Татьяна Нещерет
Создание условий для детей с ОВЗ по формированию понятий величины и формы предметов
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.
Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Педагоги и психологи отмечают зависимость динамики развития дошкольника от внешних воздействий. В этом возрасте дети отличаются повышенным уровнем реагирования и обостренной восприимчивостью к внешним проявлениям. Педагогическое воздействие должно строиться с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Если педагог учитывает эти особенности, тогда ребенок включается в учебную деятельность и это будет способствовать формированию у него старательности, трудолюбия, активности. В противном случае отклонения в психическом развитии усугубляются, возникнут сложности, которые компенсировать будет сложно. Практика показывает, что математика как учебное содержание часто превращается в тот «барьер», который сложно cамостоятельно преодолеть ребенку. Постоянные неудачи рождают неуверенность в себе, боязнь предмета, потерю самоуважения. Все это ребенок может пытаться компенсировать полным неприятием предмета.
Публикация «Создание условий для детей с ОВЗ по формированию понятий величины и формы предметов» размещена в разделах
Математическое развитие является мощным инструментом:
– для сенсорного развития (ориентировка в цвете, форме, величине предметов, группировка множеств предметов по заданным признакам и др.);
– для познавательного развития (умение анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и закономерности и др.);
– развития речи (формирование навыков построения развернутых высказываний, логико-грамматических конструкций;
– подготовки к школьному обучению (формирование школьно-значимых функций: произвольной регуляции действий и поведения, навыков работы по образцу, по словесной инструкции, синхронизации работы в коллективе и др.)
Математические представления формируются по следующим разделам:
– развитие и совершенствование сенсорных представлений;
– формирование представлений о форме и размере предметов; о геометрической форме;
– формирование представлений о множестве;
– обучение сравнению совокупностей предметов;
– обучение сравнению по величине;
– развитие пространственных и временных представлений;
– формирование количественных представлений и отношений;
– обучение счету в пределах 10-ти;
– формирование счетных операций (в пределах 10-ти);
– формирование навыков решения элементарных арифметических задач на нахождение суммы и остатка.
Помимо основных образовательных задач на образовательной деятельности по ФЭМП у детей формируют познавательную активность, развивают важнейшие мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщении. Формируют и развивают способность конструировать из геометрических фигур, палочек и другого материала, развивают воображение.
Важнейшей задачей является развитие речи: развитие умений задавать вопросы и отвечать на них; сопровождение собственных действий речью; расширение и уточнение словаря; тренировка в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже и т. д.
Коррекция и компенсация недостатков развития ребенка происходит в процессе усвоения необходимых знаний, умений и навыков по математике, а не только в процессе отдельно проводимых коррекционно-развивающих ОД, но и в режимных моментах, на прогулке, в играх, так, же этому должна способствовать предметно – пространственная среды группы ежедневно окружающая ребенка.
Математическая подготовка детей имеет практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями. Формирование представлений и понятий о величине и форме является пропедевтическим периодом и формировании дочисловых количественных представлений и создание предпосылок для развития представлений о числе и счете. Поясним этот момент.
Проводимая работа по усвоению понятий о величине и форме помогает детям научиться уверенно, выделять и называть свойства предметов. Например, понятия «длинный», «короткий» и группировка их по признакам помогает детям понимать, что некоторые предметы могут быть более длинными или менее длинными, то существуют длинные и короткие пути, длинные и короткие промежутки времени и т. д. Сравнивая предметы друг с другом, дети учатся выстраивать их в упорядоченной последовательности. Такой ряд, построенный по какому – либо определенному признаку (например, длины, ширины, величины, толщины) и по определенному правилу (например, от длинного к короткому, от большому к маленькому, называют сериацией по признаку качества. Сериация является одной из предпосылок для формирования понятия о числе, а именно для образования понятия о порядковом числительном, о числе и счете. В дальнейшем на уровне чисел эти отношения выражаются так: 3 больше чем2; 2 больше чем 1, и наоборот.
Основная форма работы по формированию понятий и представлений о величине и форме должна строится с учетом как общедидактических, так и методических, коррекционных принципов: частая смена видов деятельности, большое количество повторений на разнообразном материале, перенос усвоенных знаний в новые условия, игровой характер обучения, организация предметно – практической деятельности каждого ребенка.
