Лариса Бабась
Мастер-класс для родителей «Развитие слухового восприятия у детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие слухового восприятия у детей 2-3 лет»
Подготовила учитель-логопед Бабась Л. В.
Цель: активизация творческого потенциала родителей в процессе взаимодействия с детьми младшего дошкольного возраста.
Темочки:
- Мастер-классы для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи: повысить компетентность родителей в вопросе по развитию слухового восприятия у детей; познакомить родителей с возможностями игровой деятельности, с приемами и методами ее организации и умелом руководстве взрослого.
Уважаемые родители!
Мы рады поприветствовать Вас на нашем мастер-классе! Мы надеемся, что он не оставит Вас равнодушными и Вы узнаете для себя много нового и интересного. Сегодня речь пойдет о развитии слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста.
Прекрасен мир звуков! Прекрасен потому, что жить в нем радостно и интересно. Стоит на мгновение закрыть уши, как сразу замолкнут все звуки, и обеднеет для нас мир. Непременным условием для развития речи является способность слышать
Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться в раннем возрасте.
Развитие неречевого слуха
Неречевой (физический) слух – это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи). Неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире.
Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.
Умение сосредоточится на звуке (слуховое внимание) – важная способность человека, которую необходимо развивать. Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы. Именно по этому, мы предлагаем игры для развития слухового внимания и восприятия, которые научат малышей сосредотачиваться на звуке, улавливать и различать разнообразные звуки. Следует также учесть, что звуки могут восприниматься на слух или с опорой на зрение (слухозрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков необходимо соблюдать последовательность:
• звуки природы: шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др. ;
• звуки, которые издают животные и птицы: лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев, гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и др. ;
• звуки, которые издают предметы и материалы: стук молотка, скрип двери, тиканье часов, жужжание пылесоса, шуршание пакета, шорох пересыпаемой крупы и др. ;
• транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п. ;
• звуки, которые издают различные звучащие игрушки: погремушки, свистульки, трещотки, пищалки;
• звуки детских музыкальных игрушек: колокольчик, барабан, бубен, гармошка и т. д.
Кроме этого, огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, его эстетическое воспитание оказывают звуки музыки.
Игры на развитие физического слуха.
«Послушаем звуки!»
цель: развитие слухового внимания; восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.
Ход игры: Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание малыша на звуки природы – шум ветра, шелест листьев, журчание воды, грохотание грома. Также обращайте внимание на звуки, которые издают животные и птицы, живущие в городе – собаки, кошки, вороны, воробьи и т. д. После того как ребенок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышит и видит одновременно, предложите определить источник звука с закрытыми глазами (только на слух);
- Закрой глаза, прислушайся. Что ты слышишь?
И ребенок должен назвать звуки, которые он услышал.
Аналогично проводится игра «Звуки дома» на восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы обихода.
Ход игры: находясь в квартире, прислушайтесь вместе с ребенком к звукам дома – тиканью часов, звону посуды, скрипу двери, шипению закипающего чайника и т. д.
(предлагаю родителям закрыть глаза и прислушаться к звукам детского сада)
«Кто кричит?»
Летом на даче или в гостях в деревне, вместе с ребенком познакомьтесь с домашними животными и птицами. Научите его различать издаваемые ими звуки и соотносить звук с конкретным животным (лошадь, корова, коза, свинья) или птицей (утка, гусь, курица, петух) Усложняя задачу, предложите ребенку с закрытыми глазами определить кто кричит.
- Закрой глаза и постарайся угадать, кто кричит. Конечно, это петух прокукарекал! Молодец, угадал. А теперь? Да, это хрюкает свинья.
«Постучим, погремим!»
цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные предметы.
оборудование: бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и т. д.
Ход игры: Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: постучите деревянным молоточком, помните или порвите лист бумаги, пошелестите газетой, пошуршите пакетом, ударьте металлическими ложками друг о друга и т. д. После того, как ребенок научится внимательно слушать звуки предметов, предложите послушать с закрытыми глазами и угадать, какой предмет звучал.
Вначале вы с ребенком договариваетесь, какие предметы будут использованы в игре, в дальнейшем можно использовать любые предметы в комнате – манипулировать ими издавая звуки.
(предлагаю родителям закрыть глаза и определить, какой предмет издает звук)
Аналогично проводится игра со звучащими игрушками.
Развитие речевого слуха
Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.
Умение сосредоточится на звуках речи – очень важная способность человека. Без нее невозможно научится понимать речь. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить – произносить звуки, отчетливо выговаривать слова.
Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический слух. Эту способность нужно развивать с первых дней жизни. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию речи. Лепет ребенка это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет звуки родного языка «та-та-та или ба-аб-аб». Формирование фонематического слуха особенно интенсивно происходит в первые 5-6 лет жизни ребенка. Очень важно не упустить возможности возраста и помочь ребенку в формировании правильной речи.
Игры на развитие речевого слуха
«Кто там?»
цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.
оборудование: игрушки – кошка, собака, лошадка, корова, лягушка и т. д.
Ход игры: Пряча игрушки за ширмой или в коробке, взрослый подает сигнал – крик животного или птицы ( звукоподражания: «мяу», «ав-ав», «пи-пи», «и-го-го», «ква-ква») и просит ребенка послушать и отгадать - кто там? Ребенок может ответить любым доступным способом: показать картинку с изображением этого животного, назвать его словом или звукоподражанием (в зависимости от его речевых возможностей).
- Послушай внимательно. Кто там кричит? Собака? Давай посмотрим. Молодец, угадал. Послушай, кто еще там кричит? и т. д.
«Покажи игрушку!»
цель: развитие речевого слуха – умение слушать слова.
оборудование: различные игрушки и предметы.
Ход игры: на полу или на столе лежат различные игрушки или предметы. Взрослый объясняет задание: я буду называть игрушки, а ты найди ее и дай мне.
Например: мяч (ребенок находит мяч). Молодец! Что ты принес? (ответ ребенка) или матрешка (ребенок находит и приносит игрушку).
Задания можно усложнять: предложить принести 2-3 игрушки или подобрать игрушки с похожими названиями (мишка, шишка, малышка, пушка, подушка и т. д.)
Игры на умение слушать слова и выполнять действия.
Физминутка для родителей
Давайте вспомним сигналы светофора. Что означает красный свет? Желтый? Зеленый? (ответы родителей). Молодцы, а теперь превратимся в светофор. Если я говорю: «Зеленый» - вы топаете ногами; «Желтый» - хлопаете в ладоши; «Красный» - тишина. А я буду неисправным светофором и стану показывать иногда неправильные сигналы.
Также важно научить ребенка выполнять просьбы и поручения, не сопровождаемые жестами: «Дай, возьми, положи, открой»; научить перемещать предметы по заданию: «Открой шкаф, достань книгу и положи на стол» или «Возьми со стола мишку и посади на диван».
«Съедобное – несъедобное»
цель: умение внимательно слушать слова; развивать мышление.
оборудование: мяч
Ход игры: Перед началом игры необходимо уточнить представления
ребенка о том, что значит «съедобный» и «несъедобный» - показать малышу продукты питания, а также другие предметы и предложить выбрать то, что можно есть, - это съедобное, а то что нельзя есть, - это несъедобное.
В эту игру можно играть на полу. Взрослый объясняет задание: я буду катить тебе мяч и говорить разные слова. А ты внимательно слушай, если я назвали съедобное, то что можно кушать – лови мяч. Если я назвала несъедобное – то что есть нельзя, - оттолкни мяч.
Взрослый катит к ребенку мяч называя слова: «пирожок», «конфета», «кубик», «суп», «диван», «яблоко» и т. д. Ребенок должен внимательно слушать слова. Вначале лучше эту игру проводить в медленном темпе, чтобы у ребенка была возможность не только вслушаться в звучание слова, но и подумать, что оно обозначает.
Таким образом, основная задача родителей — открыть для малыша особый мир звуков. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
До новых встреч!
(предлагаю родителям буклет с играми на развитие неречевого и речевого слуха)