Наталья Корогодова
Мастер-класс «В мире эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: социальный педагог
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 85»
Наталья Корогодова
Мастер – класс «В мире эмоций»
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов детского сада в организации образовательного процесса. Представить опыт работы педагога детского сада в рамках процесса социализации воспитанников с помощью применения в свободной деятельности социальных игр. Определить основные подходы к успешной социализации детей, способствующих повышению качества образования в ДОУ.
Публикация «Мастер-класс „В мире эмоций“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Задачи:
1. Актуализировать проблему развития коммуникативных навыков воспитанников.
2. Познакомить участников мастер-класса с практикой использования социальных игр в работе с детьми дошкольного возраста.
3. Представить практические материалы для использования в работе с детьми дошкольного возраста.
Планируемый результат: Информированность участников мастер-класса о нравственном развитии детей через социально-коммуникативное взаимодействие с ребенком в игровой форме. Повышение компетентности педагогов при решении воспитательных задач.
ВСТУПЛЕНИЕ:
С каждым годом увеличивается тенденция социальных, поведенческих, психо-эмоциональных проблем детей, в том числе и детей дошкольного возраста. Безусловно в основе этих проблем лежит высокая трудовая занятость родителей, отсутствие педагогических знаний и навыков, отсутствие межпоколенческих связей. В связи с этим у ребенка формируется состояние фрустрации, происходит разлад между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения; отсутствии развитого чувства сопереживания. Решение вышеизложенных трудностей происходит посредством путём создания условий практического применения дошкольниками практик для включения в нравственную жизнь социума; с помощью приёмов стимулирования усилий личности в усвоении этических норм, морали, ценностей, а также активизации природных, интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности дошкольников.
В настоящее время основными ориентирами в определении содержания нравственного воспитания являются общечеловеческие ценности: добро, милосердие, справедливость, толерантность, импатия, сострадание, гуманизм.
Дошкольный возраст - это период становления личности. В этот период создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития; расширяется, перестраивается система взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками; усложняются виды совместной деятельности. Таким образом, у детей складывается система собственной деятельности, формируется способность к управлению собственным поведением в соответствии с усвоенными нравственными нормами, принятыми в современном обществе.
Научить ребенка состраданию, возможно только при условии, что ребенок знает, как такое состояние выглядит и какие способы решения проблемы существуют, как правильно реагировать на те или иные поступки и проявления человека. Но для ребенка порой бывает достаточно сложно определить и тем более правильно среагировать на ту или иную ситуацию. Проявление эмоций – это не только выражение лица, но и определённая поза, жесты, которые соответствуют тому или иному эмоциональному состоянию. С самого раннего возраста дети как практические психологи «апробируют» определённые формы поведения, изучая реакцию взрослых, в некоторой степени манипулируют с целью получения желаемого. Получение практического опыта происходит на основе чувственного восприятия, но его бывает недостаточно для самоконтроля и помощи другим людям. Способность понимать эмоции как свои, так и другого человека, позволят контролировать свои эмоциям, особенно негативные, руководить ими с помощью слов, мыслей, своими поступками и чувствами для комфортного и эффективного взаимодействия в социуме.
Существует большое количество игр, их вариаций, которые являются нашими помощниками для:
- создания положительной атмосферы в коллективе,
- снятия эмоционального напряжения,
- формирования чувства социальной сплоченности, общности, доверия,
- установлению взаимосвязей и самоконтролю.
Порой в рутине повседневных дел мы часто упускаем что-то важное, что-то очень главное для определённого человека/ ребенка, то что его очень тяготит и требует поддержки, внимания для выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации. Мы, как педагоги, должны обладать особым чувственным восприятием, способным увидеть эмоциональное состояние ребенка, уметь работать с эмоциями, для стабилизации чувств ребенка, комфортного освоения образовательной программы ДОУ.
1. Приветствие
Педагоги (дети) стоят в кругу, держась за руки. По очереди тихо пожимают руку соседа и говорят слова приветствия: «Здравствуй, … (называет имя, я очень рад (а) тебя видеть!»
2. История одного мальчика
Цель: 1. Осознание отрицательных эмоций.
2. Обучение самоконтролю негативных эмоциональных проявлений.
Ведущий: Я хочу поделиться с вами историей одного мальчика. Однажды в прекрасный летний день он шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Вдруг, навстречу шел хулиган и толкнул его. Мальчик выронил мороженое. От огорчения и обиды у него даже слёзы на глазах выступили. Но мороженое из лужи не вытащишь.
Рефлексия: Какие чувства испытывал этот мальчик?
Случалось ли с вами подобное?
Какое чувство вы испытывал?
Что вы делаете, когда оказывался в подобных ситуациях?
Как можно поступить ещё?
Ведущий: Да, иногда и у взрослых случаются ситуации, когда мы сталкивается с огорчением, таим обиды. Но на самом деле, это совсем не обязательно… Сейчас мы с вами поучимся, как можно по-другому выходить из таких ситуаций. Поможет нам в этом тот же мальчик.
