Наталья Шихова
Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
Цель: продемонстрировать использование технологии кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс „Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников“» размещена в разделах
1. Раскрыть значимость и актуальность технологии КРОССЕНС в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
2. Обогатить опыт педагогов эффективными методами и приемами, направленных на реализацию технологии «Кроссенс».
3. Вызвать интерес к использованию технологии «Кроссенс» в практику своей работы.
Планируемый результат: применение данной технологии участниками мастер-класса.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас и представить свой мастер-класс.
СЛАЙД 1.(ТИТУЛЬНИК)
Тема моего мастер-класса – «Технология кроссенс как средство развития предпосылок критического мышления старших дошкольников»
Скажите, знаком ли кто-то с этой технологией? Может кто-то уже использует в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…
С технологией кроссенс я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в группе. У ребят появился интерес.
СЛАЙД 2. Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)
СЛАЙД 3. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений : головоломки, загадки и ребуса.
- Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение.
СЛАЙД 4. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки)
СЛАЙД 5. - А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)
Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.
- А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?. В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.
СЛАЙД 6. Итак, представляю вашему вниманию кроссенс.
- Как видите, он размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу или просто «ответ», что находиться в центральном квадрате.
- Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки? (Сказки А. С. Пушкина.) ЩЕЛЧОК
- На слайде показана схема чтения этого кроссенса. Мы с ребятами назвали его «Солнышко». В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.
СЛАЙД 7. Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате? (ЩЕЛЧОК ЗОЖ.) Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…
СЛАЙД 8. Есть ещё два способа установления ассоциативных связей.
- Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Этот кроссенс мы назвали «Улитка».
- А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. Мы его так и назвали с ребятами «Крест». В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.
- Попробуем?
СЛАЙД 9. Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту. Центр закрыт картинкой «Почемучек» ПОЗНАКОМИТЬ!
- Итак, какая связь между елкой и новогодними игрушками?
-Что общего в следующих картинках? (нарядная елка и украшенный зал дет сада)
-Рассуждаем дальше. (украшенный зал дет и дети в новогодних костюмах)
Дальше… (Дети и Снегурочка.) Ускоряемся (Снегурочка и Дед Мороз)
-Дед Мороз и мешок?
- Мешок и подарки….
- А если читать кроссенс по кресту, тема кроссенса (Новый год) ЩЕЛЧОК
- В этом кроссенсе все картинки по данной теме. Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…
ЗА СТОЛОМ РАБОТА
- А сейчас я предлагаю поработать вам в группе над разгадкой следующего кроссенса. Выбрать любую схему. (Даётся схемы 3 шт., планшет с заданием ЛЕС, звучит музыка «Почемучки», идёт работа.)
- Вы готовы озвучить своё решение кроссенса?
-Было трудно?. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.
- Кроссенс может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.
СЛАЙД 10. Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем….
- Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
- Как вы думаете, на каких этапах можно использовать этот метод?
СЛАЙД 11. Эти этапы отображены на слайде.
- на стадии определения темы образовательной деятельности,
- для определения и постановки проблемы,
- для закрепления материала,
- как способ организации групповой работы,
- как творческая совместная работа родителей с детьми.
Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей…
И составлять, и разгадывать кроссенсы – одно удовольствие! Пробуйте.
-А для того, чтоб Вам захотелось быстрее использовать в работе со своими детьми для кого-то новую, для кого-то знакомую технология я с благодарностью делюсь с вами информационными буклетами.
СЛАЙД 12. - Благодарю вас за внимание, активность и желаю всем здоровья,
успехов и профессионального оптимизма!