Наталья Заднипровская
Опыт работы с родителями. Мастер-класс «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная игрушка
Наталья Заднипровская
Из опыта работы
Мастер-класс для родителей
Публикация «Опыт работы с родителями, Мастер-класс „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народная кукла — огромный пласт нашей истории. Куклы сопровождали наших предков от рождения до самой смерти. Они принимали участие во всех важнейших этапах жизни человека. У славянских народов было большое многообразие кукол. Они хранились в сундуках и передавались в день свадьбы. В большинстве случаев кукла - это образ женщины - богини. В каждой области свои куклы, как и свои костюмы, песни. Их десятки, если не сотни. Кукол делали на рождение ребёнка, на начало покосных работ, они помогали в домашних делах и ремёслах, охраняли сон и берегли здоровье хозяев. Есть свадебные игрушки, которыми благословляли молодых, были и просто обыкновенные игровые куклы, с которыми играли дети.
Самая распространенная игровая кукла - "стригушка". Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребёнка и чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребёнок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребёнок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
Кукла - подружка и советчица юной девочки в сердечных делах и житейских, оберегает сердце от тоски. С ней разговаривали, к ней обращались в трудные моменты, делились радостью. Только в разговоре с куклой, взрослеющая девочка оказывалась равна самой себе, только ей она могла раскрыть свою душу.
Традиционная тряпичная русская кукла была "безликой", что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. Преимуществом такой куклы было её быстрое изготовление, она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла, считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
Первую лялю мама мастерила младенцу, едва почувствовав, что ждёт малыша. Тряпичная кукла-закрутка (вепсская кукла) изготавливалась только за счет связывания-скручивания. И сопровождала кроху весь первый год: висела над колыбелькой, оберегая от сглаза, забавляя и тренируя маленькие пальчики. Пока не «уходила» (изнашивалась).
Кукла-веничек гасила семейные ссоры: стоило женщине, открыв двери настежь вымести ею «сор» из избы, «погода» в доме налаживалась.
Кукла-собеседница помогала молодой жене адаптироваться в новом доме (её обязательно давали в приданное) : ей всегда можно было выплакаться, если что-то не ладилось с мужем или со свекровью.
Зернушка (Крупеничка) - это древняя насыпная обрядовая игрушка, которая имеет глубокий символический смысл. Родом из южных областей России. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество или на праздники, связанные с урожаем. Кукла обязательно наполнялась зерном (гречиха, пшеница или зерно разных сортов, чтобы урожай был на все культуры). Первоначально Крупеничка хранила редкие семена урожая—гречиху, но потом стали использовать пшено, горох, пшеницу и появились Зерновушки и Горошинки. При посеве первые горсти брали из этой куклы, а после уборки урожая ее заполняли новой крупой. Т. к. урожай даёт земля, то и образ куклы женский. Материал для игрушки—лен или хлопок.
Существует ещё большое количество самых разных народных игрушек.
Сегодня я предлагаю вам научиться делать народную куклу Отдарок- на -подарок. Раньше дети с малых лет умели делать такую куколку и дарили её родителям, родственникам или гостям в ответ на подарки, в знак благодарности за заботу.
Для изготовления куколки нужен прямоугольный кусочек ткани, узкий кусочек ткани и нитки для того, чтобы смастерить голову и какой нибудь наполнитель. Я взяла современный-халлофайбер. И так, начинаем!
1. Узкий кусочек надо скатать и положить в центр прямоугольного лоскутка.
2. Завернуть прямоугольник и перевязать длинной ниткой вкладыш. Получилась голова куколки. Нужно постараться, чтобы на голове было как можно меньше складок.
3. Затем той же ниткой формируем ручки, а затем под ними перевязываем пояс куколки.
4. После обматываем крест-накрест по груди и спинке куклы и ещё 2 витка на поясе, завязываем.
Вот и получился Отдарок- на –подарок.
По мнению психологов, народная кукла игрушка – лучшее, что можно предложить ребёнку, потому что:
• Натуральные материалы не только экологичны, но и дают малышу правдивую информацию о мире: например, большой деревянный кубик по-тяжелее, в отличие от своего пластмассового собрата. Ощущая разные фактуры природных материалов (дерева, глины, ткани, малыш познаёт мир целостно и гармонично.
• Игрушка «слушается» ребёнка (а не живёт «своей жизнью», как хитроумный робот или запрограммированная кукла, что позволяет малышу самостоятельно задавать правила игры и развивать творческое воображение. Особенно полезны куклы без лица – они оставляют ребё нку максимальный простор для фантазии: кукле можно «присвоить» любые эмоции, в зависимости от настроения ребёнка!
Самодельная игрушка побуждает малыша к действиям – у ребёнка возникает желание шить и вязать для неё, обустраивать её «место жительства»… Причём хочется делать это самому, а не покупать! А изготовление чего-либо своими руками, в свою очередь, позволяет ощутить радость открытия, узнавания, результата: «Я это сделал сам!»
Мастерите вместе с детьми! Будем растить созидателей!