять».

Давайте поиграем в одну из таких игр, называется она «Игрушки» :

На большом диване в ряд

Куклы Катины стоят: (попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулаком)

И медведь, и буратино,

И весёлый Чиполино

И котёнок, и Слонёнок. (загибают поочерёдно все пальчики на одной руке)

Раз, два, три, четыре, пять

Помогаем нашей Кати

Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

2. Следующая группа - Сюжетно-пальчиковые упражнения

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

К ним относятся, такие игры, как:

«Пальчики здороваются», «Распускается цветок»,

«Грабли», «Елка».

В одну из таких игр мы сейчас с вами поиграем:

Называет она «Курочка Ряба»

Курочка Ряба, бабе и деду

Яйцо золотое снесла к обеду («Колечки»)

Били яичко и баба, и дед

Но не смогли разбить на обед («Молоточки»)

Мышка-норушка мимо бежала («Волны»)

Яичко смахнула, оно и упало («Лучики»)

Плакали горько баба и дед («Колечки»)

Яйцо их разбилось, пропал их обед («Лучики»)

С тех пор уже Ряба бабе и деду («Колечки»)

Несет лишь простые яйца к обеду («Кулачки»)

3. Дальше идёт группа - Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Здесь ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки:

Давайте поиграем в игру, которая называется «коготки» :

Точит кошка коготки (Царапают коготками колени)

Очень острые они.

А кошачьи лапочки (Плавно выставляют вперед)

Мягкие, как тапочки, (То одну руку, то другую)

Спрячет коготки в подушки.

(Широко расставляют пальцы и сжимают их в кулак)

И почешет лапкой ушко, (Гладят рукой ухо)

Молочко попьет из миски (Делают из рук миску и подносят ее ко рту)

Наша ласковая киска. (Гладят руки)

4. Такая группа, как - Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)

помогает компенсировать работу левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Я предлагаю вам выполнить такие упражнения:

Как «Колечко» — здесь поочередно перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак — ребро — ладонь»последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки ( начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку).

5. Следующая группа - Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений кисти пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

К ним относят такие упражнения, как

«Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки»,

«Засолка капусты», «Согреем руки», «Молоточек», «Гуси щиплют траву».

Давайте поиграем:

Игра называется «Мышка»

Мышка мылом мыла лапку

Каждый пальчик по порядку

Вот намылила большой, сполоснув его водой.

Не забыла про указку, смыв с него и грязь и краску.

Средний мылила усердно, самый грязный был наверно.

Безымянный терла пастой, кожа сразу стала красной.

А мизинчик быстро мыла, очень он боялся мыла.

6. Следующая группа - Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. К ним относят, такие упражнения, как

«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.

«Рыбки» — кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее.

Я предлагаю вам поиграть в игру «Колобок»

Колобок - румяный бок, (Левая кисть лежит на столе ладонью вверх.

Укатился за порог! Правой раскрытой ладонью круговыми

движениями, как катаем пластилиновый шарик

водим поверх левой ладошки)

Скок-по-скок, скок-по-скок (Правую ладонь сжать в кулачок, и послогово

Укатился за порог! с небольшим надавливанием "пройтись"

кулачком, как молоточком, по подушечкам

пальцев левой руки. На шестой слог

кулачком "стукнуть" в середину ладони, и

закончить круговыми движениями

Покатился Колобок (поменять руки и выполнять движения из предыдущей

части)

По тропинке во лесок!

Скок-по-скок, скок-по-скок,

По тропинке во лесок!

Повстречал в лесу зайчонка, (Двумя пальчиками каждой руки изображаем

"ушки" зайчика, слегка сгибая и разгибая -

указательный и средний подняты вверх,

остальные прижаты к ладони)

И зубастого волчонка, ("устрашающе" сжимаем и разжимаем все пальцы

на двух руках)

Мишку косолапого. (Кулачки сжать и послогово "потопать" по столу)

А лисичка Колобка

Хвать! Взяла и сцапала! (Пальцы обеих рук быстро соединить в замок)

7. И последняя группа - Игры за столами

Свободное похлопывание кистями по столу (одновременно и поочередно).

Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе).

Имитация игры на пианино.

Разведение пальцев врозь и сведение их вместе (ладони на столе).

Смена положения рук (кулак, ладонь, ребро).

Бегающие человечки (указательный и средний пальцы обеих рук).

Давайте поиграем в игру «поросёнок»

Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал,

Этот толстый поросёнок носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок что – то сам нарисовал,

Этот толстый поросёнок лежебока и нахал

Захотел спать в середине

И всех братьев растолкал.

На первоначальном этапе эта работа должна быть только индивидуальной. Педагог разглаживает ребёнку ладошки, по очереди сгибает пальчики и разгибает, произнося при этом текст потешки.

Мы стараемся подбирать упражнения так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений — это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, застёгивание молний, продевание колечек на веревочку; игры с карандашами, перебирание зерен, работа с тестом или с пластилином, для развития движений хорошим средством является “Пальчиковый театр”. Он способствует овладению не только навыками мелкой моторики, а ещё развивает внимание, память, мышление, воображение, снимает тревожность, повышает работоспособность головного мозга.

Таким образом, развитие кисти рук и координации движений пальцев рук — задача, охватывающая многие сферы деятельности ребенка.

А для занятий пальчиковой гимнастикой нужно только наше желание – ведь для этих веселых и полезных игр не нужно ни специального места, ни каких-либо подручных средств.

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста)Бизиборд как средство развития детей раннего возраста (первая группа раннего возраста) С самого рождения дети начинают познавать мир – сначала посредством звуков, образов и телесного контакта с близкими людьми, а затем начинается.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников» Движение пальцев рук - имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около тысячи важных, биологически активных.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

НОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возрастаНОД в студии раннего развития «Песенка волка» для детей раннего возраста Цель занятия: 1. Ознакомление с буквой «У» Задачи: 1. Закрепление правильного произношения звука «А» и звука "У" 2. Обучение выкладыванию.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста)Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи (вторая группа раннего возраста) Сообщение «Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам развития речи» Вторая группа раннего возраста Плюхина Татьяна Александровна Малыш –.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»
Опубликовано: 31 января 2021 в 11:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Викторовна Трофимова (УИ 611389) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД