Лучший педагог года

Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

Десятова Наталья Викторовна
Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»

Цель проведения мастер-класса : обобщение и распространение педагогического опыта, совершенствование методического мастерства.

Форма проведения мастер-класса : практикоориентированное занятие (15-20 минут).

Содержание деятельности: краткий обзор теоретической информации по теме (содержание и компоненты рефлексии, виды рефлексии) и практическая часть по освоению некоторых современных приемов рефлексии.

Публикация «Мастер-класс „Рефлексивные техники в ДОУ“» размещена в разделах

Ожидаемый результат: практика по освоению рефлексивных технологий, актуальные педагогические и методические знания и умения.

1. Приветствие.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Я рада вас видеть сегодня, друзья.

Прошу отвечать громко «Нет» или «Да».

Едва не замерзли в дороге, в пути,

Но все равно на мастер-класс вы пришли? (да)

Хочу я услышать ваш честный ответ,

Детей вы любите? Да или нет? (да)

Чтоб деткам своим во всем помогать

Вы новое что-то хотите узнать? (да)

Кошмар этот помним с студенческих лет

Мы скучные лекции слушаем? (нет)

Чтоб дух мастер-класса нам сохранить,

Вам нужно в работе активными быть? (да)

Тогда Вас прошу мне во всем помогать,

Приветствие кончилось, можно начать.

Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер- класс «Использование рефлексивных техник в ДОУ» даст вам интересную информацию и будет полезен в вашей работе.

2. Актуализация мастер-класса.

Одним из требований, предъявляемых сегодня к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, является демонстрация педагогом профессионально правильного и грамотного окончания занятия, то есть применение им способов и приёмов рефлексивной оценки.

Поэтому использование рефлексии является важнейшей составляющей современных образовательных технологий. В словарях приводится следующие толкования.

Рефлексия – обращение назад, размышление о своем внутреннем, размышление, самообладание, познание. В современной педагогической науке этот термин трактуется как самоанализ деятельности и её результатов.

Работая в дошкольном образовательном учреждении, каждый педагог ежедневно сталкивается с этим психологическим понятием. Закончилась образовательная деятельность, коллективно-творческое дело, праздничная программа, тематический день или неделя. Как он прошел? С каким настроением вышел ребенок. Что узнал нового? Самый популярный итоговый вопрос педагогов: «Понравилось ли вам дети?». Кто-то ответит «да», кто-то «нет», а некоторые просто промолчат. Промолчат по разным причинам. Одни, чтобы их не осудили за мнение, которое отличается от мнения большинства группы. Другие, просто стесняясь высказаться. А ведь задача педагога узнать мнение каждого ребенка. Рефлексия собственных ценностей и ожиданий, рефлексия способа действия и его следствий – очень важный момент при обучении детей приемам эффективной деятельности.

В теоретической литературе выделяется несколько классификаций рефлексии :

физическую (успел – не успел)

сенсорную ( самочувствие: комфортно — дискомфортно)

интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)

духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Второй вид классификации, на наш взгляд, наиболее приемлем для использования в практике дошкольного образования:

рефлексия настроения и эмоционального состояния

рефлексия деятельности

рефлексия содержания учебного материала

Выделяют вербальные техники эмоционального состояния.

1. «По выбору».

Дети становятся в круг. Они перебрасывают мяч (как в игре «Съедобное-несъедобное», предоставляя тем самым возможность высказаться каждому участнику.

2. «Оценка».

Каждому ребенку предлагается подумать о прошедшем дне. Затем ладошкой поставить оценку по пятибалльной системе. Педагог выборочно спрашивает ребят, почему они поставили именно такую оценку.

3. «Если бы я был…»

Ребятам задается такой вопрос: «Если бы я был волшебником, то сегодня я бы…»

• исправил…

• сделал…

• добавил

• похвалил

4. «Свободный микрофон».

Любой ребенок по желанию может высказаться о проведенном мероприятии, занятии, держа в руках микрофон.

Другой вид оценки эмоционального состояния - использование невербальных техник. Здесь каждый ребенок не стесняясь мнения коллектива, и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Главное, что невербальные техники проводятся намного быстрее, красочнее, показательнее.

С детьми младшего дошкольного возраста, а также на начальном этапе рекомендуется использовать рефлексию настроения и эмоционального состояния. Учитывая специфику возраста, можно использовать разнообразный наглядный материал (маркеры настроения) : смайлики настроений (двух видов, звёздочки (цветочки, флажки) двух разных цветов; солнце - лучики желтые и синие; цветок -лепестки, эмоции в стаканчиках, бабочки, цветочки)

«Пантомима»

Детям предлагается с помощью пантомимы показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.

«Банки с вареньем» (можно применять при проведении викторин, конкурсов)

Две стеклянные/пластиковые банки, на одной надпись «Я справился!» или знак «+», на другой – «Я не справился» (знак «–»). Дети бросают фишки-ягодки в разные банки в зависимости от результатов.

Когда дети освоят два эмоциональных маркера (положительный и отрицательный) их спектр расширяется. К старшему дошкольному возраста таких маркеров может быть уже четыре или пять:

радостный,

улыбающийся,

задумчивый/грустный,

слезливый,

сердитый.

(елочка с игрушками, веер смайликов)

«Сказочное дерево»

Дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён;

Жёлтый листик – неудовлетворённость.

«Мишень» (рефлексия работы в паре, малой группе)

Дети на доске заполняют «рефлексивную мишень», оценивая свою деятельность или деятельность другого ребенка (детей).

Рефлексию в конце занятия можно проводить исходя из темы занятия. Активно используются «Рефлексивные экраны».

