Людмила Чернова
Мастер-класс для педагогов «Технология «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: мотивация педагогов использовать в практике современную технологии «Ситуация».
Задачи:
- способствовать формированию знаний у участников мастер-класса о современной технологии «Ситуация»;
- стимулировать рост творческого потенциала участников мастер-класса;
- повысить профессиональное мастерство участников мастер-класса.
Ход мастер-класса
Слайд №1
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Технология „Ситуация“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2024
Добрый день уважаемые педагоги! Тема моего мастер-класса :
«Технология «Ситуация».
Образовательная программа нашего детского сада «Мы растём» разработана с учетом Комплексной образовательной программы «Мир открытий».
Одной из наиболее примечательных особенностей Программы является технология «Ситуация», которую применяют в своей работе с детьми наши педагоги и я.
Основным признаком любой технологии является этапность (шаги).
1. Введение в игровую ситуацию (мотивация)
2. Актуализация
3. Затруднение в игровой ситуации
4. Открытие детьми нового знания
5. Введение в систему знаний и повторение
6. Осмысление (итог)
Слайд №2
1. Введение в ситуацию (мотивация)
Цель: создание интересной мотивации к деятельности (постановка детской цели)
Требования:
интересная и увлекательная ситуация, включающая детей в игровую деятельность
обращение к личному жизненному опыту детей, который подходит по содержанию к детской цели всего занятия
создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность (ребёнок должен захотеть принять участие в игровой ситуации)
Вопрос: «НАДО?», «ХОТИТЕ?», «СМОЖЕТЕ?»
Слайд №3
2. Актуализация
Цель: выделение важных знаний и умений у детей, необходимых для открытия нового знания, т. е. важных для настоящего момента
Требования:
актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания
тренировка соответствующих мыслительных операций
Слайд №4
3. Затруднение в игровой ситуации
Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины
Требования:
моделирование проблемной ситуации затруднения в индивидуальной деятельности
создание ситуации для пробного действия
самостоятельная фиксация затруднения в речи
выявление и фиксирование в речи причины и места затруднения
Слайд №5
4. Открытие детьми нового знания
Цель:
формирование первичного опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин (организация подводящего или побуждающего диалога с детьми, направленного на открытие нового знания)
Требования:
выбор способа преодоления затруднения
выдвижение и обоснование своего предполагаемого выхода из затруднения
важно зафиксировать «новое знание» в речи
создание ситуации успеха
Слайд №6
5. Введение в систему знаний и повторение
Цель:
формирование умения детей самостоятельно применять усвоенные знания и способы действия для решения новых задач (проблем)
(закрепление нового знания в играх и упражнениях)
Требования:
создание ситуаций для выполнения самостоятельного задания на новое знание или новый способ действия
соответствие используемых игр и упражнений, в которых тренируется новое знание, придерживаясь общей сюжетной линии
учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка
соблюдение принципа мини-макса
организация ситуации успеха для каждого воспитанника, мотивирующая его к включению в дальнейшее освоение новых знаний
осуществление самопроверки или взаимопроверки
Слайд №7
6. Осмысление (итог)
Цель:
формирование первичного опыта детей по фиксации достижения цели и выявления условий, которые позволили её достичь (самооценка собственной познавательной деятельности)
Требования:
фиксирование детьми достижения «детской цели»
определение условий, которые позволили добиться этой цели
фиксация нового знания или способа действий в речи
определение выполнения взрослой цели
планирование дальнейших действий
создание ситуации успеха в совместной
деятельности, удовлетворения от хорошо
сделанного дела
Слайд №8
Ребёнок
Активный деятель,
«Открыватель» окружающего мира, самого себя как личности и других людей в этом мире
Воспитатель
Моделирует образовательные ситуации;
Отбирает способы и средства;
Создает развивающую образовательную среду;
Организует процесс детских «открытий».
Если ребенок говорит: «Хочу узнать!», «Хочу научиться!», «Как интересно!», значит, воспитателю удалось исполнить роль организатора.
Сейчас мы с вами проиграем технологию «Ситуация»
Мне нужно 5-6 человек. (Стулья по кругу. Воспитатели стоят в стороне.)
«Ситуация» в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» : «Вежливые слова»
Комментарии. Младшая группа. Вы, знаете каким словарным запасом обладают дети в младшей группе.
1. Введение в ситуацию (мотивация)
Ребята, посмотрите Петрушка, принёс разноцветные лепестки. Хотите узнать, зачем он их принёс?
Сегодня Петрушка собрался идти в гости к ребятам в соседнюю группу. Решил подарить подарок «Цветок вежливых слов». Собрать цветок ему нужно вот из этих разноцветных лепестков: каждый лепесток -вежливое слово. Но собрать цветок Петрушка не может, потому что не знает вежливых слов. Петрушка просит ему помочь.
Хотите помочь Петрушке? Сможете?
2. Актуализация знаний и умений
А вы, ребята, знаете вежливые слова?
Давайте вспомним
- утром рано приходя в детский сад
говорим мы громко всем…«здравствуйте»
-а когда уходим вечером домой
Говорим всем … «до свидания»
-если Танечка с утра пирожок тебе дала
Ты возьми и скажи (спасибо)
Когда ещё мы говорим спасибо? (после еды, снимаю одежду)
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель. «Здравствуйте»- так вы здороваетесь каждый день
А вы знаете, как подругому можно поздороваться?
Дети. Нет
Воспитатель. А как мы можем узнать?
Дети. Варианты ответов…
Воспитатель. Дети. Спросить у того кто знает. У кого?
Дети. У вас.
4. Открытие нового знания
Воспитатель: …. Доброе утро! Аня, Таня, как можно поздороваться?
Встретили друга можно сказать… Привет!
А друг ответит…. Здорово!
3. Затруднение в ситуации
Воспитатель: «До свидание»- так вы говорите воспитателю и детям, когда уходите домой.
А вы знаете, как по другому можно попращаться?
Дети. Нет
Воспитатель. А как мы можем узнать?
Дети. Варианты ответов…
Воспитатель. Дети. Спросить у того кто знает. У кого?
Дети. У вас.
4. Открытие нового знания
Воспитатель: До завтра! (дети повторяют)
До встречи! (дети повторяют)
Например, с другом попращаться-Пока! (дети повторяют)
5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребёнка и повторение
Воспитатель. Как вы думаете, теперь мы можем помочь Петрушке собрать «Цветок вежливых слов»?
Да.
Воспитатель. Сейчас я вас раздам по лепестку, каждый лепесток-вежливое слово. А вы будете по очереди говорить вежливое слово и прикладывать к серединке нашего будущего цветка. Только слова не повторяйте!
! Дети которые говорят совсем плохо могут повторять или отвечают на самые простые варианты)
Воспитатель. Как можно утром приветливо и вежливо поздороваться?
Дети… Здравствуйте, доброе утро, привет, здорово.
Воспитатель. Уходя из детского сада, как можно попрощаться?
Дети… До свидание, до завтра, пока…. (до встречи)
Воспитатель. Как мы благодарим, когда нас угостили?
Дети… Спасибо
Воспитатель. Петрушка, посмотри, какой у ребят получился «Цветок вежливых слов»!
6. Осмысление (итог, рефлексия
Воспитатель. Петрушка обрадовался и говорит вам «спасибо»! Он подарит цветок ребятам и расскажет им о вежливых словах. Петрушка спрашивает: а вы, ребята, кому расскажите о вежливых словах?
Дети: маме, папе, сестре, брату…
Воспитатель. Петрушка прощается с вами ребята «до свидания»!
Как можно с Петрушкой ещё попрощаться?
- Что вам больше всего понравилось?
- Кому мы сегодня помогли? (Петрушке)
- Какие вы у меня молодцы. Что помогли Петрушке узнать вежливые слова!
Таким образом, используя технологию «Ситуация», педагог создает условия, когда дети сами «открывают» новое для себя или приобретают опыт самостоятельного выполнения отдельных шагов открытий.
Он перестает просто выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом.
Хочу закончить словами:
«Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями» - Ж. -Ж. Руссо.
Список использованной литературы:
Л. Г. Петерсон Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие. – М. : Институт системно - деятельностной педагогики, 2012. -64 с.
Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий».// Научный руководитель Л. Г. Петерсон/ Под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. – М. : Цветной мир, 2012. – 240 с.
Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. Игралочка – ступеньки к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3 – М. : Ювента, 2014. – 208 с.