Когда тот самый мальчик сидел в луже и пострел на своё мороженое, ему показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. И когда шарики улетели, они становились все меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. «Повезёт какой-нибудь собачке», - подумал мальчик и пошёл дальше.
Давайте попробуем сделать как этот мальчик. Вспомните, пожалуйста, когда вы чувствовали себя обиженными, расстроенными? Эти отрицательные эмоции можно надуть как шарик и отпустить, чтобы этот шарик улетел. Почувствуйте, как обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их: ух-ух-ух. Получилось? Не получилось? Давайте представим по-другому. Кому-то проще представить, что он берёт шарик (берем надувной шарик) и надувает его своей злостью или грустью и отпускает. Надуваем все вместе со мной. И отпускаем!
Рефлексия: Понравилось ли вам это упражнение?
Что вы узнали?
Чему вы научились?
Когда можно пользоваться таким способом?
Полезно ли долго злиться, обижаться?
Как быстрее прогнать злость?
Как вы сейчас себя чувствуете?
3. Все вместе
Цель: Сформировать чувство принадлежности к группе, сплочённости, доверия другим участниками.
Ведущий: Вы видите перед собой на полу небольшой остров (это может быть обруч, картон в форме острова и т. п.)
Давайте посмотрим, сколько человек может разместиться на этом острове. На самом деле, островок у нас очень небольшой, но. Наша с вами задача придумать, как разместиться на нём всем нам. Подумайте и обсудите, как это можно сделать, а потом приступайте к выполнению упражнения, старайтесь найти такое решение, которое устраивало бы всех (в это время звучит «Песенка друзей из м/ф «Бременские музыканты).
Рефлексия (обращение к каждому участнику) :
Справились с задачей? Как вам это удалось?
Расскажите, о ком Вы заботился в первую очередь – о себе или о товарищах?
Что Вы сделали для того, чтобы как можно больше человек поместилось на островке?
Что Вы сделали, чтобы самому поместиться на островке?
Что ещё можно было сделать?
Что Вам мешало выполнять задание?
Что можно было сделать ещё, чтобы уместились все?
Как можно было поступить иначе?
4. Тропинка доверия
Цель: Формирование социального доверия, коммуникативных навыков.
Ведущий: Это упражнение используется очень часто в различных науках и имеет различные цели. В нашем случае это игра на социальное доверие. Предлагают, разделиться на пары. Перед вами путь, путь сложный, с препятствиями. Один из вас наденет повязку на глаза, так, чтобы ничего не видеть, он будет ведомым. Второй будет ведущим. Ведущий должен провести по залу партнера так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Время от времени делайте остановку, чтобы незрячий мог потрогать различные вещи. Разговаривать при этом нельзя. Когда я позвоню в колокольчик вы поменяетесь местами (звучит музыка – шум леса).
Рефлексия: Как вы себя чувствовали, с завязанными глазами?
Знал ли Вы всё время где Вы? Что помогало в этом?
Понравилось, как действовал ведущий или нет?
Что Вам хотелось сделать, когда Вас вели за руку?
Какие были чувства?
Когда Вы были ведущим, Вы чувствовал ответственность за другого?
Когда было лучше: когда Вы вели, или когда Вас вели? Что было легче (труднее?
5. Удивительные картинки
Цель: Развитие эмпатии - умение чувствовать другого.
Вед: Сядьте, пожалуйста, в круг. Возьмите по листу бумаги и обозначьте своё имя с обратной стороны. Сейчас вы будете рисовать картинки. Перед началом задумайте, что хотите нарисовать, запомните свой замысел. Пока звучит музыка, вы рисуете, как только музыка закончится (можно по хлопку, передавайте свой рисунок соседу справа. Возьмите тот лист, который передаст вам сосед слева, и продолжите начатую им картинку, пока звучит музыка. (передают листы каждые 2 минуты пока каждый не получит лист, с которого начал рисовать).
Рефлексия: Что Вы задумал нарисовать?
То, что получилось, соответствует Вашему замыслу?
Нравится ли рисунок, который Вы получили?
Понравилось дорисовывать чужие рисунки?
Что легче – рисовать группой или одному?
6. Игра «Угадай настроение». Прощание
Цель: Научиться правильно определять эмоции.
На интерактивной доске появляются картинки, к которым необходимо подобрать пиктограммы. Картинки расположены таким образом, какие эмоции испытывали участники мастер-класса. Последняя картинка – «Прощание. До свидания»
Ведущий: На этой позитивной ноте мы прощаемся.
Может кто-то хочет поделиться эмоциями, полученными от этого мастер-класса?
Как вы думаете легко ли будет применить такие игры в образовательном процессе с детьми?
Может есть что добавить? Или у вас есть в собственной картотеке подобные игры? Поделитесь пожалуйста.