Поскольку дошкольники с ЗПР отстают от своих сверстников по уровню развития элементарных математических знаний и умений, необходим пропедевтический период. Его основная задача – восполнение пробелов в математическом развитии детей, накопление опыта действий с предметами. Действуя с разнообразными предметами, дети учатся выделять их свойства (форму, размер и т. п., группируют их по определенным признакам. Выкладывая предметы, сначала по наглядному показу педагога, а затем по словесной инструкции, они выделяют существенные и несущественные признаки, сравнивают и уравнивают группы предметов, располагают их в определенной последовательности.
Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект (фигуру, число, выявление его свойств, признаков (величина, форма).
2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.
3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами.
4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону, штриховка, черчение.
5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т. д.
6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями (подготовка к работе с книгой, учебником).
Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.
Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к ОД следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе связанных с активным движением детей : ходьбой, бегом, хлопкам и т. д. Игровая форма заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.
Главным условием является то, чтобы повторение заданий происходило в новых ситуациях при смене наглядного материала, варьировании приемов работы, развивающая предметно-пространственная среда группы и кабинета дефектолога Это необходимо для того, чтобы у детей не пропал интерес к занятиям, а их знания и умения становились более прочными и обобщенными.
Ввиду особенностей психического развития детей с ЗПР обучение носит наглядно – практический характер, т. е. ребенок усваивает, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.
В процессе формирования важно активно подключать ребенка как важнейшее познавательное средство. Движения руки (ощупывание, обведение по контуру) способствует точности восприятия, рука учит глаз. При формировании представлений о величине и форме ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его. Тактильно – двигательное воспитание так же, как и зрительное, начинается с узнавания, а завершается формированием представлений. Выяснение математических свойств проводят на основе сравнения. Широко используются также практические приемы сравнения как наложения и приложения. При первоначальном выделении того или иного признака сопоставляются контрастные предметы, отличающиеся только данным признаком. Например, для того чтобы дать детям понятие «короткий -длинный» подбирают два предмета одинакового цвета, равные по толщине и ширине, отличающиеся только длинной.
Опыт практических действий ребенка четко должен фиксироваться в речи педагога, а затем и в собственных высказываниях ребенка. Развитию речи в образовательной деятельности по ФЭМП должно уделяться большое внимание, так как четкие представления формируются тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме.
При формировании понятий и представлений : большой – маленький; много – мало; короткий – длинный и т. д. –ребенок должен не только видеть и слышать названный признак, но и тактильно, чувственно ощущать его.
Перед педагогом в этот период стоит задача обогатить сенсорный опыт, развить мышление и речь дошкольников. Изучение нового математического понятия целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Наблюдение за действиями педагога, который демонстрирует изучаемый объект (фигуру, число, выявление его свойств, признаков (величина, форма).
2. Практические упражнения детей с раздаточным дидактическим материалом, сопровождающиеся словесным отчетом о своих действиях.
3. Нахождение в окружающей обстановке аналогичных предметов с изучаемыми свойствами.
4. Закрепление материала в графических работах: рисование, обводка по шаблону, штриховка, черчение.
5. Закрепление материала во время прогулки, игры и т. д.
6. Работа с демонстрационными таблицами иди другими печатными пособиями (подготовка к работе с книгой, учебником).
Переключая детей с одного вида деятельности на другой, педагог помогает снять умственное переутомление, которое часто наступает у них во время занятий.
Особенности детей с ЗПР требуют увеличения количества тренировочных упражнений, так как любой навык формируется у них очень медленно. Поддерживать интерес к заданиям следует путем широкого использования дидактических игр, упражнений, в том числе связанных с активным движением детей : ходьбой, бегом, хлопкам и т. д. Игровая форма заданий привлекает маленьких детей, воспитывает положительное эмоциональное отношение к занятиям. Нужно стараться подбирать такие игры и занимательные упражнения, чтобы в них по возможности участвовали все дети, в том числе и слабые.
Коррекционная направленность обучения обеспечивается максимальным использованием предметно – практических действий и игровых предметов. Занятия в пропедевтический период начинаются с элементов игры, сюрпризных моментов. В задания включаются дидактические игры и обыгрывание различных ситуаций.
Формирование понятий проводит учитель – дефектолог, ведущая роль принадлежит взрослому. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка. Дети с задержкой психического развития пассивны и не проявляют желания действовать активно с предметами. Взрослым необходимо постоянно создавать для детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит коррекционно-развивающая работа и предметно-пространственная среда кабинета дефектолога, специально разработанная для детей нашей группы.