(светофор, животные, дом 3-х этажный)

«Чемпион».

Изображение пьедестала 1-е,2-е,3-е места, человечек по кол-ву детей. Если вам сегодня было интересно, и вы со всем справились, то можете приклеить своего человечка на первое место, он молодец и одержал победу. Если вам было интересно, но не всё получалось легко, то приклейте вашего человечка на вторую ступеньку, он будет еще учится. А если вам сегодня было не очень интересно, вы испытывали трудности при выполнении заданий, то приклейте вашего человечка на третье место, не расстраивайтесь, ведь у вас обязательно всё получится в следующий раз!

паровозик

Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Для того чтобы развить у ребё нка навыки самоконтроля и самооценки педагогу необходимо:

1) использовать в практике всё многообразие форм рефлексии (словесные, рефлексивные экраны, маркеры и т. д.);

2) продумывать завершение каждой образовательной ситуации (занятия, организуемой с детьми с использованием методов и приёмов рефлексии;

3) учитывать индивидуальные и личностные особенности детей своей возрастной группы;

4) знакомить родителей (законных представителей) со способами развития рефлексивного контроля, как необходимого качества успешного обучения в школе.

Таким образом, систематическая и грамотная организация воспитателем рефлексивной деятельности с детьми разного дошкольного возраста – это подготовка к сознательной внутренней рефлексии как очень важному качеству современной личности, в конечном итоге способствующей формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

Примеров проведения рефлексии очень много, все зависит от конкретной ситуации.

3. Рефлексия.

Вам, уважаемые коллеги, я предлагаю в интересной форме провести рефлексию мастер-класса.

Перед вами находится «Дерево успеха». На нем пока нет листьев, они лежат отдельно.

Участник мастер-класса выбирает карточку, читает вопрос и варианты ответов. Выбирает тот ответ, который, по его мнению, наиболее подходит к вопросу и выбирает цвет листка, он указан в скобках. Выбранный листок прикрепляет к дереву.

Примерные вопросы и варианты ответов.

1. Что мне понравилось в работе мастер-класса?

* Презентация опыта работы педагога. (желтый)

* Сам творческий процесс. (красный)

*Мне было не интересно. (коричневый)

2. Как вы оцениваете работу мастер-класса?

*Педагог с увлечением подготовил мастер-класс. (желтый)

*Свой мастер-класс я подготовила бы лучше. (красный)

*Много было ненужной информации. (коричневый)

3. Такая форма общения как мастер-класс актуальна в наше время?

*Да, она актуальна, помогает пополнить багаж знаний. (желтый)

*Я взяла в свою педагогическую копилку некоторые моменты мастер-класса.

(красный)

*Она не актуальна. (коричневый)

4. С какими чувствами вы уходите с мастер-класса?

*Я в восторге. (желтый)

*Я в диком восторге. (красный)

*Скука смертная. (коричневый)

5. Что вы пожелаете педагогу?

*Встречаться почаще на мастер-классах. (желтый)

*Меньше теории, больше практики. (красный)

*Не высовываться. (коричневый)

6. Какое мнение выберете для мастер-класса?

* Мастер-класс прошел плодотворно. (желтый)

*Я давно использую эту технологию. (красный)

*Использование данной технологии с дошкольниками считаю неуместным. (коричневый)

7. Будете ли вы применять эту технологию в своей работе?

*Охотно буду применять. (желтый)

*Затрудняюсь ответить. (красный)

* Ни за что на свете. (коричневый)

8. Насколько вам понятна технология?

*Все понятно. (желтый)

*Затрудняюсь ответить. (красный)

*Не буду использовать в своей работе. (коричневый)

9. Реально ли вам использовать представленную технологию на своих занятиях?

*Да, я начну использовать. (желтый)

*Я подумаю. (красный)

*Ни в коем случае. (коричневый)

10. Выберите крылатое выражение, которое подходит для данного мастер-класса :

*Учась, узнаешь как мало ты знаешь. (желтый)

*Повторение - мать учения. (красный)

*Тяжела ты, шапка Мономаха. (коричневый)

11. Все ли было понятно?

*Тема раскрыта, все понятно. (желтый)

*Остались вопросы. (красный)

*Не удалось разобраться в теме. (коричневый)

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Использование техники «Пуантилизм»Мастер-класс для педагогов «Использование техники «Пуантилизм» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Начать своё выступление хочу со слов Василия Александровича Сухомлинского «…Детский рисунок, процесс рисования.

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Цель: Познакомить.

«Нетрадиционные техники рисования». Мастер-класс для педагогов Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 39 «Золотой ключик» п. Новошахтинский Михайловского.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования»Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» в ДОУ Цель: Познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи: Развить интерес к изобразительной деятельности с использованием.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Цель: Повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных.

Мастер–класс для родителей с использованием техники рисованияМастер–класс для родителей с использованием техники рисования Цель: создание материальной базы для оснащения творческой мастерской по нетрадиционной технике рисования. Задачи: 1. Создать образцы рисунков.

Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Ручеек» с. Тенгинка муниципального образования Туапсинский.

Мастер-класс для воспитателей по теме «Нетрадиционные техники рисования» Мастер-класс по теме: «Нетрадиционные техники рисования» Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер-класса «Нетрадиционные техники.

Мастер-класс по теме «Нетрадиционные техники в рисовании» Слайд 1. Добрый день, уважаемые члены жюри и участники конкурса. Меня зовут Наталья Вячеславовна. И я предлагаю вам познакомиться поближе.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 20:29
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Рефлексивные техники в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Десятова Наталья Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД