Анастасия Сметанюк
Мастер-класс «Влияние нетрадиционных способов рисования на психическое развитие детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Один из ведущих факторов развития ребенка — активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинетическое, пространственное и др., которое формирует систему восприятия. В изобразительной деятельности выделяют уровни развития и этапы для каждого возраста :
1 этап - сенсорной и моторной стимуляции;
2 этап - сенсомоторной координации;
3 этап - психосенсомоторной координации.
Публикация «Мастер-класс „Влияние нетрадиционных способов рисования на психическое развитие детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Связь организма с внешним миром обеспечивают анализаторные системы, состоящие из центральных и периферических отделов. Связь между рецепторами (зрительным, слуховым, вестибулярным и др.) и структурами мозга (стволом, подкорковыми ядрами, корой больших полушарий) осуществляется посредством проводящих путей, которые образовались в процессе длительного периода. Первоначальным источником восприятия информации различной модальности являются рецепторные поля анализаторных систем. Воспринимая информацию, интегрированную (объединенную) на различных уровнях нервной системы, когда формируется образ. Порционное поступление информаций способствует формированию целого образа. Под влиянием факторов среды организуются межнейронные (межклеточные) связи в коре головного мозга, обеспечивающие структурно- функциональное и психоэмоциональное развитие ребенка.
Структурно - функциональное развитие головного мозга непосредственно зависит от обучения изобразительной деятельности. В 3 - 4 года наиболее значимым в изо деятельности является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы (недостаточно полные в коре, слабые ассоциативные связи) требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.
В 4 - 5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция (координация, отработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия.
В 5 — 6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями.
Все системы и психологические функции в организме ребенка развиваются совместно, и нет таких систем, которые бы развивались автономно (независимо). Одной из особенностей раннего развития ребенка является восприятие размера и пространственного объема предметов. Уже в первые годы жизни ребенок может и должен не только различать размер и объем предмета, но и определять его структуру. Ритмические движения ладошками, пальчиками по предмету, ритмические перемещения рукой по предмету способствуют развитию тактильной чувствительности. При бимануальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.
Способность к пространственному бинокулярному зрению (скоординированной работе двух глаз) то же прежде всего основано на моторике. Прежде чем возникает способность к пространственному зрению, ребенок должен научиться координированному положению глаз. Глубина наблюдения (объемное восприятие) ребенка распространяется и на исследуемый предмет (глубину пространства). Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи.
Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.
Развитие происходит благодаря созданию совершенной карты чувствительности в коре головного мозга, в которой каждая функция (моторная, сенсорная, перцептивная) получает свои специфические
представительства. В итоге в процессе образования многочисленных связей в моторной и сенсорной коре и интеграции систем получается картирование
перцептивной зоны коры. В этом плане очень важно применять на занятиях
по изотворчеству не только традиционные, но и особенно не традиционные техники и методики, соответствующие уровню психосоциоэмоционального развития и сенсомоторных координаций ребенка. Полноценное сенсомоторное развитие способствует снятию утомления за счет уменьшения перенапряжения сенсорных и моторных систем, что способствует укреплению психического статуса, регуляции поведенческих реакций. Используя нетрадиционные способы рисования, мы развиваем одновременно и его интеллектуальные функции. Обогащение сенсорной и двигательной активности приводит к увеличению количества межсинаптических связей, что играет большую роль в улучшении психического развития детей.
Из визуальной области коры импульсы поступают в нижнетемпоральные области, где расположены центральные узнавания предметов. Из нижнетемпорального центра импульсы поступают в речевой центр, что соответственно активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребенок владеет техникой изодеятельности, тем лучше он будет говорить.
Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, что бы ребенок усвоил его и был способен его воспроизвести. Чтобы ребенок овладел линейным контуром круга, он должен тысячу раз проделать рукой и глазами это движение. Такую работу лучше всего проводить, используя различные нетрадиционные техники изображения.
Хотелось бы гак же познакомить Вас с термином Арттерапия.
Сам термин терапия означает область медицины, изучающей внутренние болезни. В данном случае понятие «терапия», а точнее «арттерапия» употребляется в несколько ином контексте: не клиническом, а
общепсихологическом социальном понимании терапии. Здесь имеется в виду
психологическое воздействие различными методами изодеятельности на развитие психических процессов детей - дошкольников.
Арттерапия самый древний в человеческой цивилизации методов
практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике. Арттерапия может быть использована для того, что бы предложить ребенку, способы решения конкретной проблемы. Но это только один из возможных путей ее использования. Рисунки, тесно связаны с подсознанием и происходящими в нем процессами. В своей типичной структуре описывают формы функционирования душевных сил и их целей. Как выражение интрапсихических процессов, основывающееся главным образом на взаимодействии двух миров, сознания и подсознания, арттерапия описывает, прежде всего, процесс индивидуализации. Несмотря на то, что арттерапия не имеет возрастных ограничений, и множество разработок адресовано взрослым. Все так больше этот метод является «детским».
Известно, что у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Поэтому арттерапия с детьми сегодня особенно актуальна. Арттерапия помогает развитию различных познавательных функций детской психики. Например: с
арттерапией прямо и непосредственно связана психологическая функция воображения. Не сумел ребенок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие психологическая неготовность к обучению в школе. Поэтому главная задача арттерапии - помочь ребенку разбудить в нем волшебника.