МААМ-картинки

Мастер-класс «Создание предпосылок к самообразованию у дошкольников посредством формирования автодидактичной среды»

Бартоломе Анна
Мастер-класс «Создание предпосылок к самообразованию у дошкольников посредством формирования автодидактичной среды»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание образовательной среды в дошкольном учреждении, направленное на удовлетворение потребностей детей в самостоятельном получении опыта и знаний.

Задачи:

1. Рассмотреть образовательный потенциал пособий, направленных на саморазвитие детей.

2. Познакомить педагогов со спецификой создания автодидактичных материалов.

3. Сформировать алгоритм по эффективному использованию педагогами автодидактических пособий в дошкольном учреждении.

Публикация «Мастер-класс „Создание предпосылок к самообразованию у дошкольников посредством формирования автодидактичной среды“» размещена в разделах

Участники мастер-класса : педагоги дошкольных образовательных организаций.

Методы и приё мы: объяснение актуальности создания автодидактичной среды в ДОУ; демонстрация автодидактических материалов; моделирование деятельности по созданию педагогами автодидактических материалов.

Материалы и оборудование: Икт оборудование для демонстрации презентации, плотная бумага, счетные палочки, деревянные палочки (шпатели, цветные маркеры.

1. Теоретическая часть.

Автодидактика (от греч. autos - сам, и didasko - учу)самообучение.

В одной из задач, которую перед педагогами дошкольного учреждения ставит ФГОС, говорится о формировании у дошкольников инициативности, самостоятельности и ответственности, а также формирование предпосылок учебной деятельности (п. 1.6. п. 6). Создание в дошкольном учреждении автодидактичной среды способствует формированию стимула у воспитанников для внутреннего, самостоятельного развития, то есть с помощью данного материала мы формируем у детей мотивацию, а как следствие и инициативу для дальнейшего самообучения, так как оно играет важнейшую роль в формировании навыков, позволяющих самостоятельно добывать информацию, структурировать, представлять в удобной для себя форме и использовать её в практической деятельности. Взрослому человеку, или старшему школьнику легче приступить к поиску новых знаний, так как они мотивированы для этого. У ребенка дошкольного возраста это качество только формируется. Пик развития мотивационной сферы приходится на возраст от 4 до 6 лет. Поэтому важным фактором на пути к развитию мотивации у дошкольников для дальнейшего самообразования является возникшее желание прикоснуться к материалу, пособию, оно должно вызвать у ребенка интерес. Следующий шаг — поддержка. В нашем лице воспитанник должен видеть союзника. Пользуясь описанными принципами, каждый педагог может создавать автодидактические материалы по любой теме любого предмета для детей любого возраста. Также автодидактика может быть использована педагогами, вводящими элементы самостоятельной работы на фронтальном занятии, практикующими индивидуальный подход, экспериментирующими с применением творческих заданий и нестандартных решений. Автодидактические материалы — огромный ресурс для работы с детьми. Чтобы каждый педагог мог пользоваться ими активно, а также создавать свои материалы, пополняя образовательное пространство группы, мы с вами познакомимся с секретами их создания.

Прежде всего, хотелось бы остановиться на том, какие же признаки делают образовательный материал более «автодидактичным».

(показ презентации)

1. Автодидактичный материал должен решать определенную образовательную задачу.

2. Интересное действие. В идеале взаимодействие с материалом должно вызывать интерес и убирать дополнительные трудности. Важно при этом что не все трудности устранены. Какая-то трудность остается, соответственно остается необходимость её преодоления, как повод для образования.

3. Заложенный поведенческий сценарий, то есть автодидактический материал предполагает понятный способ взаимодействия воспитанника с данным материалом.

4. В материале заложена возможность самопроверки ребенком правильности своих действий (ответов) без необходимости спрашивать об этом взрослого.

2. Практическая часть

Коллеги, сегодня нам предстоит освоить алгоритм создания автодидактики для детей дошкольного возраста. Для этого вам будет предоставлен материал, который послужит для изготовления автодидактичных пособий. Это будут счетные палочки, деревянные палочки (шпатели, бумага и цветные маркеры.

Для предстоящей работы приглашаю коллег для участия в двух фокус-группах (4-6 человек). Первая фокус-группа будет создавать автодидактику с помощью счетных палочек, а вторая фокус-группа попробует создать автодидактичные материалы при помощи деревянных палочек (шпателей). Ваша задача создать автодидактичный материал, объяснить в какой образовательной области мы можем его использовать и какую развивающую задачу он помогает решить.

