Зверева Ирина Анатольевна
Конспект занятия «Роспись дымковской барышни»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Роспись дымковской барышни»
Цель: знакомство с историей дымковского промысла, с технологией выполнения росписи народной глиняной игрушки.
Задачи:
- познакомить с декоративно – прикладным искусством – дымковской игрушкой;
- сформировать умение выполнять элементы дымковской росписи, используя разнообразные приемы работы кистью, тычком;
- развивать воображение, художественный вкус, чувство ритма, цвета, творческие способности;
- вызвать интерес и уважение к народным промыслам России, дать возможность почувствовать себя народными мастерами.
Оборудование для воспитанников: образцы дымковской игрушки - барышни, кормилицы, животные, птицы; таблица с элементами дымковской росписи, альбомный лист (для каждого, заготовки дымковской игрушки (барышни, наборы красок акварель, емкость для воды, салфетки, подставки, кисти.
Ход
(На столе приготовлена дымковская игрушка)
Сегодня мы поговорим об игрушках, но не обычных, а о народных игрушках, о дымковской игрушки. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов.
Мир дымковской игрушки - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц.
Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке «Свистунья». Почему свистунья? Первоначально дымковская игрушка была свистулькой. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготавливаемой на продажу. Из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства.
Рассматривание таблицы «Элементы дымковской росписи».
- Посмотрите, как красив дымковский узор.
Какие элементы узора повторяются? (круги большие и маленькие, полоски, клеточки, овалы, кольца, точки, волнистые линии).
- Яркая и своеобразная роспись представляет собой крупный геометрический узор, сочетающий с гладкоокрашенными частями (например, рукава кофты игрушки - показываю барышню и рассматриваем узор). Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особенный смысл:
круги – означали солнце, волнистые линии – небо, маленькие кружочки – семена,круг с серединкой – звездочкой – солнце.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилища, детей, их поля.
Орнамент- это узор, основанный на повторе и чередовании состоящих его элементов, предназначен для украшения различных предметов быта, одежды, обуви…
Тычок – самый простой из приемов народных росписей, а поэтому нанести рисунок с его помощью смогут даже те, кто не умеет рисовать. В качестве тычка можно использовать ватную гигиеническую палочку, а также можно использовать обратную сторону кисточки.
Узоры рисуются сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом - так рисуют народные мастера. Прямая линия наносится концом кисточки вертикально, точки – горошины узор наносится тычком.
Практическая работа.
Начинают роспись с крупных цветовых пятен. Раскрашиваем кофту барышни в синий цвет.
Потом кокошник в красный цвет.
Если темные и светлые цвета расположены рядом, то начинайте со светлого.. Кистью работайте свободно, поворачивая лист в разные направления.
Тонкие и темные точки наносят в последнюю очередь. Закрашиваем волосы в темный цвет.
Не забывайте оставлять белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Обводим желтые тычки красными кругами.
Легкими мазками делаем зеленые листочки.
Напоминаю, что основной композиционный прием - ритмичное повторение и чередование элементов.