Десятова Наталья Викторовна
Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»
Цель проведения мастер-класса : обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.
Форма проведения мастер-класса : практикоориентированное занятие (15-20 минут).
Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.
Публикация «Мастер-класс „Рефлексивные техники в ДОУ“» размещена в разделах
Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.
1. Приветствие.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада вас видеть сегодня, друзья.
Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ,
Детей вы любите? Да или нет? (да)
Чтоб деткам своим во всем помогать
Вы новое что-то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет
Мы скучные лекции слушаем? (нет)
Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда Вас прошу мне во всем помогать,
Приветствие кончилось, можно начать.
Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер- класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.
2. Актуализация мастер-класса.
Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.
Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.
Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.
Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.
В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии :
физическую (успел – не успел)
сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:
рефлексия настроения и эмоционального состояния
рефлексия деятельности
рефлексия содержания учебного материала
Выделяют вербальные техники эмоционального состояния.
1. «По выбору».
Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.
2. «Оценка».
Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.
3. «Если бы я был…»
Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»
• исправил…
• сделал…
• добавил
• похвалил
4. «Свободный микрофон».
Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.
Другой вид оценки эмоционального состояния - использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее.
С детьми младшего дошкольного возраста, а также на начальном этапе рекомендуется использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, можно использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов; солнце - лучики желтые и синие; цветок -лепестки, эмоции в стаканчиках, бабочки, цветочки)
«Пантомима»
Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.
«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)
Две стеклянные/пластиковые банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»). Дети бросают фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.
Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:
радостный,
улыбающийся,
задумчивый/грустный,
слезливый,
сердитый.
(елочка с игрушками, веер смайликов)
«Сказочное дерево»
Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;
Цветок – довольно неплохо;
Зелёный листик – не совсем удовлетворён;
Жёлтый листик – неудовлетворённость.
«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)
Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая свою деятельность или деятельность другого ребенка (детей).
Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. Активно используются «Рефлексивные экраны».
(светофор, животные, дом 3-х этажный)
«Чемпион».
Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, человечек по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!
паровозик
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.
Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:
1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);
2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;
3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;
4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.
Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.
3. Рефлексия.
Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю в интересной форме провести рефлексию мастер-класса.
Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет листьев, они лежат отдельно.
Участник мастер-класса выбирает карточку, читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу и выбирает цвет листка, он указан в скобках. Выбранный листок прикрепляет к дереву.
Примерные вопросы и варианты ответов.
1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?
* Презентация опыта работы педагога. (желтый)
* Сам творческий процесс. (красный)
*Мне было не интересно. (коричневый)
2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?
*Педагог с увлечением подготовил мастер-класс. (желтый)
*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше. (красный)
*Много было ненужной информации. (коричневый)
3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?
*Да, она актуальна, помогает пополнить багаж знаний. (желтый)
*Я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.
(красный)
*Она не актуальна. (коричневый)
4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?
*Я в восторге. (желтый)
*Я в диком восторге. (красный)
*Скука смертная. (коричневый)
5. Что вы пожелаете педагогу?
*Встречаться почаще на мастер-классах. (желтый)
*Меньше теории, больше практики. (красный)
*Не высовываться. (коричневый)
6. Какое мнение выберете для мастер-класса?
* Мастер-класс прошел плодотворно. (желтый)
*Я давно использую эту технологию. (красный)
*Использование данной технологии с дошкольниками считаю неуместным. (коричневый)
7. Будете ли вы применять эту технологию в своей работе?
*Охотно буду применять. (желтый)
*Затрудняюсь ответить. (красный)
* Ни за что на свете. (коричневый)
8. Насколько вам понятна технология?
*Все понятно. (желтый)
*Затрудняюсь ответить. (красный)
*Не буду использовать в своей работе. (коричневый)
9. Реально ли вам использовать представленную технологию на своих занятиях?
*Да, я начну использовать. (желтый)
*Я подумаю. (красный)
*Ни в коем случае. (коричневый)
10. Выберите крылатое выражение, которое подходит для данного мастер-класса :
*Учась, узнаешь как мало ты знаешь. (желтый)
*Повторение - мать учения. (красный)
*Тяжела ты, шапка Мономаха. (коричневый)
11. Все ли было понятно?
*Тема раскрыта, все понятно. (желтый)
*Остались вопросы. (красный)
*Не удалось разобраться в теме. (коричневый)