Фокус-группы начинают работать над автодидактичными материалами, а мы с вами попробуем разобраться какие из показанных на слайде пособий можно отнести к автодидактичным, а какие не соответствуют данному определению. Напомню о том, что автодидактичные пособия, это те, которые ребенок может использовать, а также контролировать правильность выполнения задания без помощи взрослого. Также, это пособие должно быть направлено на развитие, или же закрепление определенных знаний, умений в различных образовательных областях. Показ слайдов.

Я благодарю вас за продуктивное сотрудничество и спешу к нашим фокус- группам, так как у них уже готовы варианты автодидактичных пособий. Предлагаю начать с первой фокус-группы, у которой в распоряжении были счетные палочки. Прошу вас коллеги, представить нам материал, который у вас получился и объяснить в какой образовательной области его возможно применить и какую образовательную задачу он решает?

Теперь, предлагаю высказать свои идеи второй фокус-группе, в распоряжении которой были деревянные шпатели. Вопросы к вам такие же, в какой образовательной области реализуется, и какая образовательная задача решается при использовании данных пособий?

Большое спасибо за вашу работу, замечательные предложения! Я вас попрошу ответить на вопрос, с каким материалом легче было взаимодействовать и изобретать автодидактику? Со счетными палочками, или же с деревянными (шпателями? Почему?

А сейчас давайте совместно попробуем сгенерировать новые идеи на предмет, какую автодидактику можно создать из простого материала как деревянная палочка, но дополнив её совершенно разными предметами?

После показ слайдов с вариантами пособий.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Коллеги, сегодня мы с вами познакомились с алгоритмом изготовления автодидактического материала, на примере счетных и деревянных палочек, узнали о важности введения в образовательное пространство автодидактики, так как данный материал способствует зарождению мотивации на саморазвитие и именно в дошкольном возрасте происходит становление индивидуальной мотивационной сферы у детей.

В завершение нашего мастер-класса мне бы хотелось узнать ваше мнение, насколько данная информация была для вас полезна. Сейчас на слайде вы увидите QR-код, при его сканировании вам откроется опрос, состоящий из трё х вопросов:

1. Какой опыт вы получили при знакомстве с автодидактичными материалами?

Положительный/отрицательный/затрудняюсь ответить

2. Какая функция на ваш взгляд делает автодидактику более продуктивной? использование данного материала возможно без участия педагога/

данный материал даёт предпосылки к саморазвитию, самообразованию/ оба варианта.

3. Может ли что-нибудь повлиять на внедрение в развивающую, образовательную среду автодидактичных материалов?

Да/нет/затрудняюсь ответить

Коллеги, благодарю вас за внимание и совместную работу.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Мастер-класс «Создание предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр»Мастер-класс «Создание предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр» Мастер-класс «Создание предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр» часть 1 «Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений,.

Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования»Фотоотчет по самообразованию «Развитие творческих способностей дошкольников посредством правополушарного рисования» Цель: раскрыть творческий потенциал детей с помощью техники правополушарного рисования. Такое приоритетное направление в своей деятельности.

Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии»Консультация «Создание условий для формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников через здоровьесберегающие технологии» Консультация предназначена для воспитателей ДОУ. Цель консультации:Повышение педагогической компетентности воспитателей по сохранению и.

Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis»Мастер-класс для педагогов «Развитие предпосылок инженерного мышления у дошкольников с помощью конструктора Cuboro Basis» Выполнила: Непокрытова И. А. Цель: повышения профессионального мастерства и обучения педагогов теоретическим и практическим аспектам применения.

Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников»Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Проект по трудовому воспитанию «Создание игровых ситуаций для формирования трудовых навыков младших дошкольников» Актуальность темы. Маленькие.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотностиСоздание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

Проект «Создание развивающей среды по сенсорному развитию младших дошкольников»Проект «Создание развивающей среды по сенсорному развитию младших дошкольников» Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания. Цель: развитие сенсорных способностей детей через дидактические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Создание предпосылок к самообразованию у дошкольников посредством формирования автодидактичной среды»
Опубликовано: 18 декабря 2023 в 12:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Создание предпосылок к самообразованию у дошкольников посредством формирования автодидактичной среды»» (включая файлы) размещена пользователем Бартоломе Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД