Ольга Ховалкина
Мастер-класс для воспитателей «Составление мнемотаблиц с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс :
«Составление мнемотаблиц с детьми»
/для воспитателей/
Выполнила: Ховалкина О. В.
воспитатель МБДОУ «Детский сад №210
Барнаул, 2023
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным
ему пяти словам- он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский.
Цель: Ознакомление и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Задачи:
1. Раскрыть понятия «Мнемотехника», «Мнемоквадрат», «Мнемодорожка», «Мнемотаблица».
2. Познакомить с этапами работы и показать различные варианты составления и использования мнемотехники с детьми.
Ход мастер-класса :
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс : "Составление мнемотаблиц с детьми". Хочу познакомить вас с этапами работы и показать этапы работы по составлению «мнемотаблиц». Вы познакомитесь с такими понятиями, как «мнемоквадрат», ,«мнемодорожка», «мнемотаблица».
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить новые слова, предложения, стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников.
Владение родным языком – это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошей связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен.
Наглядность – один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие – это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса.
В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание. Успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое
мышление.
Поэтому передо мной встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.
Приёмы мнемотехники облегчают запоминание информации у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно.
А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
Мнемотехника - (от греч. mnemonikon – искусство запоминания)- система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание. Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные изображения, т. к. формируются сенсорные эталоны и у детей остаются в памяти отдельные образы (солнце – жёлтое, елка - зеленая, ягода – красная).
Суть заключается в следующем: сначала предлагаем ребенку придумать и зарисовать для одного слова простую картинку (изображение). На первом этапе берем знакомые слова, чтобы ребенок понял принцип работы. Затем незнакомое слово, объясняем его значение и предлагаем ребенку его схематично изобразить. Если ребенок затрудняется, то педагог делает это сам.
Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. Не связанные, на первый взгляд, изображения соединены одним сюжетом. Каждая картинка несет визуальную и слуховую информацию. В изображение может быть зашифровано одно слово, словосочетание, или простое предложение.
Сначало ребенку предлагают на выбор два- три мнемоквадрата, составленные ранее, и по ним ребенок составляет предложение. Далее наоборот, ребенку озвучивают простое предложение и он рисует к нему мнемодорожку.
Мнемотаблица – это схема, состоящая из последовательно расположенных изображений – символов, в которых зашифровано содержание текстов. На каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, вся информация зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит.
Сейчас я предлагаю вам составить мнемоквадраты (совет, душа, свет).
Теперь составим мнемодорожки : суметь понять и дать совет, уметь отдать души свой свет.
И в итоге составим мнемотаблицу к стихотворению :
Ты-Педагог!
автор: Елена Михайлова-Самара
Суметь понять и дать совет,
Уметь отдать души свой свет,
Для каждого найти добро,
Чтоб в сердце прижилось оно,
Не важно, сколько пройдено дорог,
Нашел свою! Ты-Педагог!
Пока вы готовите свои мнемотаблицы, расскажу, где еще и как я использую их в работе с детьми.
Например, при загадывании загадок, ребенок с помощью картинок сам прочитывает загадку, а потом отгадывает ее.
Также можно выучить и поговорки, используя набор картинок последовательно расположенных друг за другом (мнемодорожка, ребенок сам читает ее.
А теперь вернемся к нашему стихотворению.
Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст (читают стихотворения). Хотелось бы отметить, что детям очень нравиться рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.
Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки (так же, как Вы сами писали шпаргалки). Верно?
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме развивать связную речь, разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!
Я думаю, что все приемы с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми Это очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание!